|
Главная - Наука - История
Загребельный Павло - Диво Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 233 Размер файла: 1591 Кб Страницы: «« « 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 » »» лишь Забава? Но прочь, прочь! Речь идет о делах куда более высоких. Ему
нужна только мудрость, только просветленность разума, а все, что мутит,
затемняет, сбивает с толку, - прочь!
"Что есть философия? Философия есть страх божий, добродетельная Жизнь,
избегание греха, удаление от мира, познание божественных и людских речей,
она учит, как человек делами своими должен приближаться к богу".
Книга умудренного инока из иерусалимского монастыря святого Саввы
состояла из семидесяти глав, и князь долго бился над трудными словесами,
осиливая в себе бурление крови, пока не уснул сном тяжелым и беспокойным
после позднего чтения.
Уже ударили первые морозы, наладился санный путь в Новгород, князь
ждал вестей, но вестей не было ни из Киева, ни из варяг, зато, словно бы в
предчувствии возвышения Ярослава, двинулись к нему паломники, странствующие
иноки, святые люди, которые побывали в далеких заморских землях, а теперь
разносили по всей Русской земле чудеса, видеть которые они сподобились.
Видели же они в Иерусалиме на месте распятия Иисуса Христа расселину,
сквозь которую пролилась его кровь на голову Адама. Видели столб Давида,
где он сложил псалтырь. Видели колодец Иакова, возле Сихема, где Иисус
беседовал с самаритянкой. Величайшим же чудом была в Иерусалиме светлость,
которая нисходит с неба в час вечерний в великую субботу и зажигает кадила.
Светлость эта похожа на киноварь, багряна она, как кровь, а кадила
загораются от нее только православные. Подносили свечу, зажженную от этого
небесного свечения, к бороде, но борода не горела.
Паломников приглашали на княжеские пиршества, место для них отводилось
рядом с Ярославом. Подавали им множество грибных блюд, мясо, жаренное на
огне, дичь, выставляли кубки и ковши с пивом, медами, фряжским вином; но
святые люди довольствовались одним лишь хлебом да водой, клали смиренно на
дубовый стол свои никогда не мытые руки, скрюченные от ломоты в костях, с
потрескавшейся, похожей на воловью кожей, ворочали медленно гигантскими,
как медвежья шуба, бородами, отращиваемыми нарочно, чтобы противопоставить
настоящую мужскую красоту бесовскому женскому безбородству. Не живи для
себя, а для бога, заботясь о жизни вечной. Ум, отдаляясь от всего внешнего
и сосредоточиваясь во внутреннем, возвращается к тебе, то есть соединяется
со своим словом, которое пребывает в мысли по естеству, через слово
соединяется с молитвой, и молитва восходит в разум божий со всей силой
любви и усердием. А молиться нужно ежечасно. Как святой Павел, совершавший
ежедневно по триста молитв и, чтобы не сбиться со счету, закладывавший за
пазуху триста камешков, чтобы выбрасывать по одному по прочтении молитвы. А
чтобы соединиться с богом в помыслах своих, нужно избегать рынков, городов
и людского шума, ибо нет на свете большей пагубы, нежели людской гомон,
игрища, смех и кощунства. Беги от них. Возлюби молчание, живи в пещерах,
как святые отцы-пещерники, или в дуплах деревьев, как иноки-дендриты, кто и
на столбе стоял, как Симеон-столпник, и никакие соблазны земли не вынудили
его спуститься оттуда, а иные ходят нагими, еще другие лежат на земле и не
поднимаются, ибо подняться можешь только для греха, а те носят железные
вериги с медными крестами на голом теле, и не было мук, которых не вынесли
бы они ради очищения от греховности. Святого Макария, когда он занимался
рукоделием, укусил комар. Макарий задавил комара, а потом, раскаявшись в
своей нетерпимости, осудил себя на шесть месяцев сидения голым возле
болота. Комары искусали его так, что люди могли узнать Макария только по
голосу, думали - прокаженный.
Иноки переносили столько скорби и печали, что людскими устами это даже
выразить невозможно.
Человек - образ божества, поэтому должен стремиться к красоте
первозданной, а она дается лишь уничтожением плоти. Был святой человек,
который носил, не снимая, каменную шапку. А другой оковал себя
девятисаженной цепью. Один не спал вовсе, не ложился и не садился, а для
большей бодрости держал в руках камень, чтобы тот своим падением будил его,
не давал уснуть. Пищу принимали только самую простейшую и в самых малых
количествах. Один или два раза на неделю. Если же одолеют хворости, то и
вовсе не употребляй еды, а питайся лишь водой и соком. А был святой
человек, который ел только сырую землю. Ибо еда, слава, богатство, красота,
как весенний цвет, приходят и исчезают. Человек же создан для небесных
благ, поэтому должен испытывать отвращение ко всему земному.
А у князя перед глазами стояло только земное, о чем бы там ни
рассказывали монахи. Не чувствовал он смрада немытых странников, ибо думал
о запахе свежей стружки, доносившемся оттуда, где новгородские плотники
строгали доски для челнов и насадов. Ярослав сам ежедневно пересчитывал
новые суда, ибо знал очень твердо: идти на Киев, против могучего князя
Владимира, нужно с силой великой, а если сумеет посадить все свое войско на
кораблики, то выйдет навстречу Великому князю нежданно и негаданно. До
слуха его доносился звон молотов в задымленных кузницах, и сквозь этот звон
прорывалась славная и бодрая песенка:
Ковали мечи кузнецы-молодцы,
Двое ковали, трое помогали
С зарей-зарницей всю божью седмицу...
А мечи ковались для простых воинов за день, а для воевод - и по семь
дней. Один кузнец с помощником выковывал меч начерно, а другой помощник
точил на точиле. Кузнец второй руки выравнивал и выглаживал меч, закалял
его, наводил блеск, а на рукоятях дорогих мечей рядом с яблоком и
перекрестием чеканил еще зверей или птиц.
А потом вспоминался вдруг Ярославу чудский божок Тур - медный идол в
образе человека, имеющего конское срамное тело, бесовские игрища вокруг
Тура среди снегов, в затаившихся пущах. И какое им было дело в их сладких
утехах до тех, затерявшихся среди палестинских пустынь, которые не имеют
рядом с собою женщины, отбрасывают плотскую любовь и живут среди пальм!
С детства ненавидя свое несовершенное тело, прикованный к постели,
Ярослав сквозь окошко всматривался в окружающий мир, видел его буйность,
его неудержимость в развлечениях, его жажду к радостям и наслаждениям; быть
может, именно тогда, в зависти, возненавидел он все это и возрадовался,
прочтя в старой книге о древних эсеях: "Хотя в это и трудно поверить, на
протяжении тысяч поколений существует вечный род, в котором никто не
рождается, столь велико отвращение к жизни". Но потом встал на ноги, сам
изведал прелести жизни, для него стало открытым и доступным все сущее,
почувствовал себя человеком, желания пересиливали в нем чистые размышления,
желания умножались с каждым днем, княжеская власть сопряжена была с
множеством забот, но дарила она и множество наслаждений, от которых он не в
силах был отказаться. И вот демоны противоречия разрывают ему душу.
Страницы: «« « 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |