|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 » »» себе владыку; римских церквей король не ставит ни в Новгороде, ни в
пригородах, ни по всей земле Новгородской. Что в Пскове суд, печать и земли
Великого Новгорода, то к Великому Новгороду по старине. Если король помирит
Новгород с московским князем, то возьмет черный бор по новгородским
волостям, один раз, по старым грамотам, а в иные годы черного бору ему не
надобно. Король держит Новгород в воле мужей вольных, по их старине и по
крестной грамоте; целует крест ко всему Великому Новгороду за все свое
княжество и за всю Раду литовскую. Между этими условиями с Казимиром не
встречаем условия о праве короля раздавать волости, грамоты вместе с
посадником, не лишать волостей без вины; нет условия о праве короля брать
дар со всех волостей новгородских, о праве охотиться в известных местах,
посылать своего осетреника и медовара; о праве посылать своего мужа за
Волок; замечательно в договоре с Казимиром выражение "вольные люди", которое
повторяют новгородцы, говоря о себе, чего не находим в прежних договорах с
князьями Рюриковичами; наконец, должно заметить, что новгородцы требуют от
Казимира присяги за Раду литовскую, о Польше не упоминается ни слова.
Отправивши послов в Литву, послали сказать псковичам: "Вашего посла к
великому князю не хотим поднимать, и сами ему челом бить не хотим; а вы бы
за нас против великого князя на коня сели, по своему с нами миродокончанию".
Псков дал на это такой ответ: "Как вам князь великий отошлет складную
грамоту, то объявите нам, мы тогда, подумавши, ответим". Но псковичи недолго
думали и объявили московскому послу, что будут помогать великому князю.
Последний, узнав о победе литовской стороны, хотел испытать еще мирные
средства и отправил в Новгород посла с жалованием и добрыми речами, "чтобы
отчина его, новгородцы, от православия не отступали, лихую мысль из сердца
выкинули, к латинству не приставали и ему бы, великому князю, челом били, да
исправились, а он, великий государь, жалует их и в старине держит".
Митрополит Филипп также послал увещательные грамоты: "Сами знаете, дети, с
какого времени господари православные, великие князья русские начались;
начались они с великого князя Владимира, продолжаются до нынешнего Иоанна
Васильевича; они господари христианские русские и ваши господа, отчичи и
дедичи, а вы их отчина из старины мужи вольные. Господин и сын мой князь
великий сказывает, что жаловал вас и в старине держал и вперед жаловать
хочет, а вы, сказывает, своих обещаний ему не исполняете... Ваши лиходеи
наговаривают вам на великого князя: "Опасную-то грамоту он владыке
нареченному дал, а между тем псковичей на нас поднимает и сам хочет на нас
идти". Дети! Такие мысли враг дьявол вкладывает людям: князь великий еще до
смерти владыки и до вашего челобитья об опасной грамоте послал сказать
псковичам, чтобы они были готовы идти на вас, если вы не исправитесь; а
когда вы прислали челобитье, так и его жалованье к вам тотчас пошло. И о
том, дети, подумайте: царствующий град Константинополь до тех пор
непоколебимо стоял, пока соблюдал православие; а когда оставил истину, то и
впал в руки поганых. Сколько лет ваши прадеды своей старины держались
неотступно; а вы при конце последнего времени, когда человеку нужно душу
свою спасать в православии, вы теперь, оставя старину, хотите за латинского
господаря закладываться! Много у вас людей молодых, которые еще не навыкли
доброй старине, как стоять и поборать по благочестии, а иные, оставшись по
смерти отцов ненаказанными, как жить в благочестии, собираются в сонмы и
поощряют на земское неустроение. А вы, сыны православные, старые посадники
новгородские и тысяцкие, и бояре, и купцы, и весь Великий Новгород, сами
остерегитесь, старые молодых понаучите, лихих удержите от злого начинания,
чтоб не было у вас латинские похвалы на веру православных людей".
Все эти увещания не помогли, надобно было садиться на коня. В мае 1471
года великий князь созывает на думу братьев своих, митрополита, архиереев,
бояр и воевод, объявляет, что необходимо выступить в поход на новгородцев за
их отступление, но спрашивает, выступать ли немедленно или ждать зимы,
потому что земля Новгородская наполнена большими озерами, реками, болотами
непроходимыми; прежние великие князья летом на Новгород не хаживали, а кто
ходил, тот много людей терял. Решили выступить немедленно, и великий князь
занялся распоряжениями к походу: беречь Москву и управлять Русскою землею во
время отсутствия своего оставил сына Иоанна, при котором приказал быть брату
Андрею Васильевичу Старшему вместе с служилым татарским царевичем Муртозою.
С собою в поход брал великий князь братьев - Юрия, Андрея Меньшого и Бориса,
князя Михаила Андреевича Верейского с сыном и другого татарского служилого
царевича - Даньяра; выпросил с собою в поход у матери дьяка ее, Степана
Бородатого, знавшего хорошо летописи, умевшего приискать в них, что нужно к
делу: на случай если придут новгородские послы, то Степан напомнит ему, что
говорить о их старых изменах, как они изменяли в давние времена отцам его,
дедам и прадедам. В Новгород отправлен был посол с разметными грамотами, в
Тверь - с просьбою о помощи, во Псков и Вятку - с приказом идти на
новгородские владения. И прежде в летописях отражается нерасположение
северо-восточного народонаселения к Новгороду: но теперь, при описании
похода 1471 года, замечаем сильное ожесточение. "Неверные, - говорит
летописец, - изначала не знают бога; а эти новгородцы столько лет были в
христианстве и под конец начали отступать к латинству; великий князь пошел
на них не как на христиан, но как на иноязычников и на отступников от
православия; отступили они не только от своего государя - и от самого
господа бога; как прежде прадед его, великий князь Димитрий, вооружился на
безбожного Мамая, так и благоверный великий князь Иоанн пошел на этих
отступников".
Первый отряд под начальством князя Даниила Дмитриевича Холмского и
боярина Феодора Давыдовича в числе 10000 выступил в начале июня к Русе; за
ним пошел отряд под начальством князя Оболенского-Стриги вместе с
Даньяровыми татарами к Вышнему Волочку и потом по Мсте; трое братьев
великокняжеских и князь Верейский двинулись с полками каждый из своей
отчины. Все эти войска вступили разными дорогами в Новгородскую землю и
начали страшно опустошать ее: воеводам велено было распустить ратников по
многим местам - жечь, пленить и казнить без милости жителей за их
неисправление к своему государю, великому князю. Сам Иоанн выступил 20 июня
с главными силами и царевичем Даньяром. 23 пришел в Волок, 29 остановился в
Торжке, куда явились к нему воеводы тверские со многими людьми, явились и
послы псковские с объявлением, что Псков сложил крестное целование к
Новгороду.
К московскому князю приходила помощь с разных сторон; Великому
Новгороду не было помощи ниоткуда; король Казимир не трогался; даже князь
Михаил Олелькович, услыхав о смерти брата своего, Семена, в Киеве, еще 15
марта уехал из Новгорода да на дороге пограбил Русу и от нее все места до
самой границы; другого служилого князя своего, Рюриковича, князя Василия
Шуйского-Гребенку, новгородцы отправили на защиту Заволочья; они послали
просить помощи у Ордена, и магистр ливонский писал к Великому, что Орден
Страницы: «« « 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |