|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 » »» стоял неприкосновенный сто тридцать два года с момента его первого
освящения, то есть с тысяча тридцать седьмого года, каждое поколение
старалось чем-то украсить Софию, каждый князь, мудрый или глупый, щедрый
или скупой, стремился показать свою благочестивость и обогащал собор
драгоценной посудой, дорогими ризами и редкостными книгами.
Впервые подняли на собор руку князья, вышедшие из той же самой
Суздальской земли, где когда-то княжил творец Софии Ярослав Мудрый. В 1169
году Андрей, который впоследствии - о ирония! - назван Боголюбским, послал
против Киева ополчения одиннадцати северорусских князей во главе со своим
сыном Мстиславом. Лишь два дня длилась осада Киева, а на третий день,
двенадцатого марта, после приступа Киев пал, чего не бывало до этого
никогда. Карамзин в своей "Истории государства Российского" с болью написал
об этом дне: "Победители, к стыду своему, забыли, что они Россияне; в
течение трех дней грабили не только жителей и домы, но и монастыри, церкви,
богатый храм Софийский и Десятинный, похитили иконы, драгоценные ризы,
книги, самые колокола".
Впоследствии предпринимались попытки оправдать этот грабеж стремлением
Боголюбского сосредоточить ценнейшие святыни в основанной им столице
Владимире (так и украденная из Киева знаменитая икона божьей матери вошла в
историю под названием Владимирской). Словно не один бог для всех князей.
Но нужно называть вещи своими именами. Если ограбил "мать городов
Русских" и самый дивный собор нашей земли один князь и его еще похвалили и
назвали Боголюбским, то почему бы не попытаться сделать то же самое и
другим?
Через тридцать два года, в январе 1202 года, Киев был взят князем
Рюриком Ростиславовичем, который привел себе в подмогу еще и половцев с
ханами Кончаком и Данилой Кобяковичем. Горько плакал летописец над судьбой
Киева: "И сотвориша велико зло в Русской земли, якого же зла не было от
крещения Русской земли... Митрополию святую Софию, и Десятинную святую
Богородицу разграбиша, и монастыри все, и иконы одраша, и иные поимаша, и
кресты честные, и сосуды священные, и книг, и порты блаженных первых
князей, еже бяше повешали на память себе, то все положиша себе в полон".
В 1240 году Киев был стерт с лица земли Батыем. Обрушилась даже
Десятинная церковь, в которой пробовали найти свое последнее спасение от
татарской орды старики, женщины и дети. И только София, опустошенная,
ободранная изнутри, уцелела, стояла над пожарищем, над пеплом и
развалинами, и поднимала богоматерь свои руки в молении за Киев на стене,
поставленной древним зодчим так прочно, что не взяли ее татарские тараны.
Тогда и назвали эту стену Нерушимой, ибо поверили люди, что вечно будет
стоять этот великий и предивный собор, вечно будет поднимать, защищая их,
свои руки созданная великим художником древних веков женщина со скорбными
глазами.
Стоял собор и при князе литовском Гедимине, занявшем Киев через
восемьдесят лет после Батыя, и при татарском хане Едигее, который грабил
Софию уже в 1416 году, не коснулся его и пожар в Киеве, который оставил
после себя крымский хан Менгли-Гирей, подговоренный Иваном Грозным
выступить против польского короля Казимира.
Когда уже нечего было грабить, остались одни лишь стены с еле
заметными под наслоениями веков фресками и мозаиками, выдалбливать которые
никто не стал, - наверное, потому, что высоко или же слишком хлопотно,
грабители ведь всегда торопятся (доказательство чему и нетерпение Шнурре,
который хотел бы за месяц найти под старинными записями самую драгоценную
фреску в соборе и, поскорее вырезав ее, отправить в свой фатерлянд), -
тогда настали времена, когда одни стремились как-то надстроить собор,
другие же стремились во что бы то ни стало оставить в нем свои следы. Так,
униаты, владевшие Софией тридцать шесть лет, не придумали ничего лучшего,
как забелить известью все фрески, и мозаики, и греческие надписи,
раздражавшие их глаз, привычный к латыни.
Владыка Молдавский Петр Могила, ставший киевским митрополитом через
шесть лет после униатов, был первым, кто восстановил и укрепил собор,
подвергавшийся в течение веков стольким опустошительным нашествиям и
грабежам. Он поддержал древние стены контрфорсами, возвел новые арки в
западной части храма, поставил несколько новых куполов и фронтонов, починил
старые купола, надстроил верхние галереи, при нем собор вновь засиял своими
мозаиками и фресками изнутри, хотя, кажется, наружные росписи к тому
времени были уже уничтожены.
Семи лет не дожил Петр Могила до великого дня. Он умер в возрасте
всего лишь пятидесяти лет. Семь последних лет жизни он отдал восстановлению
и украшению Киева, прежде всего - великой Софии, словно бы предчувствуя
день шестнадцатого января 1654 года, когда в соборе митрополит Сильвестр
Косов при гетмане Богдане Хмельницком и послах царя Алексея Михайловича
свершил торжественную службу в честь воссоединения Украины с Россией.
Еще сто лет - и уже последний великий зодчий и украшатель собора
митрополит Рафаил Заборовский поставил в Софии этот вот резной позолоченный
иконостас, сделанный карпатскими дуборезами, среди которых прошло детство
самого Рафаила, поставил серебряные царские врата (где они теперь?),
построил великую Софийскую колокольню с колоколами, самый крупный из
которых весил восемьсот пудов.
Можно было бы вспомнить, сколько политических страстей и интриг
разбилось о стены этого собора, скольких видел он правителей, скольких
грабителей и молельщиков. Много рук строило и защищало собор, еще больше
рук, наверное, покушалось на него, но, пожалуй, никогда еще не нависала над
Софией такая угроза, как ныне, ибо и войны, кажется, такой не знала ни наша
земля, ни все человечество.
Когда-то были просто неумелые, примитивные грабители, теперь вторглись
вооруженные всеми достижениями науки и техники каннибалы, которые, грабя,
тотчас же заметают за собой все следы своей подлой деятельности, да еще и
подводят под свои зловещие грабежи теории о так называемом превосходстве
немецкого духа.
Гордей Отава долго стоял, придерживая за руку Бориса, посредине
собора, потом они медленно пошли между каменными столбами, пошли по самому
дну причудливого цветисто-каменного моря, двое людей, затерянных среди
молчаливой пышности, среди вечного излучения гармонии, их шаги отзывались
гулким эхом где-то далеко позади, эхо гремело и звучало, как ни осторожно
старались они ступать по железным плитам пола; собор показался бесконечным
для отих двух, они ходили долго и упорно, до тех пор, пока старший оставил
младшего там, откуда они начали свое хождение, велел ему охранять вход от
неожиданных посетителей, которыми могли быть теперь только враги, а сам
отправился в свои странствия, ради которых, собственно, и прибыл он в
собор.
Страницы: «« « 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |