Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Бандурин В.В. - Система инвестиц. взаимоотнош. в регионе на пр. Татарст

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 72
Размер файла: 409 Кб
Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»

инженерами  и  студентами,  а  также  субсидиями  на  приобретение   средств
материально-технического обеспечения проектных исследований. Эти  финансовые
механизмы позволяют теснее увязать научные исследования с  системой  высшего
образования,   устранить   разобщенность,    характерную    для    вузовских
исследований, ориентировать научный поиск ученых на непосредственные запросы
промышленного производства.
   Таким  образом,  система   программного   управления   и   финансирования
приобретает    интегрирующую    и     преобразующую     роль     во     всем
организационно-хозяйственном механизме разработки и  реализации  комплексных
целевых программ.
   Государственное программирование в Японии
   Проведенный анализ показывает, что Япония может  быть  отнесена  к  числу
стран,    обладающих    наиболее    развитой    системой    государственного
программирования в капиталистическом мире.  Программирование  пустило  здесь
глубокие     корни,      стало      жизненно      необходимым      элементом
государственно-монополистического регулирования.
   Экономическое программирование в Японии является индикативным. В принципе
это означает,  что  частным  производителям  не  директируется  производство
определенного количества какого-либо товара, а планирующие органы остаются в
стороне  от  производственной  деятельности,  которую   план   имеет   целью
координировать.
   Цель  индикативного   программирования   заключается   в   формулировании
представления о  будущей  экономической  структуре  и  ведущих  направлениях
развития так, чтобы:
   1) ориентировать частный сектор;
   2) обеспечить основу для правительственного контроля за экономикой;
   3)  зафиксировать  сферы,  где  наличие  острых  проблем  требует   более
активного государственного вмешательства;
   4) установить масштабы и характер этого участия.
   Таким образом, государственное  программирование  в  Японии  представляет
сочетание  экономических   прогнозов   с   мерами   прямого   и   косвенного
регулирования экономики.  Его  основная  задача  заключается  в  обеспечении
макроравновесий, постоянно нарушаемых несовершенной рыночной экономикой.
   Система   государственного   программирования   в   Японии   может   быть
подразделена  на  три  отчетливо  выраженных  "горизонта".  Во-первых,   так
называемые "качественные  планы",  т.  е.  долгосрочные  программы-прогнозы,
предназначенные для выяснения  общей  картины  будущего  Японии  и  делающие
акцент на таких  проблемах,  как  развитие  хронически  отсталых  районов  и
обеспечение территориально сбалансированного  роста  экономики  страны.  Эти
программы  разрабатываются,  как  правило,  на  15-20   лет   и   почти   не
предусматривают средств реализации выдвигаемых целей.  Во-вторых,  регулярно
принимаемые правительством среднесрочные государственные  планы,  призванные
конкретизировать,   детализировать   и   по   возможности   представить    в
количественном   выражении   комплекс   правительственных   мероприятий    в
экономической и социальной сферах на более короткий  срок,  обычно  на  пять
лет.  И  в-третьих,  ежегодное   бюджетное   планирование,   которое   может
рассматриваться как краткосрочное программирование на один год.
   Наиболее  важным  звеном  в  системе  государственного   программирования
являются среднесрочные государственные программы.
   Для финансирования быстро развивающихся и  самых  перспективных  отраслей
промышленности в Японии был создан  специальный  Банк  развития,  в  котором
более  50%  приходится  на  долю   государственного   капитала   и   который
предоставляет кредиты с более низким процентом, чем частные банки.
   Необходимо упомянуть еще один фактор, имевший чрезвычайно важное значение
для  повышения  роли  кредитно-финансовой  сферы  как  эффективного   рычага
воздействия государства на экономику страны.
   Если  в  Западной  Европе  и  США  доля  собственных  средств  у  частных
корпораций составляет 60% и выше, то в Японии она, как  правило,  колеблется
от 20 до 30%. Основным источником  финансирования  являются  частные  банки,
использующие  свыше  85%  своих  активов  для  кредитования  промышленных  и
торговых компаний. Благодаря этому в Японии сложились благоприятные  условия
для государственного регулирования  инвестиционной  деятельности  в  частном
секторе путем манипулирования учетной ставкой Банка Японии,  который  держит
под своим контролем кредитную деятельность частных банков.
   Таким образом, государственные инвестиции и кредитное регулирование через
государственные  финансовые  институты  выступают  в  Японии  как   наиболее
реальные средства государственного воздействия на экономику.
   Государственная  политика,  ориентированная  на  стимулирование   частных
производственных инвестиций, принесла свои плоды. За  60-е  гг.  ВНП  Японии
увеличился почти в 3 раза, что соответствовало среднегодовым реальным темпам
роста  в  11,1%  -  самым  высоким  в  мире,  наблюдалась  также  наибольшая
эффективность капиталовложений. За  это  же  десятилетие  ни  одна  развитая
капиталистическая страна не смогла хотя бы удвоить свой ВНП.
   В  период  быстрого  хозяйственного  развития  частный  сектор   японской
экономики чрезвычайно чутко реагировал на установка государственного  курса.
Дело в том, что предприниматели, ориентировавшиеся в своей  деятельности  на
правительственные  наметки,  получали  поддержку  со  стороны   государства,
которое  использовало  в  этих  целях  бюджетные  ассигнования  и  субсидии,
кредитно-денежную политику, защиту от иностранных  конкурентов,  образование
антидепрессионных,  рационализационных  и  экспортных  картелей,   налоговые
льготы и т.п.
   Так как масштабы и политика развития государственного  сектора  экономики
определялись исходя из намечаемых в планах темпов роста, то естественно, что
дисбаланс между общественным и частным секторами экономики  Японии  приобрел
крайне острый характер.  Низкий  уровень  и  низкий  коэффициент  реализации
инвестиций общественного назначения  (здравоохранение,  образование,  наука,
культура, охрана окружающей среды, коммунальное хозяйство и т. д.) привели в
конечном итоге к обострение общеэкономических диспропорций.
   Министерства могут развивать отрасли в желательном направлении не  только
на основе законодательных актов, но и  с  помощью  так  называемой  практики
"административного  руководства",  являющейся  весьма  специфическим,  чисто
японским  инструментом  побуждения  частного  сектора  действовать  в  русле
государственных  программ.   Этот   метод   широко   используется   японским
правительством для поддержки или усиления многих видов политики, как микро-,
так и макроэкономической. Он не опирается на  ясные  юридические  нормы,  но
неофициально расширяет  власть  японских  министерств  и  ведомств,  которые
сообщают  частным  фирмам   основные   моменты   "социально   ответственного
поведения" (они могут включать все - от политики цен до контроля  инвестиций
или загрязнения среды).
   Особо важное значение  государственного  программирования  заключается  в

Страницы: «« « 11   12   13   14   15   16   17   18   19  20   21   22   23   24   25   26   27   28   29  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Бандурин В.В., Система инвестиц. взаимоотнош. в регионе на пр. Татарст