|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 » »» принимают, с веча бегают и в сердцах много причиняют христианам убытков и
истомы. Но великий князь за эту жалобу только рассердился на Псков, потому
что бояре сказали ему совсем другое. Псковичи немного выиграли от перемены
наместника: Василий Шуйский, по словам летописца, был князь невоинственный и
грубый, только и знал, что пил да грабил, и много всей земле грубости
наделал. Неизвестно, каким образом сменен был Шуйский и на его место прислан
опять князь Ярослав Васильевич Оболенский, при котором с 1483 года начались
опять сильные волнения: псковичи посекли дворы у шести посадников и у многих
других; в следующем году сельские жители, смерды, отказались исполнять свои
обычные работы для города; псковичи посадили троих из них в тюрьму и тогда
же закликали посадников и написали на них мертвую грамоту, т. е. объявили
осужденными на смертную казнь, за то, что они вместе с князем Ярославом
написали новую грамоту и положили ее в ларь без псковского ведома; одного из
посадников, Гаврилу, убили на вече всем Псковом. Опять, следовательно,
псковичи накликали на себя гнев великокняжеский, и когда в конце 1484 года
послы их приехали в Москву с челобитьем, чтоб их держали в старине, то Иоанн
с сердцем приказал смердов отпустить, посадников откликатъ, имение их
отпечатать и у князя Ярослава просить прощения. "Тогда только можете мне
бить челом, тогда я о вашем добре стану думать", - сказал великий князь.
Послы возвратились и объявили на вече приказ Иоаннов, но черные люди не
поверили и отправили в Москву новых послов, которые приехали с прежним
ответом. Черные люди и этим не поверили, говоря, что послы согласились
объявлять все одно итожено челобитью посадников, сбежавших в Москву,
потворствуют им; видно, что и во Пскове, как в Новгороде, было разделение на
две стороны: сторону лучших и сторону меньших людей. Встал сильный мятеж,
началась брань между лучшими людьми - посадниками, боярами, житыми - и
чернью; первые хотели исполнить требование великого князя, отпустить
смердов, откликать посадников, выкинуть из ларя мертвую грамоту и бить челом
князю Ярославу, чтоб ходатайствовал за них в Москве; боялись они от великого
князя казни, потому что без повеления перед его послом смерда казнили и
посадника Гаврилу убили. Но черные люди молодые говорили им: "Мы во всем
правы, и не погубит нас за это князь великий, а вам не верим, и князю
Ярославу не за что нам челом бить". После долгих споров отправили в Москву
двоих гонцов из молодых (незначительных) людей с такими речами: "Как нам,
господарь, укажешь, и мы все по твоей воле сделаем с смердами и посадниками,
а потом наши большие послы будут с челобитьем". Все это черные люди сделали
наперекор посадникам и житым, послали, не исполнивши ничего, что приказывал
великий князь. Но двое гонцов их были убиты в Тверской земле разбойниками,
тогда весною 1485 года псковичи послали в Москву посадников и бояр, на
челобитье которых великий князь отвечал с большим гневом: "Если моя вотчина
приказ мой исполнит и потом станет просить прощения, то я буду вас жаловать
как должно". На этот раз псковичи послушались, отпустили смердов, мертвую
грамоту из ларя выкинули, имение и дворы отпечатали. Осенью отправились
опять в Москву посадники и бояре вместе с князем Ярославом и повезли 150
рублей; великий князь пожаловал, объявил им, что отчину свою будет держать в
старине. Это уже четвертые послы, говорит летописец, да пятых разбойники
тверские убили, а все это слали псковичи по делу о смердах и много убытка
потерпели, рублей 1000 издержали, да вся земля мялась два года. Но и этим
дело не кончилось; спустя немного времени случилось одному священнику
разбирать грамоты у наровских смердов, и нашел он ту грамоту, в которой
говорилось, как смердам из веков вечных князю и Пскову дань давать и всякие
работы урочные отправлять; от этой-то грамоты и произошла вся беда, потому
что смерды, утаивши ее, не пошли на работу; псковичи не знали, как бывало в
старину, а смерды обманули великого князя, насказали ему все не так. Смерд,
увидавши грамоту в руках священника, вырвал ее у него; священник объявил об
этом, и псковичи посадили смерда под стражу; с тех пор начали являться к
посадникам и ко всему Пскову из города, пригородов и волостей челобитчики на
самого князя Ярослава и на его наместников. Посадники и весь Псков набрали
бесчисленное множество жалоб, написали грамоты и отправили летом 1486 года
послов в Москву, посадников, бояр да обиженных по два человека с пригорода.
Послы приехали бить челом великому князю и объявили о смерде, что грамоту
утаил: "Мы теперь его под стражею держим, и как нам, господарь, укажешь?"
Великий князь, взглянув на них ярым оком, сказал: "Давно ли я вам простил за
дело о смердах, а теперь вы опять начинаете?" - и не принял ни одной жалобы
на Ярослава. Это было последнее занесенное в летопись посольство из Пскова в
Москву по делам внутреннего управления.
И Рязань сохранила свою самостоятельность по имени только, потому что
на самом деле беспрекословно подчинялась распоряжениям великого князя
московского. Мы видели, что это подчинение началось еще при Василии Темном,
который взял к себе на воспитание малолетнего рязанского князя Василия, а
для управления Рязанью назначил своих наместников. В 1464 году Иоанн III
отпустил молодого князя в Рязань, но Василий скоро возвратился в Москву для
того, чтоб жениться здесь на сестре великокняжеской, Анне. В 1483 году он
умер, оставя двоих сыновей, Ивана и Феодора, и в том же году первый, как
великий князь рязанский, заключил договор с Иоанном московским и его
родственниками: великий князь рязанский обязывается считать себя младшим
братом Иоанна III и сына его и приравнивается к удельному московскому князю,
Андрею Васильевичу; обязывается быть заодно на всех врагов Москвы и не
сноситься с лиходеями ее князя; с великими князьями литовскими не заключать
договоров, не ссылаться на лихо Москве; не отдаваться с землею к ним в
зависимость. Теперь в договорах наших князей место ордынских отношений
заступают отношения к служебным татарским царевичам, появившимся, как мы
видели, со времен Темного. Великий князь рязанский обязывается, по примеру
деда и отца, давать известное количество денег на содержание царевичей, но
не должен заключать с ними договоров, ссылаться с ними ко вреду московского
князя, должен жить с ними по договору последнего. Следовательно, татарские
царевичи находятся в службе одного московского великого князя как князя всея
Руси, его одного знают, с ним одним заключают договоры. Относительно князей
мещерских рязанский князь обязывается не только не принимать их к себе, но
даже отыскивать их без хитрости, если они побегут от Иоанна, и, отыскавши,
выдать ему. В этом договоре встречаем новое определение границ Московского и
Рязанского княжеств; как трудно было с точностью определить границы в
придонских странах, видно из того, что Елец объявлен за Москвою, а места по
реке Мече - в общем владении.
Мы видели, что у великого князя рязанского, Ивана, был младший брат,
удельный князь Феодор; старший брат по благословению отцовскому получил
Переяславль Рязанский, Ростиславль и Пронск; младший - Перевитск и Старую
Рязань. В 1496 году оба брата заключили между собою договор, из которого мы
видим, что в одно и то же время во всех русских княжествах отношения между
князьями определялись точно так же, как и в Московском княжестве. Великий
Страницы: «« « 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |