|
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909 Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 62 Размер файла: 453 Кб Страницы: «« « 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 » »» как любовь есть двигатель творчества и укрепления. Разрушительные силы нужны
иногда в экономии человеческой жизни и могут служить творческим целям; но
замена всего творчества разрушением, вытеснение всех
социально-гармонизирующих аффектов дисгармоническим началом ненависти есть
искажение правильного и нормального отношения сил в нравственной жизни.
Нельзя расходовать, не накопляя; нельзя развивать центробежные силы, не
парализуя их соответственным развитием сил центростремительных; нельзя
сосредоточиваться на разрушении, не оправдывая его творчеством и не
ограничивая его узкими пределами, в которых оно действительно нужно для
творчества; и нельзя ненавидеть, не подчиняя ненависти, как побочного
спутника, действенному чувству любви.
Человеческая, как и космическая, жизнь проникнута началом борьбы.
Борьба есть как бы имманентная форма человеческой деятельности, и к чему бы
человек ни стремился, что бы ни созидал, он всюду наталкивается на
препятствия, встречается с врагами и должен постоянно менять плуг и серп на
меч и копье. И тем не менее сохраняется коренное различие между трудом
созидающим и трудом-борьбой, между работой производительной и военным делом;
лишь первая ценна сама по себе и приносит действительные плоды, тогда как
последнее нужно только для первой и оправдывается ею. Это соотношение
применимо ко всем областям человеческой жизни. Внешняя война бывает нужна
для обеспечения свободы и успешности национальной жизни, но общество
погибает, когда война мешает ему заниматься производительным трудом;
внутренняя война -- революция -- может всегда быть лишь временно необходимым
злом, но не может без вреда для общества долго препятствовать социальному
сотрудничеству; литература, искусство, наука, религия вырождаются, когда в
них борьба с чужими взглядами вытесняет самостоятельное творчество новых
идей; нравственность гибнет, когда отрицательные силы порицания, осуждения,
негодования начинают преобладать в моральной жизни над положительными
мотивами любви, одобрения, признания. Всюду борьба есть хотя и необходимая,
но непосредственно не производительная форма деятельности, не добро, а лишь
неизбежное зло, и если она вытесняет подлинно производительный труд, это
приводит к обнищанию и упадку соответствующей области жизни. Производство и
война суть как бы символы двух исконных начал человеческой жизни, и
нормальное отношение между ними, состоящее в подчинении второго начала
первому, есть всегда условие прогресса, накопления богатства, материального
и духовного, -- условие действительного успеха человеческой жизни. Подводя
итог развитому выше, мы можем теперь сказать: основная морально-философская
ошибка революционизма есть абсолютизация начала борьбы и обусловленное ею
пренебрежение к высшему и универсальному началу производительности.
Если из двух форм человеческой деятельности -- разрушения и созидания,
или борьбы и производительного труда -- интеллигенция всецело отдается
только первой, то из двух основных средств социального приобретения благ
(материальных и духовных) -- именно распределения и производства -- она
также признает исключительно первое. Подобно борьбе или разрушению,
распределение, в качестве механического перемещения уже готовых элементов,
также противостоит производству, в смысле творческого созидания нового.
Социализм и есть мировоззрение, в котором идея производства вытеснена идеей
распределения. Правда, в качестве социально-политической программы социализм
предполагает реорганизацию всех сторон хозяйственной жизни; он протестует
против мнения, что его желания сводятся лишь к тому, чтобы отнять богатство
у имущих и отдать его неимущим. Такое мнение действительно содержит
искажающее упрощение социализма как социологической или экономической
теории; тем не менее оно совершенно точно передает морально-общественный дух
социализма. Теория хозяйственной организации есть лишь техника социализма;
душа социализма есть идеал распределения, и его конечное стремление
действительно сводится к тому, чтобы отнять блага у одних и отдать их
другим. Моральный пафос социализма сосредоточен на идее распределительной
справедливости и исчерпывается ею; и эта мораль тоже имеет свои корни в
механико-рационалистической теории счастья, в убеждении, что условий счастья
не нужно вообще созидать, а можно просто взять или отобрать их у тех, кто
незаконно завладел ими в свою пользу. Социалистическая вера -- не источник
этого одностороннего обоготворения начала распределения; наоборот, она сама
опирается на него и есть как бы социологический плод, выросший на
метафизическом древе механистической этики. Превознесение распределения
насчет производства вообще не ограничивается областью материальных благ; оно
лишь ярче всего сказывается и имеет наиболее существенное значение в этой
области, так как вообще утилитаристическая этика видит в материальном
обеспечении основную проблему человеческого устроения. Но важно отметить,
что та же тенденция господствует над всем миропониманием русской
интеллигенции. Производство благ во всех областях жизни ценится ниже, чем их
распределение; интеллигенция почти так же мало, как о производстве
материальном, заботится о производстве духовном, о накоплении идеальных
ценностей; развитие науки, литературы, искусства и вообще культуры ей
гораздо менее дорого, чем распределение уже готовых, созданных духовных благ
среди массы. Т[ак] наз[ываемая] "культурная деятельность" сводится именно к
распределению культурных благ, а не к их созиданию, а почетное имя
культурного деятеля заслуживает у нас не тот, кто творит культуру -- ученый,
художник, изобретатель, философ, -- а тот, кто раздает массе по кусочкам
плоды чужого творчества, кто учит, популяризирует, пропагандирует.
В оценке этого направления приходится повторить, в иных словах, то, что
мы говорили только что об отношении между борьбой и производительным трудом.
Распределение, бесспорно, есть необходимая функция социальной жизни, и
справедливое распределение благ и тягот жизни есть законный и обязательный
моральный принцип. Но абсолютизация распределения и забвение из-за него
производства или творчества есть философское заблуждение и моральный грех.
Для того чтобы было что распределять, надо прежде всего иметь что-нибудь, а
чтобы иметь -- надо созидать, производить. Без правильного обмена веществ
организм не может существовать, но ведь, в конце концов, он существует не
самим обменом, а потребляемыми питательными веществами, которые должны
откуда-нибудь притекать к нему. То же применимо к социальному организму в
его материальных и духовных нуждах. Дух социалистического народничества, во
имя распределения пренебрегающий производством, -- доводя это пренебрежение
не только до полного игнорирования, но даже до прямой вражды, -- в конце
концов, подтачивает силы народа и увековечивает его материальную и духовную
нищету. Социалистическая интеллигенция, растрачивая огромные сосредоточенные
в ней силы на непроизводительную деятельность политической борьбы,
руководимой идеей распределения, и не участвуя в созидании народного
достояния, остается в метафизическом смысле бесплодной и, вопреки своим
заветным и ценнейшим стремлениям, ведет паразитическое существование на
народном теле. Пора, наконец, понять, что наша жизнь не только
Страницы: «« « 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |