|
Главная - Наука - История
Эберс Георг - Император Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 172 Размер файла: 1093 Кб Страницы: «« « 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 » »» мраморную статую императора в Цезареуме в этой же позе. Архитектор Клавдий
Венатор был Адриан, а не кто другой.
Молодой художник побледнел; он опустил голову и, поворачиваясь, чтобы
уйти, сказал тихим голосом:
- Сильнейший всегда прав. Позволь мне уйти. Я не более как бедный
художник, ты же нечто другое. Теперь я знаю, кто ты: ты император.
- Да, я император, - сказал Адриан, скрежеща зубами, - и если ты
считаешь себя выше меня как художник, то я покажу тебе, кто из нас двоих
воробей и кто орел.
- В твоей власти уничтожить меня, и я хочу...
- Единственный человек, который здесь имеет право хотеть, это я! -
вскричал император. - И я хочу, чтобы ты больше не входил в этот дворец и
не попадался мне на глаза, пока я здесь. Что сделать с твоей родней - об
этом я подумаю. Ни слова больше! Вон, говорю я, и благодари богов, что к
поступкам незрелых парней я бываю иногда снисходительнее, чем ты в своем
настоящем приговоре. Ты имел дерзость осуждать произведение человека,
который выше тебя, хотя знал, что он вылепил его в часы досуга, шутя, в
два-три приема. Уходи! Мои рабы совсем разобьют твою статую, потому что она
не заслуживает лучшей участи и также потому... как ты выразился? А, знаю -
и потому что она меня сердит!
Сухой смех раздался вслед уходившему юноше.
У входной двери он нашел своего хозяина Папия, который слышал все, что
произошло между ним и императором.
Войдя к Дориде, Поллукс вскричал:
- О, мать, мать! Какое утро и какой вечер! Счастье не что иное, как
порог несчастья.
XI
В то время как Поллукс со своей огорченной матерью дожидался
возвращения Эвфориона, а Папий старался втереться в милость императора,
делая при этом вид, что он все еще принимает его за архитектора Клавдия
Венатора, Элий Вер, которого александрийцы называли поддельным Эротом,
претерпел много серьезных испытаний.
В послеполуденное время он побывал у императрицы, чтобы убедить ее
посмотреть с ним на веселое движение народа, хотя бы сохраняя инкогнито; но
Сабина была не в духе, объявила, что она больна, и уверяла, что шум
волнующейся толпы может убить ее. У кого есть такой оживленный рассказчик,
как Вер, тому незачем подвергать себя пыли, городским испарениям и реву
толпы.
Когда Луцилла стала просить мужа вспомнить о своем положении и, по
крайней мере ночью, не смешиваться с возбужденными толпами, императрица
поручила ему осмотреть все, что есть в празднестве замечательного, и в
особенности обратить внимание на такие вещи, которые можно встретить только
в Александрии и нельзя встретить в Риме.
После захода солнца Вер прежде всего посетил ветеранов двенадцатого
легиона, бывших вместе с ним в походе против нумидийцев, которым он давал
пир в одном трактире как своим добрым старым товарищам.
Целый час он пил с храбрыми стариками; затем оставил их, чтобы
посмотреть ночью на Канопскую улицу, находившуюся в нескольких шагах от
трактира.
Улица была ярко освещена факелами и лампами, большие дома позади
колоннад выделялись богатейшими праздничными украшениями; только самый
прекрасный и величественный из всех них был лишен какого бы то ни было
убранства.
Он принадлежал еврею Аполлодору.
В прежние годы из его окон свешивались прекраснейшие ковры, он был так
же богато украшен цветами и лампами, как и дома других живших на Канопской
улице израильтян, которые проводили этот праздник вместе со своими
согражданами-язычниками так весело, как будто они были склонны чествовать
великого Диониса с не меньшим усердием, чем эти последние.
У Аполлодора были особые основания держаться на этот раз вдали от
всего, что было связано с праздничною суетою язычников. Не чувствуя, что
эта устраненность может подвергнуть его серьезной опасности, он спокойно
оставался в своем убранном с княжеским великолепием жилище, которое
казалось скорее построенным для какого-нибудь грека, чем для еврея. Это в
особенности относилось к перистилю мужской половины доматеперь Аполлодор. Картины на стенах и на полу этого прекрасного помещения,
полукрытый потолок которого поддерживался колоннами из ценного порфира,
изображали сцены любви Эрота и Психеи. Между колоннами стояли бюсты
величайших языческих философов, а на заднем плане залы виднелась прекрасная
статуя Платона.
______________
дворика (ауле), окруженного перистилем, вокруг которого были расположены
покои.
Между портретами, изображавшими греков и римлян, был только один
портрет еврея, да и то Филоназнаменитейших из его греческих собратьев по духу.
______________
еврейский писатель, автор богословских, исторических, эстетических и
аллегорических сочинений, сочетавший платонизм и стоицизм с еврейским
вероучением.
В этой прекрасной комнате, освещенной серебряными лампами, не было
недостатка в удобных ложах, и на одном из них возлежал Аполлодор, хорошо
сохранившийся пятидесятилетний мужчина, и кроткими умными глазами следил за
движениями статного престарелого единоверца, который, оживленно
разговаривая, ходил взад и вперед перед ним. При этом руки старца никогда
не оставались спокойными. Он то делал ими быстрые движения, то поглаживал
свою длинную бороду, белую как снег.
Против хозяина дома сидел какой-то сухощавый молодой человек с
бледными, в высшей степени правильными и изящными чертами лица и черными
как вороново крыло волосами на голове и на подбородке. Взор его темных
огненных глаз был устремлен вниз. Он водил палкой по мозаичному полу, между
тем как старик нападал на Аполлодора, изливая на него поток своей горячей и
плавно текущей речи.
Страницы: «« « 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |