Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Бандурин В.В. - Система инвестиц. взаимоотнош. в регионе на пр. Татарст

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 72
Размер файла: 409 Кб
Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»

том, что на основе многолетнего опыта частные корпорации  признали  важность
долгосрочного   планирования   своей   деятельности   в   интересах    более
рационального размещения инвестиций, повышения эффективности производства  и
совершенствования системы управления.
   Поэтому практика применения методов долгосрочного планирования в японских
компаниях и фирмах распространена значительно шире, чем в США  и  в  странах
Западной Европы. По данным обследования, проведенного в 1990 г., 90% ведущих
японских корпораций имели долгосрочные планы инвестиционной  и  коммерческой
деятельности, тогда как в США такие планы имели 78%, а в Западной Европе 60о
ведущих компаний и фирм.
   Большинство японских компаний разрабатывает перспективные планы на те  же
сроки, что и государственные программы, т. е. на пять лет, причем использует
последние в качестве важной исходной информационной базы.
   В ряде случаев более гибкое понимание  и  предвидение  ее  стратегических
задач,  государственное  программирование  в  Японии   иногда   вступает   в
противоречие с  интересами  отдельных  монополистических  групп,  вплоть  до
прямого ограничения их действий директивными методами (например,  в  области
экологии, промышленного размещения, концентрации и т.д.).
   Следует отметить, что если предприниматели  на  словах  и  соглашаются  с
ориентирами долгосрочной государственной  политики,  далеко  не  все  желают
поступиться своими краткосрочными  интересами.  Новые  приоритетные  отрасли
экономики находятся в настоящее время в основном в ранней  стадии  развития,
их продукция ориентирована в первую очередь  на  удовлетворение  внутреннего
спроса. Если, следуя разрабатываемым проектам, все большая доля национальных
ресурсов будет перераспределяться в эти  отрасли,  то  производительность  в
базовых отраслях (являющихся одновременно и главными экспортными  отраслями)
будет  снижаться   и,   следовательно,   будет   падать   их   международная
конкурентоспособность. В этих условиях добиться поддержки частным  капиталом
государственной политики будет труднее, чем прежде.
   Необходимо отметить, что  выработка  экономической  политики  государства
всегда   предполагала   примирение   противоречивых   интересов    различных
министерств и ведомств Японии,  которые  традиционно  обладают  значительной
независимостью действий и большой самостоятельной властью.
   Поэтому при разработке долгосрочной экономической  политики  обобщение  и
систематизация   разнообразных   мероприятий,   согласование   ведомственных
интересов,  определение  приоритетов   с   общенациональной   точки   зрения
представляют  весьма  сложную  задачу.  Эта  проблема  находит  отражение  в
государственных  планах,   которые   обнаруживают   заметную   тенденцию   к
расплывчатым формулировкам и минимизации числа  количественных  показателей,
что дает министерствам максимум возможностей для  уклонения  от  намеченного
планом курса.
   В Японии определенное развитие  получило  программирование  бюджета.  Оно
заключается  в  разработке  среднесрочной  (на  пять  лет)  сметы  бюджетных
расходов ("бюджетного плана"),  предназначенных  для  реализации  конкретных
целей государственных программ. Бюджетное  планирование  направлено  на  то,
чтобы на основе использования достижений системного анализа повысить степень
результативности  государственных  решений   на   всех   уровнях,   учитывая
долгосрочные затраты и  их  эффективность.  Главные  особенности  бюджетного
планирования (в отличие от обычной практики составления годовых бюджетов  по
категориям затрат) заключаются в том, что, во-первых, бюджет разрабатывается
на длительный срок  и,  во-вторых,  расходы  в  нем  по  видам  деятельности
ориентируются на конечный результат государственных программ.
   Как показал анализ, в 90-х годах  экономическая  и  структурная  политика
Японии  усложняется,  приобретает  более  широкие  масштабы.  Теперь  в  нее
вовлечены все министерства и ведомства, каждое из которых представляет  свои
собственные интересы и интересы сотрудничающих с ним деловых кругов.
   Даже при наличии понимания стоящих перед страной проблем  и  согласии  об
общих принципах долгосрочной экономической политики. различные  министерства
и  стоящие  за  ними  группы  монополистического  капитала,   как   правило,
расходятся во мнениях о сроках и порядке проведения конкретных мероприятий.
   Различные точки зрения по конкретным вопросам могут  серьезно  влиять  на
общий ход и  скорость  осуществленных  общенациональных  задач.  Предприятия
частного сектора, руководствующиеся в первую очередь мотивами  прибыльности,
слабо  реагируют  как  на   общие,   так   и   на   выборочные   мероприятия
государственных органов, если они ущемляют их интересы.
   В      настоящее      время,      когда      стратегические      интересы
государственно-монополистического капитализма Японии заставляют выдвигать  в
государственных программах социальные цели, прямо или косвенно затрагивающие
проблемы   переориентации   национальных   ресурсов   в   пользу    большего
удовлетворения общественных нужд, надежды на  прежнюю  "гармонию"  интересов
государства и монополий выглядят все более несостоятельными.
   Вместе с тем реальные слабости индикативного программирования в Японии не
должны вести к недооценке его позитивных функций. Это  касается  определения
направлений  экономического  роста,  выявления   узких   мест   национальной
экономики и мобилизации государственных ресурсов на их ликвидацию, выработки
социальной политики, смягчающей проявление классовых  противоречий,  наконец
некоторого  ограничения  размаха  циклических  колебаний.   Программирование
усилило суммарный эффект рычагов государственного регулирования, в известной
мере  упорядочило  их  действие,  содействовало   дальнейшему   переплетению
механизмов рыночного и централизованного регулирования.
   Наибольшие достижения японского программирования, утверждают американские
исследователи, проистекают не от самих планов, а от их подготовки. Одним  из
таких достижений является просто интенсивное взаимодействие сотен чиновников
из широкого круга министерств с  тысячами  лидеров  делового  мира,  которое
способствует рациональному обсуждению существующих и потенциальных  проблем.
Это обсуждение, как минимум, дает возможность проанализировать и,  возможно,
отказаться от унаследованных догм, а  иногда  также  достичь  логически  или
эмпирически обоснованных заключений о природе экономических проблем или даже
о путях их решения. Все участники, особенно представители частного  сектора,
получают чрезвычайно ценную информацию, которую в ином случае они, возможно,
не имели бы.
   Благоприятная возможность для каждой стороны изучить и  понять  мотивы  и
проблемы другой стороны формирует по меньшей мере взаимную сдержанность, а в
лучшем случае согласие о ценностях и целях.
   В будущем вопреки возможному усилению конфликтности между государством  и
частным     сектором     необходимость     действенного     государственного
программирования будет возрастать.  Это  диктуется  объективными  процессами
роста обобществления  капиталистического  производства  и  все  более  явной
неспособностью  механизма  "свободного   предпринимательства"   регулировать
перестройку современной капиталистической экономики.

Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Бандурин В.В., Система инвестиц. взаимоотнош. в регионе на пр. Татарст