Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 63   64   65   66   67   68   69   70   71  72   73   74   75   76   77   78   79   80   81  » »»

производящие предприятия. Финансовая сфера постперестроечного государства
оказалась относительно независимой от собственно производства, прежде всего
потому, что содержанием финансовой деятельности стала капитализация наследия
СССР. Производство также оказалось относительно независимым от финансовой
сферы, прежде всего потому, что содержанием производственной деятельности
стала приватизация основных фондов исчезнувшего государства. Только в 1995
году наметилась тенденция к реинтеграции производственной и финансовой сфер,
но уже на принципиально иной основе - через рынок ценных бумаг, консолидацию у
банков контрольных пакетов предприятий.

Практически все эти процессы были детерминированы исходной структурой
административного рынка, что и будет предметом последующего анализа.

Можно сказать, что распад советского административного рынка был определен его
структурой. Так как существовали две основных интеграционных схемы (партийная
и советская), то и распад происходил по двум направлениям- по партийной схеме
и по советской.

Рассмотрим распад иерархий отраслевого управления и его результаты - новые
организационные формы производства.


Трансформация партийной компоненты административного рынка и постперестроечные
негосударственные финансовые институты.

Высшие уровни управления СССР - кабинет министров и Политбюро ЦК КПСС начали
терять свое организующее значение после перехода формальной власти к
президентским структурам Горбачева. Именно в это время отделы ЦК КПСС и
союзные министерства, в которых был сосредоточен контроль за материальными и
финансовыми межотраслевыми и международными потоками, начали деятельность,
получившую название "отмывание денег КПСС". Суть этой деятельности заключалась
в том, что ресурсы и деньги, ранее распределявшиеся "вниз" по отраслевым и
территориальным иерархиям, начали сосредотачиваться в специально для этого
созданных полугосударственных организациях (типичный пример АНТ) и
использоваться не как средства удовлетворения потребностей социалистического
государства, а по прямому назначению, то есть капитализовались. Поскольку
возможности внутренней (в пределах СССР) капитализации были институционально и
политически органичены, то капиталы концентрировались за границами государства
с использованием ранее предназначенных для совсем других целей организационных
форм.

Так, капиталы вкладывались в предприятия и финансовые институты, созданные в
свое время для "распространения социализма" - банки, контролируемые
соответствующими службами СССР, военные базы, места дислокации войск,
резидентуры ПГУ КГБ и ГРУ Генштаба, средства массовой информации просоветской
ориентации. Кроме того, создавались специальные организации за рубежом без
формального участия граждан СССР, скупались акции, и тому подобное.

Естественно, что эта деятельность контролировалась отделами ЦК КПСС,
конкурировавшими друг с другом, свидетельством чему стали такие скандалы, как
разоблачение активности АНТ в области торговли оружием.

В понятиях структурных схем административного рынка эта деятельность может
быть представлена как своеобразные сечения рис на уровнях секретариата ЦК
КПСС, отделов ЦК КПСС и обкомов КПСС.

На рис представлена логика трансформации структуры административного рынка по
партийной схеме. Из схемы видно, что высший уровень (включая секретариат ЦК,
номенклатуру Политбюро и секретариата) элиминировался, не оставив практически
никаких следов в постперестроечной экономической структуре. В то же время,
сечение на уровне аппарата отделов ЦК привело к формированию финансовых (и
других) институтов, в которых сконцентрировались ранее отчужденные от нижних
уровней иерархии ресурсы, конвертированные в финансовые активы, по
преимуществу размещенные за границами СССР. Эти организации позднее оформились
в разного рода фонды, совместные предприятия, концерны, крупные (по российским
масштабам) банки.

Такого рода организации достаточно просто диагностируются по составу своих
учредителей - бывшей номенклатуре отделов и, частично, секретариата ЦК. В то
же время, реальными руководителями такого рода финансовых институтов стали по
видимости внешние люди - ранее малозаметные работники аппарата отделов ЦК или
связанные с ними (находившиеся в партийном резерве) заместители министров и
начальников союзных главков, помощники и советники союзных министров,
ответственные работники специализированных партийных структур, таких как ЦК
ВЛКСМ. Иерархия власти в новых финансовых институтах инвертировалась - по
сравнению с партийной: бывшие номенклатурные теневики и теневая номенклатура
стали первыми лицами, в то время как их бывшие начальники остались при них
(естественно в схеме) как консультанты, помощники, референты, в общем - люди
со связями, которые необходимы для деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что основные капиталы такого рода финансовых
институтов находились вне пределов России и обращались на внешних финансовых
рынках.

Сечение партийной иерархии на уровне аппарата обкомов КПСС привело, также как
и в предыдущем случае, к формированию финансовых институтов и компаний,
капиталы которых, в отличие от предыдущего случая, концентрировались в
пределах границ СССР. Это собственно российские (в случае России) банки,
биржи, акционерные общества, организованные аппаратом обкомов партии,
учредителями которых стали предприятия, руководители которых были в
номенклатуре парткомитета. Также как и в предыдущем случае, в новых
организациях оказалась инвертированной структура власти. Первыми лицами в них
стали ранее малозаметные функционеры аппарата (теневая номенклатура) и
функциональные специалисты (начальники финансовых отделов, ОТиЗов и т.п.)
предприятий союзного и республиканского подчинения.

Необходимо отметить, что успешная коммерциализация по "финансовому" типу
практически не проходила по уровню горкомов партии или еще более низкоранговых
партийных комитетов. Известные исключения, такие как успешная коммерциализация
московского горкома, лишь подтверждают правило, так как этот парткомитет имел

Страницы: «« « 63   64   65   66   67   68   69   70   71  72   73   74   75   76   77   78   79   80   81  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России