Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Бандурин В.В. - Система инвестиц. взаимоотнош. в регионе на пр. Татарст

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 72
Размер файла: 409 Кб
Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»

руководителю,  принимающему  решения,  перечень  возможных   альтернатив   с
детальным описанием достоинств и недостатков каждой из них.
   В последние годы в  практике  правительственных  ведомств  США  все  шире
используется программная оценка. С управленческой точки  зрения  программная
оценка представляет интерес как попытка создать механизм обратной  связи  от
фактической  результативности   и   эффективности   программ   к   выделению
ассигнований на ее продолжение.
   В  экономической  оценке  программ  наибольшее  распространение  получили
методы "затраты - выгоды" ("затраты - эффективность"), опросный,  экспертных
оценок.
   Первый из них -  аналитический  метод  оценки  экономических  последствий
осуществления альтернативных мероприятий; его  цель  -  помочь  в  выявлении
наиболее   предпочтительного   курса   действий.   Следует   отметить,   что
предпочтительным для государства или корпорации этот курс действий  будет  с
точки зрения максимума прибыли.
   Главные черты метода "затраты - выгоды" - тщательное изучение и сравнение
альтернативных  путей  достижения  цели  за  определенный  период   времени;
отыскание других, лучших альтернатив.
   По  мнению  американского  экономиста  Д.  Новика,   метод   "затраты   -
эффективность" не может целиком определять процесс принятия решений, так как
ограничивает анализ лишь  экономической  оценкой,  не  учитывая  социальных,
психологических, политических и других факторов. Однако для управления ходом
реализации программ, для оценки целесообразности ее продолжения  этот  метод
чрезвычайно полезен.
   Организационные структуры управления программами
   При выполнении комплексных научно-технических программ  используются  три
известных     типа     организационного     механизма:      централизованное
(линейно-программное)  управление;  координационное  управление;   матричные
структуры.
   Линейно-программное управление представляет  собой  наиболее  эффективный
способ воздействия на все компоненты управляемой системы и  основано  на  их
полном   подчинении   управляющему   органу.   Ввиду   относительно   низкой
экономичности этого типа  управления  его  использование  оправдано  лишь  в
случаях особой важности и сложности  выполняемых  работ,  их  исключительной
ресурсоемкости и решающего  значения  фактора  времени.  Возможности  такого
управления использовались  в  проектах  создания  атомной  бомбы,  подводных
лодок-ракетоносцев, ракетоносителей и др.
   Наиболее  успешное  применение  для  целевого   управления   комплексными
научно-техническими программами могут найти матричные структуры  управления.
Их  использование  не  связано  со  значительной  перестройкой   сложившихся
отношений управления в действующих  линейно-функциональных  структурах,  они
обеспечивают эффективное управление исполнителями в  процессе  осуществления
программы, характеризуются высокой экономичностью и гибкостью.
   В последнее десятилетие широкое распространение в федеральных  ведомствах
получил метод "контракта на систему", заимствованный  из  военной  сферы.  В
настоящее время он охватывает долгосрочные программы НИОКР в промышленности,
а также контракты на "системы" - программы  в  области  перестройки  системы
образования, борьбы с преступностью,  охраны  окружающей  среды,  управления
энергетикой в национальном масштабе, жилищного и гражданского строительства,
контроля за движением автотранспорта, а также поиска  путей  решения  других
сложных социально-экономических проблем.  Их  финансирование  с  70-х  годов
производится из средств федерального бюджета по программно-целевому принципу
как приобретение системы.
   В соответствии с этим методом корпорация - главный подрядчик -  принимает
на себя от федерального  ведомства-заказчика  хозяйственные  функции,  ранее
традиционно  принадлежавшие  государству  (размещение  заказа  на   систему,
управление ее разработкой  и  производством),  а  также  право  передачи  по
собственному  усмотрению   части   заказа   другим   исполнителям.   Ей   же
предоставлено  государством  в  этом  случае   и   право   хозяйственных   и
управленческих решений о производстве подсистемы на собственных или дочерних
предприятиях в данной или смежной отрасли промышленности или о  закупках  на
основе  субподрядов.  В  этой  связи  за  федеральным  ведомством-заказчиком
сохраняется лишь формальная обязанность общего  хозяйственного  контроля  за
системой субподрядов корпорации - генерального подрядчика.
   Начиная с  60х  гг.  федеральные  ведомства  стали  применять  метод  под
названием "подрядчик - управляющий системой" (system management contractor's
concept).  Его  использование  также  обусловлено   ростом   числа   крупных
специализированных фирм, осуществляющих долгосрочные программы, связанные со
сложными  техническими  решениями,  где  особенно  остро  стоит   вопрос   о
совместимости узлов и компонентов, а главное - о надежности систем.
   В обшей  форме  метод  "подрядчик  -  управляющий  системой"  основан  на
применении системного подхода при заключении крупномасштабного  контракта  в
промышленности на осуществление долгосрочной научно-технической программы  с
высокой степенью неопределенности. Системный подход и концепция  "управления
системой"  используются  федеральным  ведомством-заказчиком  для  управления
исследованиями и  разработками  в  промышленности.  Инструментом  управления
служит непосредственно хозяйственно-договорный механизм, т.е. контракт,  его
объектом - программа, разбитая  на  компоненты,  а  субъектом  управления  -
непосредственно генеральный подрядчик, "управляющий программой".
   "Подрядчик - управляющий системой" несет  ответственность  не  только  за
обеспечение необходимого уровня технических показателей  конечного  продукта
по  договору,  но  и  за  контроль  над  общими  издержками  производства  и
завершением всей программы в срок.
   Таким  образом,  рассматриваемый  механизм  программного   управления   и
финансирования:
   результатов  и   качества   работ,   повышает   результативность   работ   и
эффективность использования материально-технических ресурсов;
   квалифицированных  специалистов,  стимулирует  их   творческую   активность,
обеспечивает высокую мобильность научных кадров;
   сопровождается развитием системы консультативно-экспертных учреждений;
   проектных исследований и разработок, функционирующих по типу услуг,  которые
предоставляются  исполнителям   работ   по   контрактам   с   финансирующими
инстанциями.
   Развитие  системы  программного  управления  и   финансирования   находит
выражение и  в  том,  что  субсидии  на  исследования  дополняются  системой
субсидий на  приобретение  (или  повышение)  научной  квалификации  учеными,

Страницы: «« « 10   11   12   13   14   15   16   17   18  19   20   21   22   23   24   25   26   27   28  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Бандурин В.В., Система инвестиц. взаимоотнош. в регионе на пр. Татарст