Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 68   69   70   71   72   73   74   75   76  77   78   79   80   81   82   83   84   85   86  » »»

воображении мифомана и его повседневной практике постоянно находится образ
прекрасного будущего, которое не реализуется только потому, что этому кто-то
препятствует.

Идеологемы, в отличие от мифологем, сугубо частичны и не претендуют на
всеобъемлющее описание и объяснение порядка вещей. Идеологемы представляют
собой сконцентрированные (иногда до уровня лозунгов) представления о том, что
данную политическую группу или партию не устраивает в данном обществе и что
эта партия намеревается делать для того, чтобы перейти к идеальному состоянию
общественного устройства. В идеологеме, как правило, зафиксирована оценка
политической партией исторического прошлого и описано (в терминах политических
целей) желаемое будущее. Более того, в организационной структуре партии,
реализующей идеологему, зафиксировано представление о настоящем, о том, как и
каким образом структурирована окружающая действительность.

Для идеологем характерна жесткая соотнесенность с выделенными в данном
обществе социальными группами. Идеологема представляет собой основание для
политической активности, это понятийная структура, которой придерживаются
члены партии и которая дает им силу действовать и противостоять другим
политическим группировкам. Можно сказать, что политические партии представляют
собой обьективации идеологем.


Социалистические мифологемы.

В социалистическом государстве были созданы почти тепличные условия для
понятийных спекуляций и для формирования мифологических представлений,
свободных от необходимости какого-либо соотнесения с окружающей жизнью. Логика
и социальная техника таких форм ухода от действительности описана Мерабом
Мамардашвилив в его воспоминаниях, где показано как сформировалась
спекулятивная диссидентская философия, связанная с его собственным именем и с
именем Георгия Щедровицкого (последний даже ввел термин "мыследеятельность"
для обозначения чисто советского типа деятельности, тождественного мышлению о
ней. Советские люди, профессионально или любительски "интересующиеся
философией", осмысляли фундаментальные категории, формально ключевые для
государственной мифологии (такие как бытие и сознание, деятельность, структура
и функции, классы и классовая борьба, и многие другие), однако давали им
неортодоксальные интерпретации. Особую важность для социалистических мифоманов
приобрели попытки спекулятивно постичь природу времени, осмыслить суть и смысл
прошлого, настоящего и будущего в применении к истории России и мира. Три
поколения людей, живших в условиях, при которых другие формы социального бытия
представлялись зеркальной противоположностью их собственной реальности и для
которых действие было эквивалентно осмыслению действия, выработали логически
чистые и непротиворечивые представления об устройстве мира, о том, что в этом
мире существует, как существующее функционирует и почему так происходит.

Эти представления - усилиями советских обществоведов-марксистов- оформились в
мифологемы "настоящего коммунизма", прогрессизма, фундаментализма. Эти
мифологемы можно рассматривать как архетипические представления о структуре
исторического времени. Прошлое, настоящее и будущее в них имели сакральный
смысл, отчужденный от человеческой деятельности и внешним образом определяющий
ее цели. Историческое время в представлениях людей, пытавшихся осмыслить свое
бытие в социалистическом мире, приобретало особую (циклическую или линейную)
структуру, в которой исторические события наделялись позитивным или негативным
смыслом в зависимости от того, что они значат для будущего или какие события
прошлого они воспроизводят.

Для коммунистов (под которыми в данном тексте понимаются люди, разделяющие
коммунистические убеждения "нутром" и не представляющими себе иных форм
организации социальных отношений) прошлое структурировалось сообразно
коммунистической интерпретации истории. Предвидимое светлое будущее было для
них воспроизведением "хорошего" исторически оправданного прошлого, а именно -
периода Октябрьской революции и короткого отрезка времени от революции до
смерти Ленина или до начала индустриализации и коллективизации. Коммунисты
считали, что в процессе строительства социализма были допущены серьезные
ошибки, и если их исправить, то вполне возможен возврат к идеальной модели,
разработанной классиками марксизма-ленинизма и искаженной Сталиным, Хрущевым
или Брежневым. Коммунистическая мифологема воспроизводилась многочисленными
преподавателями марксизма, неудовлетворенными тем, что повседневная реальность
не соответствует модели, которую многие из них, таясь от кураторов из
парткомов, внедряли в головы своих учеников.

В отличие от коммунистической, фундаменталистская мифологема основана на
предположении, что ошибки, приведшие к тому, что в настоящем нельзя жить, были
сделаны в феврале или октябре 1917 года, либо еще раньше, когда языческая Русь
приняла православие. Будущее фундаменталистов - это воспроизведение (возврат
к) хорошего прошлого - Российской империи или дохристианской социальной
структуры и мифологии. Фундаменталистские ориентации были характерны для
творческой интеллигенции, для писателей и литературоведов.

Отметим, что для фундаменталистов и коммунистов специфично циклическое
представление исторического времени, в котором будущее справедливое общество в
своих основных чертах должно воспроизводить патриархальную структуру
отношений, и построение которого означало бы некое возвращение к первоистокам
и к не испорченной культурой и цивилизацией природе человека (национальной или
коммунистической).

Для третьего направления социалистической мифомании - прогрессистского -
существенно линейное представление исторического времени, при котором прошлое
и настоящее, в равной степени бесмысленные и жестокие, служат лишь
пролегоменами к светлому будущему, строящемуся руками и умами технической и
научной интеллигенции. Для прогрессистов характерна уверенность в
эквифинальности исторического развития и в том, что какие бы неожиданные
повороты и завихрения не испытывала история, в любом случае ее цель -
построение технической цивилизации, конвергенция двух или более социальных
систем в некое единое человечество с судьбой, определенной техникой и
технологиями. Для прогрессистов настоящее представляется только материалом для
построения будущего. Прошлое и ограничения, которые прошлое и настоящее
накладывают на будущее несущественны для этого типа социалистических
мифоманов. Прогрессистскую мифологему исповедовывала техническая и научная

Страницы: «« « 68   69   70   71   72   73   74   75   76  77   78   79   80   81   82   83   84   85   86  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России