Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 64   65   66   67   68   69   70   71   72  73   74   75   76   77   78   79   80   81   82  » »»

статус ЦК партии союзной республики.

Существенно важно также то, что трансформация советского административного
рынка в постперестроечную форму организационно начала оформляться еще при
раннем Горбачеве. Ликвидация КПСС и последовавший за этим распад СССР
привнесли в этой процесс достаточно случайный компонент, во многом нарушивший
плавный процесс капитализации советского административного рынка.

В процесс капитализации государственных активов СССР были включены
представители и других социалистических социальных групп, кроме номенклатуры
парткомитетов высшего уровня, и другие, не только государственные активы, в
том числе цеховые и криминальные. В номинальные организационные формы,
описанные выше, вошло совершенно различное содержание. Логическое многообразие
социальных типов новых финансовых агентов и институтов также описано в
следующей главе.


Трансформации партийной компоненты административного рынка и посперестроечные
производственные предприятия.

Параллельно с отчуждением от советского административного рынка финансовой
компоненты и ее капитализацией проходило отчуждение от общей структуры и
производственных предприятий. Скрытой основой такого отчуждения стало участие
отраслевых предприятий и организаций в движениях социального протеста -
бунтах, стачках, забастовках и национальных движениях времен перестройки, а
легальной - начало разгосударствливания предприятий и их акционирование в ходе
ваучерной приватизации.

Можно выделить несколько типов предприятий, отделявшихся от партийных иерархий
управления. Первый тип совпадает с тем структурным компонентом, который в
разделе, где описываются торги и конфликты был назван бунтом. Рабочие разных
производственных участков, связанных, как правило, по технологической цепочке,
организованные своим неформальным рабочим лидером (ранее принадлежавшим к
партийному активу или выступавшему в роли активного деятеля теневой экономики)
тем или иным образом выходили из состава предприятия и регистрировались - в
частном случае - как самостоятельное хозяйственное лицо. Если новое
хозяйственное лицо не регистрировалось (часто по независящим от него
обстоятельствам, так как процедура регистрации была максимально затруднена),
то оно становилось субъектом теневого производства, находящимся вне юрисдикции
государственных органов. Предметом деятельности предприятия такого типа
становилось хищение (в той или иной форме) с материнских предприятий ресурсов
и их продажа на свободном рынке или обмен (бартер) на товары широкого
потребления и продукты питания с последующей реализацией полученного по
бартеру на свободном рынке.

Второй тип новых производственных предприятий в своем генезисе совпадает со
структурной основой стачки, описанной ранее. Производственные участки разных
предприятий, руководимые линейными специалистами, объединялись под
руководством сотрудника аппарата райкома партии (или номенклатурного работника
сравнимого ранга) в новое хозяйственное лицо, ориентированное на производство
продукции на основе имеющихся технологий. Иногда предприятия такого рода
работали на потребности внутреннего рынка, чаще стремились организовать
экспорт своей продукции. Обычно предприятия такого рода паразитировали на
энергетических и материальных ресурсах (неликвидах, товарных запасах,
производственных помещениях) материнских государственных организаций, делясь с
их официальным руководством деньгами и услугами.

Естественно, что в состав такого предприятия входил и нижерасположенный
уровень, включая рабочих, чаще всего "блатных".

Третий тип производственных предприятий, создаваемых на основе партийной
иерархии, в своем генезисе совпадает со структурой забастовки. Руководители
предприятий низшего отраслевого уровня под руководством номенклатурного
работника аппарата горкома партии (или равно статусного парткомитета)
образовывали акционерное общество, которое в своей деятельности было
направлено на сохранение спектра производимой продукции, рынков сбыта, каналов
снабжения и трудовых ресурсов. Поэтому в состав такого АО неизбежно входили и
описанные ранее структуры "бунта", "стачки", и "шабашки" в легализованной
форме новых предприятий или в латентно.

Четвертый тип производственных предприятий, создаваемых на основе партийной
иерархии, в генезисе совпадает со структурой сепаратистского или
автономистского (национального) движения. Руководители нескольких предприятий
бывшего союзного или республиканского подчинения (иногда разной отраслевой
принадлежности) под руководством номенклатурного работника аппарата обкома
партии (или равно статусного партийного функционера) образовывали акционерное
общество, деятельность которого была направлена прежде всего на удовлетворение
потребностей территории (области, края, республики-субьекте федерации), на
которой новое АО дислоцировалось. Эти потребности, как правило, заключались в
укреплении позиций в административном торге с другими единицами
административно-территориального деления и с новым федеральным московским
центром. Естественно, что такие АО включали в себя описанные ранее структуры
бунта, стачки, забастовки и связанные с ними формы экономической активности и
социального протеста (как пример -отношения между Югранефтью и Юкосом с одной
и стороны, и Ханты-Мансийским национальным округом и Тюменской областью, с
другой).

Распад партийной иерархии привел к тому, что верхние ее "этажи",
консолидировав в своей собственности финансовые активы, оказались - в общем
случае- без производственной базы, в то время как нижние "этажи",
приватизировав производственную базу, остались без финансового менеджмента и
капиталов. При этом новые финансовые структуры социализировались на
традиционных рынках и постепенно приобретают имидж обычных
(несоциалистических) рыночных институтов, в то время как производственные АО
сохраняют организационные формы и стереотипы конфликтных отношений,
специфичные для советского административного рынка, но без системы сдержек и
противовесов, сопряженных с исчезнувшей партийной иерархией.


Коммерциализация иерархий Советской власти.

Страницы: «« « 64   65   66   67   68   69   70   71   72  73   74   75   76   77   78   79   80   81   82  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России