|
Главная - Наука - История
Эберс Георг - Император Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 172 Размер файла: 1093 Кб Страницы: «« « 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 » »» на берегу Мареотиды.
- Я с удовольствием принимаю твое приглашение, матушка, - отвечал
Адриан.
Дорида наполнила кубок вином и сказала:
- А вот вода для смешения.
Император взял кубок работы Поллукса, с удивлением посмотрел на него и
сказал, прежде чем поднес его к губам:
- Мастерское произведение, матушка. Из чего же здесь будет пить
император, если привратники употребляют такие сосуды? Кто выполнил эту
превосходную работу?
- Мой сын вырезал этот кубок для меня в свободные часы.
- Он дельный скульптор, - прибавил Титиан.
Выпив вино с большим удовольствием, император поставил кубок на стол и
сказал:
- Отличное питье. Благодарю тебя, матушка!
- И я тебя за то, что ты называешь меня матерью. Нет более прекрасного
названия для женщины, которая вырастила хороших детей, а у меня их трое, и
их не стыдно показать.
- Так желаю тебе счастья для них, моя матушка, - сказал император. -
Мы еще увидимся, потому что я останусь на несколько дней здесь, на Лохиаде.
- Теперь, среди этой суматохи?
- Этот великий архитектор, - сказал Титиан в пояснение, - будет
помогать Понтию.
- Понтий не нуждается ни в чьей помощи! - вскричала старуха. - Это
человек крепкого закала. Его предусмотрительность и энергия, по словам
моего сына, несравненны. Да и сама я видела, как он распоряжался, а я умею
различать людей.
- А что тебе в нем более всего понравилось? - спросил Адриан, которому
пришлось по сердцу непринужденное обращение умной старухи.
- Он ни на минуту не теряет спокойствия при всей этой спешке. Говорит
не больше и не меньше, чем нужно, умеет быть строгим, где это необходимо, и
ласков с нижестоящими. На что он способен как художник, об этом я не могу
судить, но знаю наверное, что он действительно дельный человек.
- Я сам его знаю, - сказал император, - и ты правильно его описываешь;
но мне он показался несколько строже.
- Как мужчина, он должен уметь быть твердым. Но он тверд только там,
где нужно; а каким добрым он может быть - это он нам показывает ежедневно.
Когда часто сидишь одна, то видишь его отношение. И вот я заметила: кто
надменен и крут с маленькими людьми, тот и сам не больно велик, ибо он
считает нужным так поступать из опасения, как бы его не сочли таким же
ничтожным, как тот бедняк, с которым он имеет дело. Кто чего-нибудь стоит,
тот знает, что его сразу отличат, даже если он обращается с нашим братом
как с равным. Так поступают Понтий и высокородный наместник, а также и ты,
его друг. Что ты приехал - это хорошо, но, как сказано, наш архитектор
управился бы и без тебя.
- Ты, по-видимому, не особенно высокого мнения о моей будущей работе;
это огорчает меня, потому что ты прожила жизнь с открытыми глазами и
научилась правильно судить о людях.
Тут Дорида умно и пытливо посмотрела на императора своими ласковыми
глазами и отвечала уверенным тоном:
- От тебя... от тебя веет величием, и, может быть, твои глаза увидят
многое, что ускользнет от Понтия. К некоторым избранным людям музы особенно
расположены, и ты, видимо, принадлежишь к их числу.
- Что наводит тебя на эту мысль?
- Я узнаю это по твоему взгляду и по челу.
- Ясновидица!
- Нет, я вовсе не ясновидица. Но я - мать двух сыновей, которым
бессмертные тоже даровали нечто особливое, что я не в силах описать. У них
я заметила это впервые, а когда потом примечала то же у художников и у
некоторых других, то эти люди всегда оказывались самыми выдающимися в своем
кругу. А что ты далеко превосходишь всех остальных - в этом я готова
поклясться.
- Не давай клятвы так легко, - засмеялся император, - мы еще поговорим
с тобой, матушка, а при прощании я спрошу тебя: не обманулась ли ты во мне?
Теперь пойдем, Телемах. Тебя, кажется, в особенности занимают птицы этой
женщины.
Эти веселые слова были обращены к Антиною, который переходил от одной
клетки к другой и с любопытством и удовольствием рассматривал спящих
пернатых любимцев старухи.
- Это твой сын? - спросила Дорида, указывая на юношу.
- Нет. Это мой ученик, но я обращаюсь с ним как с сыном.
- Красивый парень!
- Посмотри, наша старуха еще засматривается на юношей.
- Этого мы не оставляем до столетнего возраста или до тех пор, пока
парки не перережут нити нашей жизни.
- Какое признание!
- Дай мне договорить до конца. Мы никогда не отучаемся радоваться,
глядя на красивых молодых людей; но только пока мы молоды, мы спрашиваем,
чего можем от них ожидать; в старости же для нас вполне довольно оказывать
им дружеское расположение. Послушай, ты, молодой господин, ты всегда
найдешь меня здесь, если тебе понадобится что-нибудь такое, чем я могу
служить тебе. Я - как улитка и лишь изредка покидаю свой домик.
- До свидания, - сказал Адриан и вышел на двор со своими спутниками.
Развороченная мостовая требовала большой осторожности; нужно было искать
точки опоры для ног. Титиан пошел впереди императора и Антиноя, и
властитель мог обменяться со своим наместником лишь немногими радостными
словами по поводу их дружеской встречи.
Адриан осторожно подвигался вперед, улыбаясь про себя с видимым
удовлетворением. Приговор простой умной женщины из народа доставил ему
больше удовольствия, чем высокопарные оды, в которых воспевали его Мезомед
и ему подобные, или льстивые слова, которыми обыкновенно осыпали его риторы
и софисты.
Старуха считала его простым художником; она не могла знать, кто он, и,
однако, признала... Или же Титиан был неосторожен?
Знала ли, догадывалась ли женщина, с кем она говорит?
Крайняя подозрительность Адриана не давала ему покоя. Он уже начинал
считать слова привратницы заученной ролью, ее радушный прием -
подготовленной сценой. Вдруг остановившись, он попросил префекта подождать
Страницы: «« « 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |