|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 » »» союза позвали его к себе на пир; Мамич-Бердей пришел к ним с двумястами
своих, но эта стража была перебита на пиру, Мамич-Бердей схвачен живой и
отвезен в Москву. Государь пожаловал за это горных людей великим своим
жалованьем и сбавил им ясака. Мамич-Бердей объявил в Москве, что он уже убил
призванного им царя из ногаев, потому что от него не было никакой пользы.
Черемисы взоткнули голову убитого на высокий кол и приговаривали: "Мы было
взяли тебя на царство, для того чтоб ты с своим двором оборонял нас, а
вместо того ты и твои люди помощи не дали никакой, а только волов и коров
наших поели; так пусть голова твоя царствует теперь на высоком коле".
Мятежники, лишившись ногайской помощи, потеряв Мамич-Бердея, должны
были выдержать нападения боярина Петра Морозова; последний весною 1556 года
с детьми боярскими, козаками, стрельцами, новокрещеными инородцами выступил
к Чалымскому городку и сжег его, повоевавши и побивши многих людей, которые
встретили его на реке Меше и потерпели совершенное поражение; после этого
Морозов воевал десять дней, опустошил все арские места, побил многих людей,
пленных вывел бесчисленное множество. Это было в мае; в июне Морозов вместе
с воеводою Феодором Солтыковым выступил в новый поход, за 50 верст только не
дошел до Вятки; ратники его брали в плен одних женщин и детей, мужчин всех
побивали. Кроме того, князь Петр Шуйский из Казани отпускал еще другие
отряды, вследствие чего Арская и Побережная стороны опустошены были вконец;
спасшиеся от меча и плена пришли в Казань и добили челом. Весною следующего
года князь Петр Шуйский велел арским и побережным людям поставить на Каме
город Лаишев, который должен был служить обороною против ногаев; в городе
посажены были новокрещены и стрельцы, у которых головами были дети боярские;
новокрещенам воевода велел тут пашню пахать, также у Казани по пустым селам
велел всем пахать пашни - и русским людям и новокрещенам. Но в то же самое
время луговые люди продолжали волноваться: под начальством богатыря Ахметека
они напали на Горную сторону, но были поражены князем Ковровым, и Ахметек
попался в плен; другие толпы луговых, приходившие на арские места, были
также побиты, а между тем из Казани, Свияжска и Чебоксар ежедневно выходили
русские отряды опустошать Луговую сторону. Наконец в мае государь получил
известие, что луговые прислали бить челом о своих винах; Иоанн послал в
Казань и на Свиягу стряпчего Ярцева приводить луговых к присяге. Ярцев
возвратился с известием, что вся Казанская земля успокоилась.
Таким образом, после взятия Казани нужно было еще пять лет
опустошительной войны, чтоб усмирить все народы, от нее прежде зависевшие. В
борьбе этих народов против Москвы, так же как и в последней борьбе самой
Казани, принимают деятельное участие ногаи, с которыми до тех пор не было у
Москвы явно враждебных столкновений. Послы и купцы ногайские часто приезжали
в Москву, приводя с собою на продажу большие табуны лошадей, станы этих
кочевников раскидывались под Симоновым на берегу и в других подгородных
местах. Купцы ногайские при удобном случае не могли удержаться от хищных
привычек, из людей торговых становились разбойниками; так, московское
правительство жаловалось князьям ногайским, что гости их, идя по русским
украйнам, много вреда наделали, деревни грабили, жгли, людей головами брали
и в плен вели. Надобно было поддерживать дружеские сношения с ногайскими
князьями, посылать им подарки, чтоб они не мешались в дела казанские, не
соединялись с Крымом. Нам не нужно следить в подробности за сношениями
московского правительства с ногайскими князьями по однообразию этих
сношений: потомки Едигея обыкновенно так писали к белому князю московскому:
"Ты бы прислал нам те деньги, которые обещал; доведешь нам свою правду - и
мы Казани не пособляем, а от Крыма бережем, потому что крымский хан - нам
недруг. Деньги пришли, а не пришлешь, то правда на твоей шее. Большого моего
посла ты сухо отпустил, а меньшому послу мало поминков дал; и если бы ты нам
друг был, то ты так ли бы делал? Ты всякий год нам лжешь. Если назовешь нас
себе друзьями, то пришли те куны, которые посулил. А казанский царь
ежедневно присылает нас звать, чтоб мы с ним Москву воевали". Иоанн
приказывал отвечать на это: "В грамоте к нам писал ты многие непригожие
слова, и за такими словами непригоже в дружбе быть. Если же вперед станешь к
нам дружбу свою делать, то пришлешь к нам большого посла, а мы с ним пошлем
к тебе своего боярина, и что у нас случится, то мы к тебе пошлем". Хотя за
непригожие слова и не следовало быть в дружбе, однако вражда была опасна, и
обещались подарки, если придет большой посол. За подарки ногаи готовы были
писать Иоанну: "Я твой козак и твоих ворот человек; братству моему знамя то:
захотят младшие мои братьи или дети в вашу сторону войною идти, то я, если
смогу их унять, уйму; если же не смогу их унять, то к тебе весть пошлю". Но
мы видели, какое важное значение имела Казань для всей Средней Азии и для
всего магометанского мира, который теперь благодаря турецкому оружию был не
менее могуществен, как и во времена первых калифов. Еще при отце Иоанновом
крымский хан обратил внимание султана на унижение, какому подвергается
магометанский мир, оставляя Казань в зависимости от христианских государей
Москвы; еще при отце Иоанновом посол турецкий объявлял в Москве, что Казань
есть юрт султанов; в малолетство Иоанново крымский хан необходимым условием
мира поставлял то, чтоб Москва отказалась от притязаний своих на Казань.
Когда Иоанн, возмужав, показал ясно, что нисколько не думает отказаться от
этих притязаний, в Бакчисарае и Стамбуле не могли оставаться равнодушными:
крымскому хану по причине отдаления и неудобства сообщений нельзя было
непосредственно помогать Казани, защищать ее от русских; он мог только
нападением на московские украйны отвлекать царя от Казани, что он и
попытался сделать; поэтому султан писал к ногайским князьям, чтоб они,
заключив союз с крымским ханом, защищали Казань. По донесениям наших послов,
султан так писал к ногайским князьям: "В наших бусурманских книгах пишется,
что русского царя Ивана лета пришли, рука его над бусурманами высока. Уже и
мне от него обиды великие: поле все и реки у меня поотнимал, Дон у меня
отнял, в Азове поотнимал всю волю, козаки его с Азова оброк берут, воды из
Дону пить не дадут. А крымскому царю также обиду делают великую: Перекоп
воевали. Русские же козаки Астрахань взяли, оба берега Волги отняли и ваши
улусы воюют; как вы за это стоять не умеете? Казань теперь как воюют! А в
Казани ведь наша же вера, бусурманская. И мы все, бусурманы, сговорились:
станем от русского царя борониться заодно". Ногаи исполнили султанову волю -
посадили в Казани царем астраханского царевича Едигера; защищали ее сколько
могли, боролись с русскими и после ее падения. Но главною причиною слабости
их при этой борьбе, главною причиною успеха русских в Казани с самого
начала, потом в Астрахани и между самими ногаями была постоянная усобица
владетелей; усилится один из них и обнаружит враждебное расположение к
Москве - Москва могла быть уверена, что найдет себе союзников и даже
подданных в других князьях, враждебных ему родичах. В то время как один
астраханский царевич Едигер бился с русскими насмерть в Казани, родственник
его, также астраханский царевич, Шиг-Алей находился в русском стане, другой
царевич, Куйбула, владел Юрьевом, изгнанный из Астрахани царь Дербыш-Алей
Страницы: «« « 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |