|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 62 Размер файла: 453 Кб Страницы: «« « 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 » »» Такой характер совершенно явственно присущ офицерской революции декабристов.
Бакунин в 1862 г. думал, что уже тогда началось движение социальное и
политическое в самых народных массах. Когда началось движение, прорвавшееся
в 1905 г. революцией, об этом можно, пожалуй, долго и бесконечно спорить, но
когда Бакунин говорил в 1862 г.: "Многие рассуждают о том, будет ли в России
революция или не будет, не замечая того, что в России уже теперь революция",
и продолжал: "В 1863 году быть в России страшной беде, если царь не решится
созвать всенародную земскую думу", -- то он, конечно, не думал, что
революция затянется более чем на сорок лет.
Только в той революции, которую пережили мы, интеллигентская мысль
соприкоснулась с народной -- впервые в русской истории в таком смысле и в
такой форме.
Революция бросилась в атаку на политический строй и социальный уклад
самодержавно-дворянской России.
Дата 17 октября 1905 года знаменует собой принципиальное коренное
преобразование сложившегося веками политического строя России.
Преобразование это произошло чрезвычайно быстро в сравнении с тем долгим
предшествующим периодом, когда вся политика власти была направлена к тому,
чтобы отрезать нации все пути к подготовке и осуществлению этого
преобразования. Перелом произошел в кратковременную эпоху доверия и был,
конечно, обусловлен банкротством внешней политики старого порядка.
Быстрота, с которой разыгралось в особенности последнее действие
преобразования, давшее под давлением стихийного порыва, вдохновлявшего
всеобщую стачку, акт 17 октября, подействовала опьяняюще на интеллигенцию.
Она вообразила себя хозяином исторической сцены, и это всецело определило ту
"тактику", при помощи которой она приступила к осуществлению своих идей.
Общую характеристику этих идей мы уже дали. В сочетании этой тактики с этими
идеями, а вовсе не в одной тактике, -- ключ к пониманию того, что произошло.
Актом 17 октября по существу и формально революция должна была бы
завершиться. Невыносимое в национальном и государственном смысле положение
вещей до 17 октября состояло в том, что жизнь народа и развитие государства
были абсолютно замкнуты самодержавием в наперед установленные границы. Все,
что не только юридически, но и фактически раздвигало или хотя бы угрожало в
будущем раздвинуть эти границы, не терпелось и подвергалось гонению. Я
охарактеризовал и заклеймил эту политику в предисловии к заграничному
изданию знаменитой записки Витте о самодержавии и земстве. Крушение этой
политики было неизбежно, и в связи с усложнением общественной жизни и с
войной оно совершилось, повторяем, очень быстро.
В момент государственного преобразования 1905 года отщепенские идеи и
отщепенское настроение всецело владели широкими кругами русских образованных
людей. Исторически, веками слагавшаяся власть должна была пойти насмарку
тотчас после сделанной ею уступки, в принципе решавшей вопрос о русской
конституции. Речь шла о том, чтобы, по подлинному выражению
социал-демократической публицистики того времени, "последним пинком
раздавить гадину". И такие заявления делались тогда, когда еще не было
созвано народное представительство, когда действительное настроение всего
народа и, главное, степень его подготовки к политической жизни, его
политическая выдержка никому еще не были известны. Никогда никто еще с таким
бездонным легкомыслием не призывал к величайшим политическим и социальным
переменам, как наши революционные партии и их организации в дни свободы.
Достаточно указать на то, что ни в одной великой революции идея низвержения
монархии не являлась наперед выброшенным лозунгом. И в Англии XVII века, и
во Франции XVIII века ниспровержение монархии получилось в силу рокового
сцепления фактов, которых никто не предвидел, никто не призывал, никто не
"делал".
Недолговечная английская республика родилась после веков существования
парламента в великой религиозно-политической борьбе усилиями людей, вождь
которых является, быть может, самым сильным и ярким воплощением английской
государственной идеи и поднял на небывалую высоту английскую мощь.
Французская монархия пала вследствие своей чисто политической
неподготовленности к тому государственному перевороту, который она сама
начала. А основавшаяся на ее месте республика, выкованная в борьбе за
национальное бытие, как будто явилась только для того, чтобы уступить место
новой монархии, которая в конце концов пала в борьбе с внешними врагами.
Наполеон I создал вокруг себя целую легенду, в которой его личность тесно
сплелась с идеей мощи и величия государства, а восстановленная после его
падения династия была призвана и посажена на престол чужеземцами и в силу
этого уже с самого начала своей реставрации была государственно слаба. Но
Бурбоны, в лице Орлеанов, конечно, вернулись бы на французский трон после
1848 года, если бы их не предупредил Наполеонид, сильный
национально-государственным обаянием первой Империи. Падение же Наполеона
III на этой подготовленной к государственным переворотам почве было
обусловлено полным, беспримерным в истории военным разгромом государства.
Так в новейшей французской истории почти в течение целого столетия
продолжался политический круговорот от республики к монархии и обратно,
круговорот, полный великих государственных событий.
Чужой революционный опыт дает наилучший комментарий к нашему русскому.
Интеллигенция нашла в народных массах лишь смутные инстинкты, которые
говорили далекими голосами, сливавшимися в какой-то гул. Вместо того чтобы
этот гул претворить систематической воспитательной работой в сознательные
членораздельные звуки национальной личности, интеллигенция прицепила к этому
гулу свои короткие книжные формулы. Когда гул стих, формулы повисли в
воздухе.
В ту борьбу с исторической русской государственностью и с "буржуазным"
социальным строем, которая после 17-го октября была поведена с еще большею
страстностью и в гораздо более революционных формах, чем до 17 октября,
интеллигенция внесла огромный фанатизм ненависти, убийственную
прямолинейность выводов и построений и ни грана -- религиозной идеи.
Религиозность или безрелигиозность интеллигенции, по-видимому, не имеет
отношения к политике. Однако только по-видимому. Не случайно, что русская
интеллигенция, будучи безрелигиозной в том неформальном смысле, который мы
отстаиваем, в то же время была мечтательна, неделовита, легкомысленна в
политике.. Легковерие без веры, борьба без творчества, фанатизм без
энтузиазма, нетерпимость без благоговения, -- словом, тут была и есть налицо
вся форма религиозности без ее содержания. Это противоречие, конечно,
свойственно по существу всякому окрашенному материализмом и позитивизмом
радикализму. Но ни над одной живой исторической силой оно не тяготело и не
тяготеет в такой мере, как над русской интеллигенцией. Радикализм или
максимализм может находить себе оправдание только в религиозной идее, в
поклонении и служении какому-нибудь высшему началу. Во-первых, религиозная
Страницы: «« « 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |