|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 » »» жизни.
- Вы можете не экономить свечей, - сказал Шнурре, - я распоряжусь,
чтобы вам их доставляли.
- Благодарю, не нужно, - ответил Отава, удивляясь, как он может еще
отвечать этому фашисту, почему не умолкает совсем, пускай пришелец
разговаривает с самим собой, пускай изведает всю глубину и силу презрения,
которое испытывают к нему все те, к кому он пришел не как ординарный
профессор провинциального немецкого университета, а как захватчик и палач.
- Я понимаю ваши чувства, - словно бы угадывая мысли Отавы, вздохнул
Шнурре. - Но война есть война и жизнь есть жизнь, от этого никуда не уйти,
мой милый профессор. Если вам не хочется поддерживать со мной разговор, вы
можете молчать. Но выслушайте меня до конца, выслушайте внимательно. Я
скажу вам все. Сегодня такой день, когда я должен сказать вам все, не
откладывая на дальнейшее. Когда-нибудь потом вы поймете, почему именно
сегодня, хотя, вообще говоря, это не играет роли в том деле, которое меня
интересует и в котором должны быть в конечном счете заинтересованы и вы.
Итак, следите за ходом моих мыслей, прошу вас. Вы хорошо знаете о моем к
вам отношении как к ученому. Мы с вами коллеги...
- Враги, - напомнил Отава.
- Ну так. По условиям военного времени. Но как ученые...
- Вы эсэсовский офицер, - опять напомнил Отава, которому доставляло
удовольствие вот так прерывать фашиста в самых неожиданных местах, донимать
его хотя бы этим.
- Согласен! - почти весело воскликнул Шнурре. - С вашего разрешения я
выпью еще рюмочку. Хотя, пожалуй, не буду. Чтобы между нами не было
неравенства: один пьяный, другой трезвый. Пусть каждый будет поставлен в
одинаковые условия.
- Если это можно сказать о том, кто набрасывает петлю, и о том, на
кого набрасывают петлю, - снова вмешался Отава.
- Не нужно смотреть на вещи слишком мрачно, не нужно. Если я разыскал
вас среди арестованных...
- Почему-то мне кажется, что вы просто играли спектакль, - непонятно,
почему вы искали меня именно на Сырце, а не в Дарнице, скажем, где
концлагерь намного больший, следовательно, больше шансов, что я мог
оказаться именно там?
- Интуиция. Это была в самом деле игра, в которой единственной ставкой
было спасение профессора Отавы.
- Зачем?
- Сейчас дойдем до сути дела, одну лишь минутку, мой дорогой
профессор. Терпение, терпение... Как часто людям не хватает именно этого
драгоценного качества, из-за чего происходят вещи непоправимые. Взять, к
примеру, ваш Крещатик. Он взорван...
- Вами же самими...
- Не играет роли - мы его взорвали или ваши. Но почему? Только потому,
что у кого-то не хватило терпения разминировать один или два дома, проще
показалось взорвать их, а когда уж взорвал два или три здания, то хочется
превратить в развалины и еще сотню... Или Успенский собор... Я еще успел
полюбоваться этим чудом... Кажется, конец одиннадцатого столетия,
серебряные царские врата, серебряные гробницы, парчовые плащаницы с
дарственными надписями русских царей и украинских гетманов, старинные
Евангелия в драгоценных окладах, алтарь и жертвенник, украшенные резными
массивными серебряными досками, - где еще можно такое увидеть! Но вот
приезжает посмотреть на это славянское чудо наш союзник, вождь словацкого
народа Тиссо, и ваши партизаны...
- Вы уверены в этом? - спросил Отава, который об Успенском соборе не
мог и слушать, - уж лучше бы его самого этой взрывчаткой разнесло на части.
- Уверен ли я? Не знаю. Трудно сказать, кто виноват, чья взрывчатка. В
конце концов, все, что попадает в район военных действий, может быть
уничтожено, однако необходимо же все-таки какое-то терпение, требующееся
хотя бы для того, чтобы максимально использовать объект, подлежащий
неминуемому уничтожению...
- Возможно, в ваших планах София тоже подлежит этому... - Отава боялся
повторить страшное слово, но Шнурре выручил его:
- Не надо говорить об уничтожении. В особенности же когда речь идет о
Софии. Но вы угадали, что речь пойдет именно о ней. На ней совпадают наши с
вами интересы.
- Не вижу, - сказал Отава.
- Сейчас объясню. Но перед тем должен сказать вам со всей
откровенностью, что мы все могли бы сделать и без чьей бы то ни было
помощи. Вам не нужно лишний раз подтверждать мою квалификацию, - стало
быть, если бы я захотел и взялся сам, то... Но я подумал так: а почему бы
не сделать доброе дело, почему бы не помочь своему коллеге профессору
Отаве, почему бы не предоставить ему возможности приложить и свои усилия?
- Я не просил у вас ничего, - напомнил Отава.
- Точно. Вы не просили, профессор. Но представьте себе: я прошу вас.
Не приказываю, не заставляю, не принуждаю, а именно прошу. И прошу,
учитывая ваши научные интересы, - ни более ни менее. Мы с вами люди,
находящиеся на одном и том же уровне умственного развития...
- Психологи утверждают, - насмешливо заметил Отава, - что между
людьми, находящимися на одинаковом уровне, господствуют антагонистические
тенденции...
- Можете убедиться, что психологи тоже ошибаются. Ибо я не только не
отталкиваюсь от вас, наоборот... Нас с вами объединяет София, точнее, ее
фрески, быть может, единственные в мире фрески одиннадцатого столетия,
прекрасно сохранившиеся...
- Что вы хотите с ними сделать?! - испуганно воскликнул Отава,
вскакивая с кресла и чуть не бросаясь на Шнурре.
- Успокойтесь, мой дорогой профессор, вашим фрескам ничто не угрожает.
В особенности если учесть, что почти все они скрыты под слоем позднейших
записей. Ваши предшественники, к сожалению, не отличались пиететом к
старине. В свое время пренебрегли даже указанием императора Николая
Первого, который, осматривая открытые в Георгиевском приделе Софии древние
фрески, сказал митрополиту Филарету: "Фрески эти следует оставить в таком
виде, как они есть, без обновления". Но такова уж художническая натура: во
что бы то ни стало, даже вопреки строжайшему запрету, проявить свои так
называемые способности, оставить после себя след, если даже это будет след
бездарный, варварский. Сквозь столетия вижу я протоиерея этого собора
Тимофея Сухобруса, представляю, как этот обыкновенный ключник собора,
присмотревшись к тому месту на малом своде, где отвалился кусочек
штукатурки, заметил изображение звезды, а ниже - лики ангелов и серафимов и
Страницы: «« « 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |