|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 » »» царство вопреки желанию астраханцев. Вот почему он бросился на сторону Крыма
и сыновей Юсуфовых, как только те дали обещание избавить его от Ямгурчея. В
апреле 1555 года он дал знать в Москву, что приходил к Астрахани царь
Ямгурчей с сыновьями Юсуфа, крымцами и янычарами и приступал к городу, но
что он, Дербыш, с астраханцами и русские козаки, оставленные Пронским,
отразили неприятелей. Здесь хан утаил самое важное. В мае оставленный в
Астрахани начальник русского отряда Тургенев дал знать также о приходе
Ямгурчея и сыновей Юсуфовых, но при этом извещал, что Дербыш вошел в
переговоры с последними, которые побили Ямгурчея с братьею, а Дербыш за это
перевез их на другую сторону Волги и таким образом дал им возможность
действовать против Измаила, что только и было им нужно: они напали врасплох
на дядю и выгнали его. Сам Тургенев встретился с Кафтыревым на Волге и
сказал, что Дербыш отпустил его из Астрахани, но послов своих к государю не
отправил и ссылается с крымским ханом; Кафтырев воротил Тургенева и с ним
вместе поплыл в Астрахань со всеми стрельцами и козаками. Приехавши в
Астрахань, Кафтырев нашел город пустым: все астраханцы разбежались,
испуганные слухом, что московский царь послал на них свою рать и велел всех
их побить; а между тем из Крыма пришли уже к ним три царевича с пушками и
пищалями. Кафтырев повестил Дербышу и всем астраханцам, что царь и великий
князь вовсе не хочет воевать их, а, напротив, отправляет к ним посла своего
Мансурова с милостями: отсылает назад к ним некоторых пленных цариц, о
которых просил Дербыш, отпускает их послов, новых Дербышевых и старых
Ямгурчеевых, и дарит им годовую дань. По этой повестке Дербыш и астраханцы
возвратились в город. Тогда же была получена весть, что Измаил, собравшись с
людьми, опять выгнал племянников и владеет всеми ногаями. Осенью сам Измаил
прислал послов с жалобою на Дербыша, что тот царю и великому князю не
прямит, им, ногаям, наделал много дурного, чтоб государь их от Дербыша
оборонил, взял бы и Астрахань в свое полное владение, как Казань; таким
образом, и здесь сами ордынцы потребовали от Москвы уничтожения другого
Татарского царства. За себя Измаил и все мурзы прислали шертную грамоту, в
которой клялись: куда их царь и великий князь пошлет - всюду ходить и на
всех недругов быть заодно. Измаил вздумал было писать себя отцом царю
московскому и требовать, чтоб ему платили ежегодно с Казани двадцать сот
рублей. Иоанн отвечал ему: "Мы для тебя велели свое астраханское дело делать
накрепко. И если астраханское дело сделается и понадобится тебе самому или
женам и детям твоим жить в Астрахани, то мы велели держать вас здесь с
немногими людьми, как можно вас прокормить, и беречь вас велели от ваших
недругов. А если астраханское дело не сделается, то вам и в Казань приезд и
отъезд вольный с немногими людьми, с пятидесятью или шестидесятые, как бы
можно было их в Казани прокормить. А что писал ты к нам в своих грамотах
многие слова невежливые, и мы на тебя погневались, потому что тебе наше
государство и прежние дела ведомы, как прежние князья ногайские и мурзы к
отцу нашему и к нам писали. И ты б вперед бездельных слов не писал. А мы
ныне гнев свой отложили для того, что на тебя от твоих недругов многие
кручины пришли, и мы хотим за прежнюю твою дружбу тебе помогать". Измаил
после этого уже не писался отцом Иоанну, а писал: "Всего христианства
государю, белому царю много-много поклон"; просьбы были прежние: "Пришли мне
трех птиц, кречета, сокола и ястреба, да олова много, да шафрану много, да
красок много, да бумаги много, да 500000 гвоздей". В марте 1556 года Измаил
опять дал знать в Москву, что Дербыш изменил окончательно: соединился с
крымским ханом и Юсуфовыми детьми и московского посла Мансурова выбил из
Астрахани, что он, Измаил, пошел уже под Астрахань, чтоб и государь посылал
туда же рать свою. В то же самое время пришла из Казани весть о восстании
Мамич-Бердея и о приходе к нему царевича от ногаев; это заставляет думать,
что движение казанское было в связи с астраханским, а толчок оба движения,
разумеется, получили из Крыма. Чрез несколько дней пришла весть и от самого
Мансурова: посол извещал, что Дербыш изменил побил князей, которые служили
прямо царю и великому князю, к нему, Мансурову, приступал три дня со всеми
людьми, но он отбился от астраханцев в Малом городе у Волги, пошел на судах
вверх по реке и теперь у козаков на Переволоке; из 500 человек народу у него
осталось только 308: иные побиты, иные потонули, другие с голоду на дороге
померли. Государь немедленно в том же месяце отправил к Измаилу 50 козаков с
пищалями и писал к нему, что отпускает рать свою Волгою на Астрахань, а
полем послал для него, Измаила, и для астраханского дела 500 козаков с
атаманом Ляпуном Филимоновым.
Волгою отправились под Астрахань стрельцы с своими головами
Черемисиновым и Тетериным, козаки с атаманом Колупаевым и вятчане с главным
головою Писемским. Атаман Ляпун Филимонов предупредил их, напал на Дербыша,
побил у него много людей, много взял в плен и стал дожидаться Черемисинова с
товарищами. Языки сказывали, что крымский хан прислал в Астрахань 700 татар
и 300 янычар с пушками и пищалями. В сентябре, когда царь по обыкновению был
у Троицы для празднования дня святого Сергия (25 числа), пришло донесение от
Черемисинова: приехал он в Астрахань, а город пуст: царь и люди выбежали,
разогнанные атаманом Ляпуном; головы сели в Астрахани, город укрепили и
пошли к морю, нашли суда все астраханские, посекли их и пожгли, а людей не
нашли: люди скрылись далеко на берегу. Пошли в другой раз Писемский и
Тетерин, нашли царя от берега верст с 20, напали на него ночью и побили
многих людей; наутро собрался царь Дербыш с мурзами ногайскими и крымскими и
со всеми астраханцами; русские пошли назад. Дербыш преследовал их и бился,
идучи весь день до Волги. После этого Дербыш начал пересылаться с
Черемисиновым, бил челом, что изменил государю неволею, чтоб государь ему
милость показал; вместе со всеми астраханцами поклялся, что поедут в город и
будут служить государю. Головы в ожидании прихода астраханцев укрепились в
городе, чтобы можно было сидеть бесстрашно, по Волге козаков и стрельцов
расставили, отняли всю волю у ногаев, у астраханцев отняли все рыбные ловли
и перевозы. Дербыш не приходил в город по обещанию, клятве своей изменил,
отводил его от государя крымский воевода, присланный от Девлет-Гирея, да
Юсуфовы дети. Но последние недолго оставались на крымской стороне: началась
опять резня между ногаями, три дня бились друг с другом два рода - Юсуфовы
дети с Шиг-Мамаевыми детьми, и следствием было то, что Юсуфовы дети
помирились с дядею Измаилом, убийцею отца их, и прислали бить челом к
русским головам, что хотят служить государю, как служит ему дядя их Измаил,
будут кочевать у Астрахани, а дурного ничего делать не будут; головы приняли
их челобитье, дали им суда, на чем ехать к Измаилу и на чем кормиться на
Волге. Вследствие такого переворота в степной политике судьба Астрахани
решилась так, что московскому стрельцу, сидевшему в астраханском кремле, не
нужно было заряжать своей пищали: Юсуфовы дети бросились на старого союзника
своего Дербыша и прогнали его, отняли крымские пушки и прислали их к
Черемисинову в Астрахань; Дербыш побежал к Азову и не возвращался более;
черные люди астраханцы начали после этого приходить к головам, присягать и
Страницы: «« « 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |