|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 » »» И прежде не раз великие князья литовские предлагали свое
покровительство Новгороду; их предложения были отвергаемы; и нельзя не
заметить, что главным побуждением к тому было иноверство Гедиминовичей,
хотя, с другой стороны, и от Москвы не было еще тогда такой опасности,
которая бы заставила новгородцев быть внимательнее к предложениям из Литвы.
Но мысль, что рано или поздно придется просить помощи у Литвы, эта мысль не
могла уже быть чуждою в Новгороде, и здесь нашлись люди, которые не
разделяли мнения большинства относительно препятствий к соединению с Литвою.
Заметно было уже и прежде раздвоение между гражданами новгородскими, между
лучшими и меньшими людьми; теперь, в решительную минуту, это разделение
повело к разномыслию относительно самого важного шага, а это разномыслие в
свою очередь усиливало вражду между сторонами. Есть известие, что будто бы
еще в тридцатых годах столетия была в Новгороде смута от желания знатных
людей присоединиться к Литве В решительную минуту борьбы Новгород был
разделен; в Москве не могли не знать о существовании литовской стороны,
которая, разумеется, должна была утверждать, что соединение с Литвою вовсе
не опасно для православия, что в старом Киеве такой же православный
митрополит, как и в Москве. Для ослабления литовской стороны надобно было
возражать на это, надобно было удержать прежде всего владыку новгородского
от признания киевского митрополита Григория православным, законным, и вот
Иоанн III посылает к владыке Ионе с такими речами: "Тебе известно, откуда
пришел этот Григорий и от кого поставлен: пришел он из Рима, от папы, и
поставлен в Риме же бывшим цареградским патриархом Григорием, который
повиновался папе с осьмого собора. Ты знаешь также, за сколько лет
отделилась греческая церковь от латинской, и святыми отцами утверждено, чтоб
не соединяться с латинством. Ты должен хорошо помнить, какой обет дал ты
Ионе-митрополиту, когда приезжал к нам в Москву: ты обещал не приступать к
Григорию, не отступать от Ионы - митрополита всея Руси - и от его
преемников; такой же обет повторил и митрополиту Феодосию, и нынешнему
Филиппу... Так если тот Григорий начнет подсылать к тебе или к новгородцам с
какими-нибудь речами или письмами, то ты, богомолец наш, поберегись и своим
детям внуши, чтоб Григорьеву посланию не верили, речей его не слушали и
даров не принимали; да помни, отец, свой обет, который ты дал на своем
поставленьи отцу нашему, Ионе-митрополиту, и всем его преемникам".
В челе стороны литовской стояли Борецкие, дети умершего посадника Исака
Борецкого. Мы видели, какое важное значение в семействах княжеских получали
матери по смерти отцов; так было и в семьях частных: вдова Исака Борецкого,
Марфа, имела сильную власть над детьми по обычаю и по личному характеру и
посредством этой власти пользовалась могущественным влиянием на дела родного
города. Существование сильной стороны, Москве враждебной, ожесточение, так
резко обнаружившееся в некоторых новгородцах после похода Василия Темного,
не могли не повести к враждебным столкновениям Новгорода с Москвою в
княжение преемника Василиева: в Новгороде стали утаивать великокняжеские
пошлины; стали заводить опять за себя земли и воды, уступленные прежде по
суду Москве; с большого веча шумная толпа людей являлась на великокняжеский
двор, на Городище, бранили, бесчестили наместников, посла Иоаннова; по
одному из условий договора Васильева московские подданные, тяжущиеся с
новгородцами, судились новгородским боярином вместе с московским на
Городище; новгородцы, забыв об этом условии, схватили на Городище каких-то
двух князей, за отказом в имени великого князя, людей их взяли, били, свели
в город и мучили; наконец, новгородские порубежники нападали на волости
московские. Великий князь во все это время был занят войною казанскою; с
другой стороны, по природной осторожности своей он мог бояться решительными,
строгими требованиями усилить, увеличить число приверженцев литовских и
заставить Новгород поддаться Казимиру. Несколько раз отправлял он в Новгород
послов с требованием, чтобы отчина его исправилась, жила по старине. Теперь
это слово "старина" в устах великокняжеских получала особое значение: до сих
пор в отношении к великим князьям новгородцы имели важное преимущество
действовать во имя старины; теперь, замышляя подданство литовское, они
теряли это преимущество, переходившее на сторону великого князя; сперва
новгородцы не требовали от князей ничего более, кроме исполнения старинных
условий; теперь великий князь требует от новгородцев сохранения старины.
И митрополит московский держался также старины: мы видели, что псковичи
постоянно тяготились зависимостью своей от владыки новгородского, который, в
их глазах, не исполнял своих обязанностей в отношении к ним, как следует,
отчего происходили сильные неустройства в псковской церкви. В конце 1463
года псковичи отправили к великому князю гонца с двумя грамотами: в одной
написана была благодарность от всего Пскова за то, что Иоанн прислал воеводу
своего оборонять Псков от немцев, причем прибавлено: "Хотели мы слать к
тебе, своему государю, людей честных, посадников и бояр, да затем не
послали, что не пропустит Великий Новгород". Великий князь с удивлением
сказал гонцу: "Как это вы побоялись моей отчины, Великого Новгорода? Как
новгородцам не пропустить ваших послов ко мне, когда они у меня в крестном
целовании?" Другая грамота объясняла дело: в ней псковичи просили, чтобы
великий князь велел митрополиту поставить особого владыку во Псков, их же
брата, псковитина. Иоанн отвечал: "Это дело великое: хотим о нем с отцом
своим, митрополитом, крепко подумать; отец наш пошлет за архиепископами и
епископами, и если они все согласятся, то мы вам дадим знать". В начале
следующего года псковичи возобновили просьбу через знатных послов, которые
привезли великому князю в подарок 50 рублей; но успеха не было: Иоанн,
подумавши с митрополитом, объявил, что нельзя быть во Пскове особому
владыке, потому что с самого начала не бывал и нет стола во Пскове. Псковичи
принуждены были возвратить новгородскому владыке воды, земли и все оброки,
которые было захватили в надежде, что Москва исполнит их желание. В конце
1468 года они попытались было опять ввести новизну в своем церковном
управлении, и опять неудачно: все монахи и священники псковские, все пять
соборов, благословивши посадников и весь Псков на вече, сказали: "Хотим,
дети, между собою, по правилам св. апостол и св. отец, во всем священстве
крепость положить, как нам управляться и жить по Номоканону; а вы нам, дети,
будьте поборники, потому что здесь правителя над нами нет и нам самим между
собою крепости удержать нельзя, да и вы иногда вступаетесь миром в церковные
дела не по правилам: так мы хотим и на вас такую же крепость положить".
Псков им отвечал: "То ведаете вы, все божие священство; и мы вам поборники
на всякий добрый совет". Тогда все пять соборов и все священство написали
грамоту из Номоканона о своих священнических крепостях и о церковных делах и
положили грамоту в ларь, а для исполнения грамоты правителями над собой на
вече перед всем Псковом посадили двоих священников. Но скоро клеветники
встали на одного из этих правителей, и он убежал в Новгород к владыке.
Владыка, узнавши о новизне, приехал в начале 1469 года во Псков и спросил:
"Кто это так сделал без моего ведома? Я сам хочу здесь судить, и вы бы
Страницы: «« « 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |