Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Словари
Ивин А.А. - Словарь по логике

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 44
Размер файла: 889 Кб
Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»

   Прояснение и углубление оснований современной Л. сопровождалось пересмотром и уточнением таких центральных ее понятий, как логическая форма, логический закон, доказательство, логическое следование и др.
   Законы Л. долгое время представлялись абсолютными истинами, никак не связанными с опытом. Однако возникновение конкурирующих логических теорий, отстаивающих разные множества законов, показало, что Л. складывается в практике мышления и что она меняется с изменением этой практики. Логические законы - такие же продукты человеческого опыта, как и аксиомы евклидовой геометрии, тоже казавшиеся когда-то априорными. Именно постоянно повторяющаяся практика выявляла некоторые общие и инвариантные отношения между вещами, вовлеченными в трудовую деятельность, и закрепляла их в сознании в виде некоторых логических структур, лежащих в основе формулирования правил логики.
   Доказательство, и в особенности математическое, принято было считать императивным и универсальным указанием, обязательным для всякого непредубежденного ума. Развитие Л. показало, однако, что доказательства вовсе не обладают абсолютной, вневременной строгостью и являются только опосредствованными средствами убеждения. Даже способы математической аргументации на деле историчны и социально обусловлены. В разных логических системах доказательствами считаются разные последовательности утверждений, и ни одно доказательство не является окончательным.
   Перемены, происшедшие в Л. в XX в., приблизили ее к реальному мышлению и тем самым к человеческой деятельности, одной из разновидностей которой оно является.
   Для правильного понимания предмета и задач формальной Л. важно четко представлять ее соотношение с диалектической Л. Диалектика как Л. исследует становление и развитие понятий и представлений, их отношения, переходы, противоречия. Диалектические принципы историзма, конкретности истины, единства абстрактного и конкретного, практики как критерия истины и т. д. направлены на познание закономерностей мышления, взятого в его движении и развитии, в последовательном постижении реальности. Формальная Л. главное внимание направляет на прояснение структуры готового знания, на описание его формальных свя-


[158]
зей и элементов. Диалектическая и формальная Л. - две разные науки, различающиеся как предметами своего исследования, так и методами.
   Современная Л. находит применение во многих областях. В частности, она оказала влияние на развитие математики, прежде всего теории множеств, формальных систем, алгоритмов, рекурсивных функций; идеи и аппарат Л. используются в кибернетике, вычислительной технике, в электротехнике и др.
   ЛОГИКА ВРЕМЕНИ, или: Временная логика,
    - раздел современной модальной логики, изучающий логические связи временных утверждений, т. е. утверждений, в которых временной параметр включается в логическую форму. Л. в. начала складываться в 50-е годы XX в. прежде всего благодаря работам англ. логика А. Н. Прайора, хотя первые попытки учесть роль временного фактора в логическом выводе относятся еще к античности (Аристотель, Диодор Кронос).
   Задачей Л.в. является построение искусственных (формализованных) языков, способных сделать более ясными и точными, а следовательно, и более плодотворными рассуждения о предметах и явлениях, существующих во времени.
   Л. в. представляет собой множество логических систем (логик), распадающихся на А-л о г и к у и B-логику времени. Первая ориентирована на временной ряд "прошлое - настоящее - будущее", вторая - на временной ряд "раньше - одновременно -позже".
   В А-логике рассматриваются высказывания с "будет", "было", "всегда будет", "всегда было" и т. п. Понятия "будет" ("было") и "всегда будет" ("всегда было") взаимно определимы: "Будет A" ("Было A") означает "Неверно, что всегда будет не-А" ("Неверно, что всегда было не-А"). Напр., "Будет ветрено" означает то же, что "Неверно, что всегда будет безветренно".
В числе законов А-логики времени утверждения:
   >> то, что всегда будет, будет; то, что всегда было, было (напр.: "Если всегда будет время, то оно будет");
   >>  неверно, что наступит противоречивое событие; неверно, что было такое событие ("Неверно, что было холодно и не холодно");
>> если будет, что будет нечто, оно будет;
   >>  если неверно, что всегда было, что не всегда будет нечто, то оно имеет место сейчас;
   >>  будет, что нечто было, если и только если оно или есть сейчас, или будет, или уже было ("Будет так, что шел снег, только если он или идет, или пойдет, или уже шел");

[159]
   >>  всегда было, что всегда будет нечто, только если оно есть, всегда было и всегда будет ("Всегда было, что всегда будет хорошая погода, в том и только том случае, если она есть, всегда была и всегда будет") и т. п.
   Финским философом и логиком Г. X. фон Вригтом А-логика времени формулируется с использованием выражений "...и затем..." и "...и в следующей ситуации...". "A и затем В" означает "Сейчас А и будет В", что может пониматься также как "A изменяется (переходит) в B". Л.в. может, таким образом, истолковываться и как логика изменения.
   В терминах временных понятий могут быть определены модальные понятия "необходимо" и "возможно":
   >>  необходимым является то, что всегда было, есть и всегда будет ("Пространство необходимо, только если оно всегда было, есть и всегда будет");
   >>  возможно то, что или было, или имеет место, или будет ("Возможно, что птицы улетают на юг, только если они уже улетели, улетают сейчас или улетят в будущем").
   В B-логике времени рассматриваются высказывания с "раньше", "позже" и "одновременно". Первые два из этих понятий взаимно определимы: "A раньше В" означает "В позже A". Одновременные события могут быть определены как такие, что ни одно из них не раньше другого.
Среди законов B-логики утверждения:
>>  ничто не раньше самого себя;
   >>  если первое раньше второго, то неверно, что второе раньше первого;
   >>  если первое раньше второго, а второе одновременно с третьим, то первое раньше третьего и т. п.
   Понятие "раньше" неопределимо через "было", "есть" и "будет"; раньше одно другого могут быть и два прошлых, и два будущих события. В свою очередь, временные оценки, включающие ссылку на "настоящее", несводимы к утверждениям с "раньше". А-логика и B-логика времени являются, таким образом, двумя самостоятельными, несводимыми друг к другу ветвями Л. в.
   А-логика времени нашла приложения при обсуждении некоторых философских проблем, в анализе грамматических времен и др. B-логика использовалась при аксиоматизации определенных разделов физики, биологии, при обсуждении проблемы непротиворечивого описания движения и др.
   Временные ряды "прошлое - настоящее - будущее" и "раньше - одновременно - позже" несводимы друг к другу. Они неза-


[160]
висимы в широких пределах и представляют собой две точки зрения на мир, два способа описания одних и тех же вещей и событий, дополняющие друг друга. Первый ряд употребляется по преимуществу в гуманитарных науках, второй - в естественных. Можно сказать, что первые понятия служат для описания становления мира, вторые - для описания его бытия. Поскольку временные ряды несводимы друг к другу, возникает вопрос, не является ли один из них более фундаментальным. Согласно распространенной точке зрения, в интерсубъективном, безличностном языке науки неправомерно употребление "было - есть - будет", предполагающих ссылку на "субъективное", постоянно меняющее свое положение "настоящее". С другой стороны, мир без "стрелы времени" неисторичен, он как бы задан сразу, и все события лежат в одной временной плоскости.
   К этому спору о допустимости использования в науке временных оценок с изменяющимся истинностным значением имеет прямое отношение и Л. в.
   ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ, или: Пропозициональная логика,
    - раздел логики, формализующий употребление логических связок "и", "или", "не", "если, то" и т. п., служащих для образования сложных высказываний из простых. Высказывание называется простым, если оно не включает в себя другие высказывания, в противном случае оно называется с л о ж н ы м. В Л. в. простые высказывания рассматриваются в отвлечении от их внутренней (субъектно-предикатной) структуры. Та или иная истинностная оценка высказывания именуется его истинностным значением.
   В логике классической предполагается, что простое высказывание является либо истинным, либо ложным (см.: Двузначности принцип) и что истинностное значение сложного высказывания зависит только от истинностных значений входящих в него простых высказываний и характера их связи.
  Так, соединение двух высказываний с помощью связки "и" дает сложное высказывание (именуемое конъюнкцией), являющееся истинным, только когда оба составляющие его высказывания истинны. Сложное высказывание, образованное с помощью связки "или" (дизъюнкция), истинно, если и только если хотя бы одно из двух входящих в него высказываний истинно. Сложное высказывание, образованное с помощью "не" (отрицания), истинно, если только исходное высказывание ложно. Сложное высказывание, полученное из двух высказываний с помощью связки "если, то" (импликация), истинно в трех случаях: оба входящие в него высказывания истинны, оба они ложны, первое из этих высказываний

[161]
(следующее за словом "если") ложно, а второе (следующее за словом "то") истинно; импликация является ложной только когда первое из составляющих ее высказываний истинно, а второе ложно.
   Возможны и другие способы образования сложных высказываний. Всего в классической двузначной логике четыре способа образования сложного высказывания из одного высказывания и шестнадцать способов образования сложного высказывания из двух высказываний.
   Язык Л. в. включает бесконечное множество переменных: р, q, r,..., p1, q1, r1, ..., представляющих высказывания, и особые символы для логических связок : & - конъюнкция ("и"), v - дизъюнкция ("или"), ~ - отрицание ("не" или "неверно, что"), -> - импликация ("если, то"). Роль знаков препинания обычного языка играют скобки. Понятие формулы в Л. в. определяется так: отдельная переменная является формулой; если A и В - формулы, то (А&В), (AvB), ~A и (A->B) также формулы.
   Формулам Л. в., образованным из переменных и связок, в естественном языке соответствуют предложения. Напр., если р есть высказывание "Сейчас ночь", q - высказывание "Сейчас темно" и r - высказывание "Сейчас ветрено", то формула (p->(qvr)) представляет высказывание "Если сейчас ночь, то сейчас темно или ветрено", формула ((q&.r)->p) - высказывание "Если сейчас темно и ветренно, то сейчас ночь", формула (~q->~p) - высказывание: "Если неверно, что сейчас темно, то сейчас не ночь" и т. п. Подставляя вместо переменных другие высказывания, получим другие переводы указанных формул на обычный язык.
  Каждой формуле Л. в. можно поставить в соответствие таблицу истинности, указывающую зависимость истинностного значения формулы от истинностных значений входящих в нее переменных. Напр., формула (~q->~p) принимает значение "ложно" только в случае ложности q и истинности р.
  Формула Л. в. называется тождественно-истинной, или тавтологией, если и только если она принимает значение "истинно" при всех распределениях истинностных значений входящих в нее простых высказываний. Формула, принимающая при всех распределениях значение "ложно", называется противоречием. Тавтологии выражают логические законы. К тавтологиям относятся, в частности, формулы:
  (р->р) - закон тождества, ~(р&~р) - закон непротиворечия,
         (pv~p) - закон исключенного третьего, (p->q)->(~q->~p) - закон контрапозиции.


[162]
Множество тавтологий бесконечно.
   Л. в. может быть представлена также в форме логического исчисления, в котором задается способ доказательства некоторых высказываний (формул), называемых теоремами. Исчисление может быть формализовано с помощью аксиоматического метода. При этом указываются формулы, принимаемые в качестве аксиом, и задаются правила вывода, позволяющие получать из аксиом теоремы. Аксиоматическое исчисление высказываний строится таким образом, чтобы класс теорем совпадал с классом тавтологий, т. е. чтобы каждая теорема была тавтологией и каждая тавтология - теоремой (см.: Полнота). По отношению к аксиоматическому построению встают также вопросы о его непротиворечивости и независимости принятых аксиом и правил вывода.
   Наряду с классической Л. в., предполагающей, что всякое высказывание является истинным или ложным, существуют многообразные неклассические Л. в. В числе последних - многозначные Л. в., интуиционистская Л. в. и др.
ЛОГИКА ДЕДУКТИВНАЯ, см.: Дедукция.
   ЛОГИКА ИЗМЕНЕНИЯ
    - раздел современной логики, занимающийся исследованием логических связей высказываний об изменении и становлении материальных или идеальных объектов. Л.и. относится к логике неклассической; ее задача - построение искусственных (формализованных) языков, способных сделать более ясными и точными рассуждения об изменении объекта - переходе его от одного состояния к другому, о становлении объекта, его формировании. В Л. и. ничего не говорится о конкретных характеристиках изменения и становления. Она только предоставляет совершенный с точки зрения синтаксиса и семантики язык, позволяющий дать строгие утверждения об изменении объекта, вскрыть основания и следствия этих утверждений, выявить их возможные и невозможные комбинации. Использование искусственного языка при обсуждении проблем изменения объекта не есть подмена этих онтологических проблем логическими, сведение эмпирических свойств и зависимостей к логическим.
   Разработка Л. и. идет по двум направлениям: построение специальных Л. и. и истолкование определенных систем логики времени как логических описаний изменений. При первом подходе обычно дается "одномоментная" характеристика изменяющегося объекта, при втором изменение рассматривается как отношение между двумя последовательными состояниями объекта.
   К первому направлению относится, в частности, логика направленности. Язык логики направленности богаче, чем язык

[163]
логики классической; он включает не только термины "существует" и "не существует", но также термины "возникает", "исчезает", "уже есть", "еще есть", "уже нет", "еще нет" и т. п. С помощью этих терминов формулируются законы логики направленности:
   >> существовать - это то же, что начинать исчезать, и то же, что переставать возникать;
   >> не существовать - то же, что начинать возникать, и то же, что прекращать исчезать;
   >> становление - прекращение несуществования, а исчезновение - возникновение несуществования;
>> уже существует - значит существует или возникает и т. п.
   Логика направленности допускает четыре типа существования объектов: бытие, небытие, возникновение (становление) и исчезновение. Относительно всякого объекта верно, что он или существует, или не существует, или возникает, или исчезает. Вместе с тем объект не может одновременно существовать и не существовать, существовать и возникать, не существовать и исчезать, возникать и исчезать и т. п. Иными словами, четыре типа существования исчерпывают все возможные способы существования и являются взаимно несовместимыми. Логика направленности позволяет выразить в логически непротиворечивой форме гегелевское утверждение о противоречивости всякого движения и изменения. Утверждение "Предмет движется в данный момент в данном месте" эквивалентно утверждению "В рассматриваемый момент предмет находится и не находится в данном месте".
   Примером второго подхода может служить логика времени финского философа и логика Г. X. фон Вригта (р. 1916). Ее исходное выражение "A и в следующей ситуации В" может интерпретироваться как "Состояние А изменяется в состояние В" ("А-мир переходит в B-мир"), что дает Л. и. В логике времени доказуемы такие теоремы:
   >> всякое состояние либо сохраняется, либо возникает, либо исчезает;
   >> при изменении состояние не может одновременно сохраняться и исчезать, сохраняться и возникать, возникать и исчезать;
   >> изменение не может начинаться с логически противоречивых состояний и не может вести к таким состояниям и т. п.
   Примеры утверждений, доказуемых в различных системах Л. и., показывают, что она не является самостоятельной теорией изменения и не может претендовать на то, чтобы быть таковой. Формально-логический анализ изменения объекта преследует узкую цель - отыскание средств, позволяющих отчетливо зафиксиро-


[164]
вать логические связи утверждений об изменении того или иного объекта.
Вместе с тем Л. и. имеет важное философское значение, поскольку тема изменения (становления) еще с античности стоит в центре острых философских дискуссий. Л. и. позволяет, кроме прочего, прояснить отношение формальной логики к концепции внутренне противоречивой сущности становления.
   ЛОГИКА КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ
    - логическая теория, цель которой - описание логических связей высказываний об объектах, исследуемых квантовой механикой. Переворот, произведенный в физическом мышлении квантовой механикой, был настолько радикальным, что возникла идея особой "логики микромира", отличной от обычной "логики макромира". В середине 30-х годов была построена первая Л. к. м., положившая начало еще одному направлению логики неклассической. Позднее немецкий философ и логик Г. Рейхенбах (1891-1953) предложил трехзначную логику без закона исключенного третьего, призванную устранять "причинные аномалии", возникающие при попытке применять обычное причинное объяснение к квантовым явлениям.
   К настоящему времени построены десятки логических систем, стремящихся выявить своеобразие рассуждений в квантовой механике. Эти "логики микромира" существенно отличаются друг от друга как законами, так и способами обоснования. Чаще всего в этих логических системах отказываются от закона коммутативности для конъюнкции ("и") и дизъюнкции ("или") (выражение "А и В" не считается равносильным выражению "В и А", а "А или В" - равносильным "В или A"), от закона дистрибутивности конъюнкции относительно дизъюнкции и др.
   В первый период своего развития Л. к. м. встретила как критику, так и одобрение. Длительная полемика не внесла, однако, ясности в вопрос, действительно ли квантовая механика руководствуется особой логикой. Если даже это так, надо признать, что исследования в данном направлении не оказали воздействия на саму механику. Вместе с тем Л. к. м. нашла интересные приложения в некоторых других областях.
   ЛОГИКА КЛАССИЧЕСКАЯ
    - раздел современной (математической, символической) логики, включающий классическую логику высказываний и классическую логику предикатов. Л.к. опирается на двузначности принцип, в соответствии с которым всякое высказывание является или истинным, или ложным.
   У истоков Л. к. стоят, наряду со многими другими исследователями, Д. Буль (1815-1864), А. де Морган (1806-1871), Ч. Пирс (1839-1914).

[165]
В их работах была постепенно реализована идея перенесения в логику тех методов, которые обычно применяются в математике. Последний шаг в математизации логики в прошлом веке был сделан Г. Фреге (1848-1925). Уже в этом веке важный вклад в развитие Л. к. внесли Б. Рассел (1872-1970), А. Уайтхед (1861-1947), Г. Гильберт (1862-1943) и др.
   Л. к. ориентировалась главным образом на анализ математических рассуждений. С этим связаны многие ее особенности, нередко расценивающиеся теперь как недостатки. В частности, формальным аналогом условного высказывания в Л.к. является импликация материальная, для которой верны положения: истинное высказывание имплицируется любым высказыванием, ложное высказывание имплицирует каждое высказывание и другие парадоксы импликации.
   Критика Л. к. началась в начале XX в. и велась в разных направлениях. Результатом ее явилось возникновение новых разделов современной логики, составляющих в совокупности логику неклассическую. Л. к. остается тем не менее ядром современной логики, сохраняющим свою теоретическую и практическую значимость. Явившись тем образцом, от которого отталкивались разнообразные неклассические системы, Л. к., как правило, оказывается в определенном смысле предельным и притом наиболее простым случаем последних. Многие из них могут быть представлены как расширения Л.к., обогащающие ее выразительные средства.
   ЛОГИКА КЛАССОВ
    - раздел математической логики, соответствующий узкому исчислению одноместных предикатов, которые заменяются объемами, классами. Л. к. соответствует и силлогистике Аристотеля. Иногда Л. к. рассматривается как формализованная теория множеств, в других случаях - как расширение логики высказываний. Если в логике высказываний отвлекаются от связей между субъектом и предикатом высказывания, то в Л. к. эти связи учитываются. В число классов в Л. к. включается и пустой класс (0), содержащий нулевое множество элементов, и универсальный класс (1), включающий все объекты рассматриваемой области. С классами можно производить операции пересечения, объединения и дополнения. К алфавиту логики высказываний в Л.к. добавляются переменные а, b, с, ... для классов; знаки, обозначающие операции с классами; постоянные термы 0 и 1 и знаки для обозначения отношений между классами. Далее дается индуктивное определение терма и класса. Вводятся отношение включения класса в класс (аb) (а включается в класс b), отношение равенства двух классов (а=b). Оба эти отношения могут быть определены через отношение принадлежности элемента классу (аIb).

[166]

Страницы: «« « 12   13   14   15   16   17   18   19   20  21   22   23   24   25   26   27   28   29   30  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Ивин А.А., Словарь по логике