|
Главная - Наука - История
Эберс Георг - Император Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 172 Размер файла: 1093 Кб Страницы: «« « 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 » »» дочерью своего народа. Я ищу для своего Исаака Ревекку, а не Йемену.
______________
- Я не звал вас к нам, - возразил Аполлодор, - но если вы покинете нас
завтра, то за вами последует наше глубокое уважение. Не считайте нас
худшими, чем мы на самом деле, из-за того, что мы, может быть, больше, чем
следовало бы, сжились с обычаями и образом мыслей народа, среди которого
выросли и чувствуем себя хорошо. Мы знаем, как высоко стоит наша вера в
сравнении с верою язычников. В сердце своем мы - евреи; но разве нам не
следует стремиться, где и как только возможно, к изощренности, образованию
и облагорожению нашего ума, созданного Господом, конечно, из не менее
тонкого материала, чем ум других народов? И в какой школе можно воспитать
мышление лучше и по более твердым законам, чем в нашей, - я разумею школу
эллинских наставников? Познание высочайшего...
- Это познание, - воскликнул старик с жаром, размахивая руками, -
познание высочайшего и всего, что только доступно исследованию чистейшей
философии, что самые сильные и чистые из мыслителей, которых ты разумеешь,
могут когда-нибудь узнать посредством серьезного и углубленного
размышления, - все это каждый ребенок в нашем народе уже получил от своего
бога в подарок. Сокровищами, которые ищут ваши мудрецы с таким трудом, мы
уже обладаем в нашем писании, в наших заповедях, в нашем нравственном
законе. Мы - народ из народов, первенцы Господа, и когда из нашей среды
явится Мессия...
- Тогда, - прервал его Аполлодор, - исполнится то, чего я желаю вместе
с Филоном: именно, чтобы мы были священниками и пророками для других
народов. Тогда мы сделаемся поистине народом священнослужителей, призванных
к тому, чтобы своими молитвами испрашивать для всех людей благословение
Всевышнего. Для нас, для нас одних явится посланник божий, чтобы из рабов
сделать нас царями народов.
Аполлодор с удивлением посмотрел взволнованному старику в лицо и
спросил с недоверчивой улыбкой:
- Распятый назареянин был ложным Мессией, но когда появится истинный?
- Когда он появится? - вскричал рабби. - Когда? Разве я могу это
сказать? Я знаю только одно. Червь теперь поднимает уже свое жало, чтобы
ужалить пяту того, кто его попирает. Слыхал ли ты имя Бар-Кохба? ______________
себя за Мессию и поднявшего в 132 г. еврейское восстание против притеснений
Адриана.
- Дядя, - прервал Бен-Иохай речь старого рабби, вставая со своего
места, - не говори того, в чем ты можешь раскаяться.
- Не беспокойся, - возразил Гамалиил серьезно. - Эти люди здесь
низвели божественное до степени человеческого; но они не предатели. - Затем
он снова обратился к Аполлодору и сказал: - Сильные во Израиле воздвигли
кумиры на нашем святом месте; они хотят снова принудить народ поклоняться
этим богам; но мы позволим скорее сломить себе спину, чем согнуть ее.
- Вы снова замышляете большое восстание? - спросил александриец с
беспокойством.
- Отвечай мне, слыхал ли ты имя Бар-Кохба?
- Да, как имя безрассудного вождя вооруженных банд.
- Он - герой, может быть, избавитель.
- Это для него ты поручил мне нагрузить мой корабль для перевозки
зерна, отправляющийся в Яффу, мечами, щитами и наконечниками копий?
- Разве только одним римлянам позволительно носить оружие?
- Нет; но мне все-таки не годится снабжать друга оружием, когда он
желает употребить его против сильнейшего, который, наверное, его уничтожит.
- Бог воинов сильнее тысячи легионов.
- Будь осторожен, дядя! - снова вскричал Бен-Иохай.
Гамалиил с гневом повернулся к племяннику; но прежде чем он мог
отклонить предостережение молодого человека, он вздрогнул: дикий рев и
грохот сильных ударов, поколебавших железные ворота дома, ворвались в залу
и отразились громовым эхом от мраморных стен.
- Это нападение на мой дом! - вскричал Аполлодор.
- Это благодарность тех, для которых ты изменил богу твоих отцов, -
сказал старик глухим голосом. Затем он поднял глаза и руки и вскричал: -
Услышь меня, Адонаи! Я древен годами и созрел для могилы, но пощади этого
человека, сжалься над ним!
Бен-Иохай, подобно своему дяде, поднял руки к небу, и его черные глаза
сверкнули мрачным пламенем на бледном лице.
Молитва его и рабби Гамалиила была коротка, потому что опасность
надвигалась все ближе и ближе.
Аполлодор ломал руки и ударял кулаком себе в лоб.
Все его движения были судорожны и порывисты. Страх совершенно лишил
его прекрасной, сдержанной, спокойной манеры, которую он приобрел, живя
среди своих эллинских сограждан. Он бросался во все стороны, перемешивал
греческие проклятия и заклинания с призывами к богу своих отцов.
Он искал ключи от подземных комнат своего дома, но не находил; они
хранились у ключника, и тот, подобно всем слугам Аполлодора, или
развлекался на улице, или сидел в каком-нибудь кабаке.
Теперь в комнату стремительно вбежал недавно купленный еврейский
повар, которому празднование в честь Диониса внушало омерзение, и, терзая
волосы и бороду, закричал хриплым голосом:
- Филистимляне нападают на нас. Спаси нас, рабби, великий рабби!
Возопи о нас к Господу, человек божий! Они идут с пиками и кольями и
потопчут нас, как траву, они сожгут нас в этом доме, как саранчу, которую
бросают в печь!
В смертельном страхе раб извивался у ног Гамалиила, обхватив их
руками, но Аполлодор вскричал:
- Следуйте за мною! Вверх, на крышу!
- Нет, нет, - завыл раб. - Амаликитянебросить их в наши шатры. Язычники прыгают и беснуются, пламя, которое они
бросят, пожрет нас. Рабби, рабби, призови воинство Господа! Боже правый!
Вот ворота взломаны!.. Господи, Господи, Господи!
______________
Зубы у испуганного раба стучали; стеная и охая, он закрыл руками
Страницы: «« « 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |