Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 54   55   56   57   58   59   60   61   62  63   64   65   66   67   68   69   70   71   72  » »»

осуществлялось руководство предприятиями ("рабочие так думают"), они выступали
представителями занятых на низших уровнях управления в государственных органах
(были депутатами разных уровней), их награждали к памятным датам и в первую
очередь обеспечивали социальными благами - квартирами, премиями, орденами и
медалями, они находились в первых рядах любых очередей. Как правило, это были
кандидаты и члены КПСС и профсоюзные лидеры.

Совокупность передовиков производства составляла "низовой партактив", члены
которого, формально будучи приписанными к отраслям социалистического
хозяйства, в практике партийного управления был в значительной степени
межотраслевыми. Это номенклатура первичных парторганизаций (под номенклатурой
здесь понимается совокупность рабочих и низовых специалистов, из которой
вербовались члены КПСС, авторы "починов" и других партийных инноваций).

Секретари первичных парторганизаций составляли второй уровень партийной
иерархии. Они осуществляли интеграцию производственной деятельности на уровне
линейных руководителей и первых лиц. Секретари первичных партийных организаций
представляли соответствующие коллективы на вышестоящих уровнях управления и
проводили политику КПСС по отношению к нижерасположенным функционерам. Без
согласования с секретарями "первичек" не производились назначения линейных
руководителей и функциональных специалистов, которые в своей массе составляли
их номенклатуру. Более того, мнение секретарей парторганизаций обязательно
принималось во внимание райкомами КПСС и отраслевым руководством при
"согласовании кандидатур" на должности руководителей предприятий.

Следующий уровень иерархии - функционеры собственно партийного аппарата
-райкома КПСС (или парторганизации на правах райкома КПСС), которые, в отличие
от секретарей первичных организаций, не числились работающими непосредственно
на предприятиях и в организациях. Секретари первичных парторганизаций
непосредственно были подчинены райкомам партии, в то время как руководители
предприятий находились в номенклатуре райкомов. Это означало, что без ведома
райкомов не могли произойти какие бы то ни было кадровые изменения на уровне
руководства предприятий.

На предприятиях союзного и республиканского подчинений парткомы были "вписаны"
в структуру отраслевого управления и выполняли роль своего рода
территориальных органов власти, что было зафиксировано в их статусе. Так, на
многих предприятиях союзного подчинения парткомы функционировали на правах
райкомов партии, а на особо важных оборонных предприятиях секретари парткомов
имели статус парторгов ЦК КПСС, то есть имели административные веса секретарей
обкомов КПСС.

На рис 17 показано структурное место партаппарата на административном рынке.
Кроме аппарата КПСС, интегрирующую роль выполняли и другие общественные
организации, такие как профсоюзы, комсомол, имеющие ту же структуру, но
ориентированные на выделенные категории занятых. В частности, комсомол был
ориентирован на молодежь, в то время как профсоюзная иерархия была
ориентирована на координацию деятельности всех занятых, но не
административными методами (то есть не приказами и распоряжениями
руководителей предприятий, согласованными с функционерами партаппарата), а
льготами и привилегиями, распределяемыми профсоюзными комитетами.
Соответственно, ключевые места в этой деятельности занимали функциональные
руководители, заместители руководителей предприятий и профсоюзные лидеры.

Иерархия партийного управления действовала на основании внутренних законов и
норм партийной жизни. Это была наиболее оперативная (по времени прохождения
документов и директив) управляющая структура, действовавшая в реальном
масштабе времени. Действенность партийной иерархии была основана на институте
номенклатуры парткомитетов, суть которого заключалась в том, что определенные
места в отраслевых и территориальных иерархиях управления могли быть заняты
только людьми, соответствующими партийным требованиям к "кадрам". Все
перемещения в иерархиях согласовывались в парткомитетах соответствующего
уровня.

Совокупность статусов, находящихся под контролем парткомитетов, называлась их
номенклатурой. Совокупность людей, занимавших эти статусы, называлась
партийным активом. Совокупность людей, могущих претендовать на замещение
статусов в случае освобождения места, называлась партийным резервом.

При анализе схем рис 16-17 необходимо исходить из того, что представление о
иерархиях заведомо упрощено за счет элиминации внутренних иерархий как в
отраслях, так и в парткомитетах. Последние имели иерархичную внутреннюю
структуру, описанную в первой главе, каждый уровень которой в свою очередь
имел референты в отраслях социалистического хозяйства. Можно сказать, что
каждому статусу работника партаппарата - от инструктора отдела райкома КПСС до
заведующего отделом ЦК КПСС - соответствовала собственная номенклатура в
отраслях народного хозяйства.

Аппарат парткомитетов служил местом наиболее интенсивного административного
торга. Рассмотрим его механизм и движущие силы. Как известно, существовали
планы поставок продукции государству. Эти планы "спускались" из партийных и
государственных вершин на предприятия и в организации и подлежали, казалось
бы, неуклонному выполнению. В годы существования сталинской экономики так оно
и было, предприятия и организации выполняли планы поставок, даже если это
приводило к остановкам производств и к голоду среди населения. Выполнение
плана влекло получение предприятиями и организациями ресурсов из госфондов
"согласно установленным нормативам". Невыполнение плана влекло санкции "вплоть
до исключения из партии" или еще более сурового наказания. Перевыполнение
планов давало руководству предприятия основание для обращения в высшие
инстанции в целью получения дополнительных фондов заработной платы, товаров
народного потребления и продуктов питания в размере, пропорциональном
"процентам перевыполнения плана".

Однако в хрущевские, а тем более в брежневские времена как объемы поставок
государству, так и объем ресурсов, получаемых территорией из госпоставок стали
предметом торга между смежными уровнями государственного устройства. Каждый
уровень иерархии стремился отдать государству поменьше, а получить побольше.
Естественно, что аппарат райкома КПСС, например, был на территории района
единственным институтом, могущим торговаться с руководителями предприятий,
входящими в его номенклатуру, поскольку обладал убийственным аргументом -

Страницы: «« « 54   55   56   57   58   59   60   61   62  63   64   65   66   67   68   69   70   71   72  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России