Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Бандурин В.В. - Система инвестиц. взаимоотнош. в регионе на пр. Татарст

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 72
Размер файла: 409 Кб
Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»

   Никакая отдельная компания и  никакая  из  возможных  комбинаций  частных
компаний не  в  состоянии  финансировать  крупномасштабные  общенациональные
научно-исследовательские   программы,   которые   требуются   для    решения
научно-технических  задач  в  таких  сферах,  как  термоядерная  энергетика,
освоение ресурсов океана, создание крупных солнечных энергетических систем и
т.д.
   Крупные средства  в  виде  финансирования  исследований,  гарантированных
займов для  перехода  к  промышленному  освоению,  субсидий,  компенсирующих
высокие  издержки  производства,  контрактов   на   закупку   продукции   по
фиксированной цене и т.д. может предложить только государство.  Поэтому  уже
наметившаяся тенденция к образованию широких финансово-экономических  групп,
использующих ресурсы как государства, так и частного сектора при руководящей
и координирующей роли государства, будет в будущем набирать силу.
   Государственное регулирование экономической структуры в Западной Европе
   Особое значение регулирование экономической структуры в капиталистических
странах приобрело в 70-е  -  80-е  годы  по  мере  развертывания  сырьевого,
энергетического,  отраслевых  кризисов  в   обрабатывающей   промышленности,
падения ее конкурентоспособности. В это время  формируются  и  выступают  на
передний край такие его направления, как промышленное и научно-техническое.
   В широком  смысле  слова  под  экономической  структурой  подразумеваются
пропорции  национального  продукта  с  точки  зрения  его   производства   и
распределения, размещения производительных сил между отраслями  хозяйства  и
по национальной территории, соотношения различных компонентов  внутри  самих
производительных сил. Соответствие этих пропорций требованиям  развития,  их
гибкость  и  способность  к  модернизации  являются   важнейшими   факторами
экономического   роста,   социально-политической   стабильности.   Постоянно
возникающие хозяйственные диспропорции, обостряясь, выливаются в структурные
кризисы, которые по мере интернационализации хозяйственной жизни  все  более
приобретают международный характер.
   Все это предопределяет особую  остроту  решения  структурных  проблем,  а
также необходимость активного вмешательства государства в их решение.
   В  структурной  политике  используются  в  основном  стоимостные  рычаги,
воздействующие на формирование цен, издержек, прибыли. В сфере  производства
большой  набор  мер  -   экономических   и   законодательно-административных
(государственные заказы, закупки, нетарифный  протекционизм,  субсидирование
производителей  новейшей  продукции  и  т.д.)   -   нацелен   на   улучшение
количественных и качественных характеристик накопления  капитала,  ускорение
научно-технического прогресса, стимулирование конкуренции.
   Принимаются  также  меры  по  увеличению  в  национальном   доходе   доли
предпринимательской прибыли,  расширению  тех  компонентов  спроса,  которые
содействуют желательным сдвигам в производстве, освоению  научно-технических
достижений,   подготовке   рабочей   силы   и   т.д.   Широко   практикуется
огосударствление малорентабельных отраслей и предприятий,  имеющих,  однако,
немаловажное значение для обеспечения благоприятных условий  воспроизводства
национального капитала.
   Так, развитие электронной промышленности в  начале  80-х  гг.,  путем  ее
субсидирования   пыталось   стимулировать    консервативное    правительство
Великобритании, а на их основе огосударствления соответствующих  производств
- правительство левого большинства Франции.
   Одной из структурных проблем, возникшей  уже  в  20  -  30-е  гг.,  стали
глубокие  экономические  и  социальные  региональные  различия.   Они   были
порождены неравномерным распределением  населения  и  капитала,  в  основном
промышленного, между районами страны. В одних государствах это было  связано
с кризисом давно сложившихся отраслей (Великобритания, ФРГ), в  других  -  с
наличием обширных отсталых сельских районов (Франция, Италии).
   После  второй  мировой  войны  существенное   место   в   государственном
регулировании заняла аграрная политика. Основной ее целью было экономическое
и техническое подтягивание отсталого сектора, увеличение его производства за
счет  интенсификации  и  повышения  продуктивности.  Меры  главным   образом
принимались  по  трем  направлениям:  повышение   прибыльности   фермерского
хозяйства с тем, чтобы  обеспечить  ему  возможность  для  капиталовложений,
финансовое   содействие   этим   вложениям;   внешнеторговый   протекционизм
(стимулирование экспорта, сдерживание импорта).
   Особенно широкое распространение получили системы гарантии аграрных  цен.
Обеспечение производителям  продажных  цен  не  ниже  заранее  определенного
уровня  достигается  двумя  основными  путями.  В  ряде  стран,  например  в
Великобритании до ее вступления в ЕС, в тех случаях, когда цены падали  ниже
согласованного показателя, в частности за счет импорта  сельскохозяйственной
продукции, фермеры получали из казны  доплату  в  виде  субсидий.  В  других
случаях относительно высокие цены на аграрную  продукцию  поддерживаются  за
счет  государственных  закупок  излишков.  Именно  такая  система  и  поныне
является составной частью сельскохозяйственной политики ЕС.
   Модернизации    сельского    хозяйства    способствует     предоставление
государственных субсидий,  которые  частично  компенсируют  его  затраты,  в
первую очередь на покупку машин, удобрений и т.д. Для развития специализации
субсидируются также производители тех или иных культур.
   Усилия западноевропейских  правительств  привели  к  заметному  повышению
продуктивности     сельского     хозяйства,     росту     самообеспеченности
продовольствием.  Однако  в  ряде  стран,  особенно  входящих  в   ЕС,   это
оплачивается ценой массового разорения мелких фермеров,  поскольку  основные
выгоды от системы государственных цен получают крупные производители; ростом
продовольственных цен и издержек при значительном перепроизводстве некоторых
видов продукции;  усилением  аграрного  протекционизма,  который  затрудняет
международный товарообмен, ведет к "торговым войнам".
   Обновление и расширение основного капитала в отрасли государство пыталось
стимулировать  разнообразными  бюджетными   и   кредитно-денежными   мерами:
обеспечение   людскими   ресурсами    -    посредством    вмешательства    в
функционирование рынка труда, создания при участии  частномонополистического
капитала национальных систем профессионально-технической подготовки, учета и
набора рабочей сипы.
   При   подготовке   планов   широкое   распространение   получил   принцип
"скользящего" планирования и "трехсторонности". При "скользящем" методе план
(например, планы ФРГ) по мере выполнения продлевается на год. Это  позволяет
корректировать и его, и бюджетные ассигнования в соответствии с  изменениями
конъюнктуры. Привлечение к планированию кроме представителей правительства и
предпринимателей     также     и     профсоюзов     отражает      стремление
социал-демократических реформаторов подчинить интересы  трудящихся  интереса
буржуазии, прежде всего монополистической.
   Углубление кризисных явлений в отдельных странах заставляло переходить  к
более  краткосрочным  -  двух-,  трехгодичным  планам,  конкретным   целевым

Страницы: «« « 13   14   15   16   17   18   19   20   21  22   23   24   25   26   27   28   29   30   31  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Бандурин В.В., Система инвестиц. взаимоотнош. в регионе на пр. Татарст