|
Главная - Наука - История
Эберс Георг - Император Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 172 Размер файла: 1093 Кб Страницы: «« « 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 » »» отец, а усидчивость - мать всякой художественной деятельности, то
упражнение должно быть воспитателем художника? С тех пор как Адриан
занимается ваянием и живописью, занятие этими искусствами вошло в моду
везде и здесь тоже. В числе богатых молодых людей, посещающих мою
мастерскую, есть весьма даровитые, но ни один из них не выполнил ничего
настоящего, потому что гимнасийчто отнимают у них слишком много времени, так что из упражнений в искусстве
ничего не выходит.
______________
упражнениям, с крытыми и открытыми помещениями, перистилем, банями и
комнатами для ученых бесед (экседрами).
- Да, - вставил один из живописцев, - без принуждения, без муки
ученичества никто не дойдет до свободного и радостного творчества. Но в
риторической школе, на охоте и на войне нельзя брать уроки рисования.
Только тогда, когда ученик научится сидеть смирно и корпеть над работой по
шести часов сряду, я начинаю верить, что из него выйдет что-нибудь
порядочное. Не видал ли кто из вас какого-либо из произведений императора?
- Я видел, - сказал мозаист. - Несколько лет тому назад мне была
прислана по приказанию Адриана его картина. Я должен был снять с нее
мозаичную копию. Она изображала плоды - дыни, тыквы, яблоки - и зеленые
листья. Рисунок был посредственным; яркость красок переходила за пределы
дозволенного, но композиция мне понравилась своей округленностью и
полнотою. Большие плоды под пышными, сочными листьями имели в себе нечто
столь чудовищное, как будто выросли в садах богини изобилия; но в целом
все-таки чувствуется кое-что... При выполнении копии я смягчил несколько
цвета. Вы можете видеть эту копию у меня. Она висит в зале моих
рисовальщиков. Богатей Неальк велел в своей мастерской сделать по ее
рисунку ковер, которым Понтий приказал обить стену рабочей комнаты вон там;
а я ради нее истратился на красивую раму.
- Скажи лучше - ради ее автора!
- Или еще лучше - ввиду его возможного посещения твоей мастерской, -
засмеялся самый разговорчивый из живописцев. - Не зайдет ли император и к
нам? Я желал бы продать ему мою "Встречу Александра в храме Юпитера
Аммона" ______________
Юпитером. Оракул в храме Аммона (в ливийском оазисе) признал Александра
Великого сыном Юпитера.
- Надеюсь, что при назначении цены ты поступишь с ним по-товарищески,
- с усмешкой заметил его собрат.
- Я последую твоему примеру, - возразил первый.
- При этом ты не прогадаешь, - воскликнул Папий, - ибо Евсторгий знает
цену своим творениям. Впрочем, если Адриан будет делать заказы всем
художникам, в искусстве которых он маракует немного, то ему понадобится
особый флот для отправления в Рим своих покупок, - сказал Папий.
- Говорят, - засмеялся Евсторгий, - что он среди поэтов - живописец,
среди живописцев - ваятель, среди музыкантов - астроном, среди художников -
софист, то есть что он с некоторым успехом занимается всеми искусствами и
науками как побочным делом.
В это время Понтий вернулся к художникам, окружившим стол, на котором
стоял большой кувшин с разбавленным вином. Он услыхал последние слова
живописца и, прервав его, заговорил:
- Но, мой друг, ты забываешь, что между правителями, и не только
нынешними, он - правитель в полнейшем значении этого слова. Конечно, каждый
из вас превосходит его в своем искусстве, но как велик человек, который не
с праздным любопытством, а серьезно и умело приближается ко всему, что
только мог обнять ум и что только могло создать творческое воображение
художника! Я знаю его, и мне известно, что он любит даровитых мастеров и
старается поощрять их с царскою щедростью. Но у него есть уши повсюду, и он
быстро становится неумолимым врагом каждого, кто раздражает его
щепетильность. Поэтому сдерживайте теперь ваши вольные александрийские
языки и помните, что мой коллега, которого я ожидаю из Рима, очень близко
стоит к Адриану. Он его сверстник, даже похож на него, и не утаивает от
императора ничего, что только слышит о нем. Итак, оставьте болтовню об
Адриане и не судите дилетанта в пурпурной мантии строже, чем ваших богатых
учеников, для произведений которых у вас с такой легкостью появляются на
губах слова "премило", "удивительно", "прелестно", "прехорошенькая вещица".
Не примите моего предостережения в дурном смысле. Вы понимаете, что я хочу
сказать?
Последние слова были произнесены тем тоном мужественной искренности,
который был свойствен густому голосу Понтия и внушал полное доверие даже
людям несговорчивым.
Произошел обмен прощальных приветствий и рукопожатий, и художники
оставили залу, а раб вынес сосуд с вином и вытер стол, на котором Понтий
начал раскладывать свои планы и сметы.
Но он недолго оставался один, потому что скоро возле него очутился
Поллукс и сказал с комическим пафосом, приложив палец к носу:
- Я выскочил из своей клетки, чтобы высказать тебе кое-что...
- Что такое?
- Близится час, когда я надеюсь воздать тебе за все благодеяния, в
разное время оказанные тобой моему желудку. Мать моя может завтра
предложить тебе капусту с колбасками. Раньше никак нельзя было, ибо
единственный в своем роде колбасник, царь своего цеха, лишь раз в неделю
готовит свои сочные цилиндрики. Несколько часов тому назад он закончил
колбаски, а мать к завтраку разогреет благородное кушанье, заготовленное с
нынешнего вечера. Ибо - истинно говорю тебе - лишь в подогретом виде оно
становится идеалом этого рода произведений. Последующими за сим сластями мы
опять-таки будем обязаны искусству моей матери, а веселяще-утомительной
частью (то есть разгоняющим мрачные заботы вином) - моей сестре.
- Я приду, - отвечал Понтий, - если наш гость оставит мне свободный
часок, и заранее радуюсь вкусному блюду. Но, развеселый певун, что ты
знаешь о мрачных заботах?
- Да ты говоришь гекзаметром, - возразил Поллукс, - а я тоже от отца
(который в часы, свободные от охранения ворот, поет и сочиняет) унаследовал
досадную необходимость говорить ритмически, как только что-нибудь заденет
меня за живое.
- Сегодня ты был молчаливее, чем обыкновенно, и все же ты казался мне
Страницы: «« « 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |