Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 931
Размер файла: 6952 Кб
Страницы: «« « 743   744   745   746   747   748   749   750   751  752   753   754   755   756   757   758   759   760   761  » »»

правилами мудрости житейской мало  приносит  и  житейской  пользы  человеку,
видно всего лучше из примера Сильвестра; он  говорил  сыну:  "Подражай  мне?
Смотри, как я от всех почитаем, всеми любим, потому что всем  уноровил".  Но
под конец вышло, что не всем уноровил, ибо всем уноровить дело  невозможное;
истинная мудрость велит работать одному господину. По всем  вероятностям,  и
во время болезни  царя  Сильвестр  хотел  всем  уноровить,  вследствие  чего
уклонился, голоса его вначале не было слышно,  а  потом  он  хотел  помирить
князя Владимира с больным Иоанном, говорил присягнувшим боярам: "Зачем вы не
пускаете князя Владимира к государю? Он государю добра хочет".
   В пространном  Домострое  говорится  об  обязанностях  к  богу,  духовным
пастырям, ближнему вообще, к царю. Между предписаниями религиозными,  общими
всем временам, нас останавливают особенные,  например:  св.  крест,  образа,
мощи целовать перекрестясь, дух в  себе  удержав,  губ  не  разевая;  зубами
просвиры не кусать, как обыкновенный хлеб, но ломать маленькими кусочками  и
класть в рот, есть губами и ртом не чавкать. Если  с  кем  хочешь  сотворить
целование о Христе, также должен дух в себе удержать и губами  не  плюскать.
"Порассуди человеческую немощь:  нечувственного  духа  гнушаемся-чесночного,
хмельного, больного и всякого смрада: коль мерзки пред господом наш смрад  и
обоняние".
   Об обязанностях родителей к детям говорится так: "Иметь попечение отцу  и
матери о детях: снабдить их и воспитать в  добром  наказании;  учить  страху
божию, приличному поведению (вежеству) и всякому благочинию; по  времени,  и
по детям, и по возрасту смотря, учить  рукоделию,  кто  чего  достоин,  кому
какую способность (просуг) бог дал. Любить их и беречь  и  страхом  спасать;
уча и наказуя, и рассуждая раны возлагать. Казни сына своего  от  юности,  и
будет покоить тебя на старости; не ослабевай бия младенца; если жезлом бьешь
его-не умрет, но здоров будет; бия его  по  телу,  душу  его  избавляешь  от
смерти и проч.  т.  п.  А  у  кого  дочь  родится,  то  рассудительные  люди
откладывают на нее от всякого приплода: также полотна и прочее каждый год ей
в особый сундук кладут, всего прибавляют постоянно понемножку, а  не  вдруг;
дочери растут, страху божию и вежеству учатся, а приданое с ними  прибывает,
и как замуж сговорят, то все готово".
   Относительно  обязанностей  детей  к  родителям   не   встречаем   ничего
особенного против общих нравственных правил.  Обязанности  замужней  женщины
Домострой определяет так: она ходит в церковь по возможности,  по  совету  с
мужем. Мужья должны учить жен своих с любовью и  благорассудным  наказанием.
Если жена по мужнему научению  не  живет,  то  мужу  надобно  ее  наказывать
наедине и, наказав,  пожаловать  и  примолвить:  друг  на  друга  не  должны
сердиться.  Слуг  и  детей  также,  несмотря  по  вине,  наказывать  и  раны
возлагать, да, наказав, пожаловать, а  хозяйке  за  слуг  печаловаться:  так
слугам надежно. А только жены, сына или дочери слово или  наказание  неймет,
то плетью постегать, а побить не перед людьми, наедине; а по уху, по лицу не
бить, ни под сердце кулаком, ни пинком,  ни  посохом  не  колотить  и  ничем
железным или деревянным. А если  велика  вина,  то,  сняв  рубашку,  плеткою
вежливенько побить за руки держа.  Жены  мужей  своих  спрашивают  о  всяком
благочинии и во всем им покоряются. Вставши и  помолившись,  хозяйка  должна
указать служанкам дневную работу; всякое кушанье, мясное  и  рыбное,  всякий
приспех скоромный и  постный  и  всякое  рукоделье  она  должна  сама  уметь
сделать, чтоб могла и служанку научить; если все знает мужним  наказанием  и
грозою и своим добрым разумом, то все будет споро и всего будет много.  Сама
хозяйка отнюдь никогда не была бы без дела; тогда  и  служанкам,  смотря  на
нее, повадно делать; муж ли придет, гостья ли придет-всегда б за  рукоделием
сидела сама; то ей честь и слава и мужу похвала;  никогда  не  должны  слуги
будить хозяйку, хозяйка должна будить слуг.  С  слугами  хозяйка  не  должна
говорить пустых речей и пересмешных; торговки,  бездельные  женки  и  волхвы
чтоб к ней не приходили, потому что от них много  зла  делается.  Всякий  бы
день жена у мужа спрашивалась и с ним советовалась о всяком обиходе; знаться
должна только с теми, с кем муж велит; с гостями беседовать о  рукоделье,  о
домашнем устройстве, примечать, где  увидит  что  хорошее;  чего  не  знает,
спрашивать вежливо, кто что укажет-низко челом бить и, пришедши  домой,  все
мужу сказать. С такими добрыми женщинами пригоже сходиться; не для  еды,  не
для питья, а для доброй беседы  и  науки,  внимать  себе  на  пользу,  а  не
пересмехать и никого не переговаривать;  спросят  о  чем  про  кого  другие,
отвечать: не знаю, ничего не слыхала и сама о  ненадобном  не  спрашиваю,  о
княгинях, боярынях и соседях не пересужаю. Отнюдь беречься от пьяного питья;
должна пить бесхмельную брагу и квас и дома, и в людях, тайком  от  мужа  ни
есть, ни пить;  чужого  у  себя  не  держать  без  мужня  ведома:  обо  всем
советоваться с мужем, а не с холопом и не с рабою. Безделиц домашних мужу не
доносить; в чем сама не может управиться, о том должна сказать мужу вправду.
   Об отношениях к слугам Домострой говорит:  "Господа  должны  людей  своих
жаловать, кормить, поить,  одевать,  в  тепле  держать  во  всяком  покое  и
благоденствии; а если держать у себя людей не по  силе,  не  по  доходу,  не
довольствовать их едою,  питьем  и  одеждою,  или  держать  не  рукодельных,
которые сами ничего не умеют промыслить: таким слугам по неволе, со слезами,
и лгать, и красть и развратничать, мужчинам разбивать и красть  и  в  корчме
пить. Таким безумным господам от бога грех и от людей посмех, а  с  соседями
дурное житье. Слугам приказывай: о людях не переговаривать, где в людях были
и что видели недобро-того дома не сказывали бы, а что дома делается, того  в
людях не пересказывали бы; помнили бы о том, зачем посланы, а о другом о чем
станут спрашивать-не отвечать, поскорее отделавшись, домой идти;  так  между
господами никакой ссоры не будет. Куда пошлют слугу в  добрые  люди,  то  он
должен у ворот легонько поколотить; когда будет идти по двору и кто спросит:
за каким делом идет? Отвечать: не к тебе я послан, к кому  послан  с  тем  и
буду говорить; должно сказать только от кого идешь; пусть скажут  господину.
У сеней, избы или  кельи  должно  ноги  грязные  вытереть,  нос  высморкать,
выкашляться, искусно молитву сотворить;  если  аминя  не  отдадут,  то  и  в
другой, и в третий раз молитву сотворить побольше первого раза; если  и  тут
ответа не дадут, то  легонько  потолкаться;  когда  впустят,  святым  иконам
поклониться и от господина челобитье и посылку править, и в это  время  носа
не копать пальцем, не кашлять, не сморкать, не харкать, не плевать, если  же
нужно, то, отшед в сторону, устроиться вежливенько, стоять и на  сторону  не
смотреть, исправить что наказано, ни о чем другом не беседовать и  скорее  к
себе идти. Где случится быть, при господине или без господина  никакой  вещи
не ворошить, не  смотреть,  ни  с  места  не  переложить,  еды  и  питья  не
отведывать; что куда послано, того также не подсматривать и не отведывать".
   Вот идеал семейной жизни, как он был создан  древним  русским  обществом!
Женщина  поставлена  здесь  на  видном  месте;  ее   деятельность   обширна,
она-хозяйка, то есть раньше всех  встает  она,  будит  слуг  и  до  ночи  не
перестает работать, указывает,  распоряжается;  минуты  она  нс  может  быть
праздна; муж должен каждый день ходить в церковь ко  всем  службам,  жена-по

Страницы: «« « 743   744   745   746   747   748   749   750   751  752   753   754   755   756   757   758   759   760   761  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Соловьев С.М., История России с древнейших времен