|
Главная - Наука - Экономика
Бандурин В.В. - Система инвестиц. взаимоотнош. в регионе на пр. Татарст Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 72 Размер файла: 409 Кб Страницы: «« « 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 » »» руководителю, принимающему решения, перечень возможных альтернатив с
детальным описанием достоинств и недостатков каждой из них.
В последние годы в практике правительственных ведомств США все шире
используется программная оценка. С управленческой точки зрения программная
оценка представляет интерес как попытка создать механизм обратной связи от
фактической результативности и эффективности программ к выделению
ассигнований на ее продолжение.
В экономической оценке программ наибольшее распространение получили
методы "затраты - выгоды" ("затраты - эффективность"), опросный, экспертных
оценок.
Первый из них - аналитический метод оценки экономических последствий
осуществления альтернативных мероприятий; его цель - помочь в выявлении
наиболее предпочтительного курса действий. Следует отметить, что
предпочтительным для государства или корпорации этот курс действий будет с
точки зрения максимума прибыли.
Главные черты метода "затраты - выгоды" - тщательное изучение и сравнение
альтернативных путей достижения цели за определенный период времени;
отыскание других, лучших альтернатив.
По мнению американского экономиста Д. Новика, метод "затраты -
эффективность" не может целиком определять процесс принятия решений, так как
ограничивает анализ лишь экономической оценкой, не учитывая социальных,
психологических, политических и других факторов. Однако для управления ходом
реализации программ, для оценки целесообразности ее продолжения этот метод
чрезвычайно полезен.
Организационные структуры управления программами
При выполнении комплексных научно-технических программ используются три
известных типа организационного механизма: централизованное
(линейно-программное) управление; координационное управление; матричные
структуры.
Линейно-программное управление представляет собой наиболее эффективный
способ воздействия на все компоненты управляемой системы и основано на их
полном подчинении управляющему органу. Ввиду относительно низкой
экономичности этого типа управления его использование оправдано лишь в
случаях особой важности и сложности выполняемых работ, их исключительной
ресурсоемкости и решающего значения фактора времени. Возможности такого
управления использовались в проектах создания атомной бомбы, подводных
лодок-ракетоносцев, ракетоносителей и др.
Наиболее успешное применение для целевого управления комплексными
научно-техническими программами могут найти матричные структуры управления.
Их использование не связано со значительной перестройкой сложившихся
отношений управления в действующих линейно-функциональных структурах, они
обеспечивают эффективное управление исполнителями в процессе осуществления
программы, характеризуются высокой экономичностью и гибкостью.
В последнее десятилетие широкое распространение в федеральных ведомствах
получил метод "контракта на систему", заимствованный из военной сферы. В
настоящее время он охватывает долгосрочные программы НИОКР в промышленности,
а также контракты на "системы" - программы в области перестройки системы
образования, борьбы с преступностью, охраны окружающей среды, управления
энергетикой в национальном масштабе, жилищного и гражданского строительства,
контроля за движением автотранспорта, а также поиска путей решения других
сложных социально-экономических проблем. Их финансирование с 70-х годов
производится из средств федерального бюджета по программно-целевому принципу
как приобретение системы.
В соответствии с этим методом корпорация - главный подрядчик - принимает
на себя от федерального ведомства-заказчика хозяйственные функции, ранее
традиционно принадлежавшие государству (размещение заказа на систему,
управление ее разработкой и производством), а также право передачи по
собственному усмотрению части заказа другим исполнителям. Ей же
предоставлено государством в этом случае и право хозяйственных и
управленческих решений о производстве подсистемы на собственных или дочерних
предприятиях в данной или смежной отрасли промышленности или о закупках на
основе субподрядов. В этой связи за федеральным ведомством-заказчиком
сохраняется лишь формальная обязанность общего хозяйственного контроля за
системой субподрядов корпорации - генерального подрядчика.
Начиная с 60х гг. федеральные ведомства стали применять метод под
названием "подрядчик - управляющий системой" (system management contractor's
concept). Его использование также обусловлено ростом числа крупных
специализированных фирм, осуществляющих долгосрочные программы, связанные со
сложными техническими решениями, где особенно остро стоит вопрос о
совместимости узлов и компонентов, а главное - о надежности систем.
В обшей форме метод "подрядчик - управляющий системой" основан на
применении системного подхода при заключении крупномасштабного контракта в
промышленности на осуществление долгосрочной научно-технической программы с
высокой степенью неопределенности. Системный подход и концепция "управления
системой" используются федеральным ведомством-заказчиком для управления
исследованиями и разработками в промышленности. Инструментом управления
служит непосредственно хозяйственно-договорный механизм, т.е. контракт, его
объектом - программа, разбитая на компоненты, а субъектом управления -
непосредственно генеральный подрядчик, "управляющий программой".
"Подрядчик - управляющий системой" несет ответственность не только за
обеспечение необходимого уровня технических показателей конечного продукта
по договору, но и за контроль над общими издержками производства и
завершением всей программы в срок.
Таким образом, рассматриваемый механизм программного управления и
финансирования:
результатов и качества работ, повышает результативность работ и
эффективность использования материально-технических ресурсов;
квалифицированных специалистов, стимулирует их творческую активность,
обеспечивает высокую мобильность научных кадров;
сопровождается развитием системы консультативно-экспертных учреждений;
проектных исследований и разработок, функционирующих по типу услуг, которые
предоставляются исполнителям работ по контрактам с финансирующими
инстанциями.
Развитие системы программного управления и финансирования находит
выражение и в том, что субсидии на исследования дополняются системой
субсидий на приобретение (или повышение) научной квалификации учеными,
Страницы: «« « 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |