Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 62
Размер файла: 453 Кб
Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»

как любовь есть двигатель творчества и укрепления. Разрушительные силы нужны
иногда в экономии  человеческой жизни и могут  служить  творческим целям; но
замена      всего      творчества      разрушением,      вытеснение     всех
социально-гармонизирующих  аффектов дисгармоническим  началом ненависти есть
искажение  правильного  и  нормального отношения сил  в  нравственной жизни.
Нельзя расходовать,  не  накопляя; нельзя  развивать центробежные  силы,  не
парализуя  их  соответственным  развитием  сил  центростремительных;  нельзя
сосредоточиваться  на  разрушении,  не  оправдывая   его  творчеством  и  не
ограничивая его  узкими  пределами,  в  которых оно действительно  нужно для
творчества;  и  нельзя  ненавидеть, не  подчиняя  ненависти,  как  побочного
спутника, действенному чувству любви.
     Человеческая,  как  и  космическая,  жизнь  проникнута  началом борьбы.
Борьба есть как бы имманентная форма человеческой  деятельности, и к чему бы
человек  ни  стремился,  что  бы  ни  созидал,  он  всюду  наталкивается  на
препятствия, встречается с врагами и должен постоянно  менять плуг и серп на
меч  и  копье. И тем  не  менее сохраняется  коренное различие между  трудом
созидающим и трудом-борьбой, между работой производительной и военным делом;
лишь первая  ценна сама по себе и  приносит действительные плоды,  тогда как
последнее  нужно только  для  первой  и  оправдывается  ею. Это  соотношение
применимо  ко всем областям человеческой жизни. Внешняя война  бывает  нужна
для  обеспечения  свободы  и  успешности  национальной  жизни,  но  общество
погибает,  когда  война  мешает   ему  заниматься  производительным  трудом;
внутренняя война -- революция -- может всегда быть лишь временно необходимым
злом,  но  не может без вреда для общества долго препятствовать  социальному
сотрудничеству; литература, искусство, наука, религия  вырождаются, когда  в
них  борьба  с  чужими взглядами вытесняет самостоятельное  творчество новых
идей;  нравственность гибнет, когда отрицательные силы порицания, осуждения,
негодования  начинают  преобладать  в  моральной  жизни  над  положительными
мотивами любви, одобрения, признания.  Всюду борьба есть хотя и необходимая,
но непосредственно не производительная форма  деятельности, не добро, а лишь
неизбежное зло,  и  если она вытесняет подлинно  производительный труд,  это
приводит к обнищанию и упадку соответствующей области жизни. Производство  и
война  суть  как  бы символы  двух  исконных  начал  человеческой  жизни,  и
нормальное  отношение между  ними, состоящее  в  подчинении  второго  начала
первому, есть всегда условие прогресса, накопления богатства,  материального
и  духовного, --  условие действительного успеха человеческой жизни. Подводя
итог развитому выше, мы можем  теперь сказать: основная морально-философская
ошибка  революционизма есть  абсолютизация  начала борьбы и обусловленное ею
пренебрежение к высшему и универсальному началу производительности.
     Если из двух форм  человеческой деятельности -- разрушения и созидания,
или  борьбы  и  производительного  труда  -- интеллигенция всецело  отдается
только  первой,  то из двух основных  средств социального  приобретения благ
(материальных  и  духовных) --  именно  распределения и  производства -- она
также  признает  исключительно  первое.   Подобно  борьбе   или  разрушению,
распределение,  в качестве механического перемещения  уже готовых элементов,
также  противостоит  производству,  в  смысле творческого  созидания нового.
Социализм и есть мировоззрение,  в котором идея производства вытеснена идеей
распределения. Правда, в качестве социально-политической программы социализм
предполагает реорганизацию всех сторон  хозяйственной жизни;  он  протестует
против  мнения, что его желания сводятся лишь к тому, чтобы отнять богатство
у  имущих  и  отдать  его  неимущим.  Такое  мнение  действительно  содержит
искажающее  упрощение  социализма   как  социологической  или  экономической
теории; тем не менее оно совершенно точно передает морально-общественный дух
социализма. Теория хозяйственной  организации есть  лишь техника социализма;
душа  социализма  есть  идеал  распределения,   и  его  конечное  стремление
действительно сводится  к тому,  чтобы  отнять  блага у  одних и  отдать  их
другим.  Моральный пафос  социализма сосредоточен  на идее распределительной
справедливости  и  исчерпывается  ею; и эта мораль тоже  имеет  свои корни в
механико-рационалистической теории счастья, в убеждении, что условий счастья
не нужно вообще  созидать, а можно просто  взять или отобрать их у  тех, кто
незаконно завладел ими в свою пользу. Социалистическая вера  -- не  источник
этого одностороннего обоготворения начала распределения;  наоборот, она сама
опирается  на  него  и  есть  как  бы  социологический   плод,  выросший  на
метафизическом  древе  механистической  этики.  Превознесение  распределения
насчет производства вообще не ограничивается областью материальных благ; оно
лишь  ярче всего сказывается  и имеет  наиболее существенное значение в этой
области,  так  как  вообще  утилитаристическая  этика  видит в  материальном
обеспечении  основную проблему  человеческого устроения. Но  важно отметить,
что   та  же   тенденция  господствует   над  всем   миропониманием  русской
интеллигенции. Производство благ во всех областях жизни ценится ниже, чем их
распределение;   интеллигенция  почти  так  же  мало,  как  о   производстве
материальном,  заботится о  производстве духовном,  о  накоплении  идеальных
ценностей;  развитие  науки,  литературы,  искусства  и  вообще культуры  ей
гораздо менее дорого, чем распределение уже готовых, созданных духовных благ
среди массы.  Т[ак] наз[ываемая] "культурная деятельность" сводится именно к
распределению  культурных  благ,  а  не  к  их  созиданию,  а  почетное  имя
культурного деятеля заслуживает у нас не тот, кто творит культуру -- ученый,
художник, изобретатель, философ,  -- а тот, кто  раздает  массе  по кусочкам
плоды чужого творчества, кто учит, популяризирует, пропагандирует.
     В оценке этого направления приходится повторить, в иных словах, то, что
мы говорили только что об отношении между борьбой и производительным трудом.
Распределение,  бесспорно,  есть  необходимая  функция  социальной  жизни, и
справедливое распределение  благ и тягот  жизни есть законный и обязательный
моральный  принцип.  Но  абсолютизация  распределения и забвение  из-за него
производства или творчества есть философское  заблуждение и моральный  грех.
Для того чтобы было что распределять, надо прежде  всего иметь что-нибудь, а
чтобы иметь -- надо созидать,  производить.  Без правильного обмена  веществ
организм  не может существовать, но ведь, в конце концов,  он существует  не
самим  обменом,  а  потребляемыми  питательными веществами,  которые  должны
откуда-нибудь притекать к нему. То  же применимо  к  социальному организму в
его материальных и духовных нуждах.  Дух социалистического народничества, во
имя  распределения пренебрегающий производством, -- доводя это пренебрежение
не только до полного  игнорирования, но даже до  прямой  вражды,  -- в конце
концов, подтачивает  силы народа и увековечивает его материальную и духовную
нищету. Социалистическая интеллигенция, растрачивая огромные сосредоточенные
в  ней   силы  на  непроизводительную   деятельность   политической  борьбы,
руководимой  идеей  распределения,  и  не  участвуя  в  созидании  народного
достояния, остается  в метафизическом смысле  бесплодной  и,  вопреки  своим
заветным  и  ценнейшим стремлениям,  ведет  паразитическое существование  на
народном   теле.  Пора,  наконец,   понять,   что  наша   жизнь   не  только

Страницы: «« « 39   40   41   42   43   44   45   46   47  48   49   50   51   52   53   54   55   56   57  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909