Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»

административного рынка, на котором осуществлялось согласование интересов всех
участников административно-рыночного торга.

Если исходить из структуры связей рис 18, можно выделить несколько
относительно самостоятельных сегментов административного торга. Во первых, это
локальные натуральные рынки. На них аппарат КПСС взимал натуральные
налоги-поборы с предприятий и организаций, взамен обеспечивая свое влияние на
руководство предприятиями и организациями, не подчиняющимися Советам.

Во вторых, отраслевой натуральный рынок, на котором аппарат КПСС опосредовал
отношения между предприятиями и организациями, с одной стороны, и органами
отраслевого управления, с другой, беря от тех и других и перераспределяя
взятое в соответствие с партийными приоритетами.

В третьих, территориальный финансово-плановый рынок, на котором исполкомы
местных Советов, государственные плановые, финансовые и др. органы в своих
отношениях между собой опосредывались аппаратом КПСС. В ходе этих
опосредований (особого вида торговли) устанавливались плановые задания и
параметры выполнения планов.

В четвертых, отраслевой планово-финансовый рынок, на котором аппарат КПСС
организовывал дополнительные фонды, финансирование или особый режим
использования рабочей силы для приоритетных министерств и ведомств, а также
участвовал в составлении отраслевых планов производства и контролировал
отчетные показатели планов.


Материальные и финансовые потоки на административном рынке.

Как уже говорилось выше, каждый вышележащий уровень управления отчуждал у
нижележащих ресурсы в общегосударственные и отраслевые фонды и потом
перераспределял их согласно принципам социалистической социальной
справедливости. Часть ресурсов продавалась на внешних рынках и полученные от
реализации деньги вкладывались в приобретение стратегических товаров и
предметов потребления, не производимых отечественными предприятиями. Товары и
ресурсы распределялись по иерархиям "вниз". Деньги выдавались по плановой
потребности, в то время как товары и ресурсы надо было выбивать из плановых и
снабженческих органов. Материальные потоки и учитываемые плановыми и
снабженческими органами их символы двигались сначала "вверх" по иерархиям
управления (в прямом смысле этого слова - плановые перевозки из низкоранговых
населенных пунктов в высокоранговые и обратно были основной причиной
загруженности транспортных магистралей), потом "вниз" - вплоть до отдельных
рабочих и жителей населенных пунктов, вынужденных ездить в административные
центры "за колбасой".

Управление этими потоками требовало весьма профессиональных навыков. Поэтому
сформировались особые категории снабженцев и толкачей, занятых только
получением и выбиванием ресурсов. Кроме того, в ходе внешнеторговых операций
оформилась особая группа высокопоставленных чиновников, занимающихся сбытом
отечественной продукции и импортом технологий и товаров народного потребления.
Члены этих групп, как правило, не были непоредственно связаны с материальными
ресурсами, а специализировались на финансовой деятельности, приобретая
необходимый для этого опыт и включаясь в мировые финансовые институты.


Административный торги и конфликты в территориально -отраслевой структуре как
предпосылки организационных форм постперестроечного административного рынка.

Распад территориально-отраслевой основы советского административного рынка,
наиболее явным проявлением которого было исчезновение СССР, начинался с
малозначительных на первый взгляд явлений, таких как производственные и
трудовые конфликты и их генерализации.

В каком-то смысле причиной конфликтов, трудовых в том числе, являлись сами
структуры административного рынка, не справлявшиеся с удовлетворением
потребностей, которые они обязались удовлетворять по факту своего
существования. Торг в условиях ограничений на ресурсы не всегда заканчивался
согласием сторон и перерастал в конфликты между статусами (между рабочими по
поводу "выгодной" работы, между отраслевыми начальниками по поводу
территориальной дани, между партийными начальниками за место в
социалистическом соревновании, и так далее.

Если основываться на описанной выше системе отношений отраслевого и
территориального управления, то суть конфликтов состояла в противоречии между
фрагментарным статусом каждой конфликтующей единицы - человека, бригады,
предприятия (поскольку она была только элементом административного рынка в
целом), и целостной их ролью в при решении производственных, административных
и политических задач. Включенность в иерархии административного рынка не
помогала, по меньшей мере, решать проблемы обеспечения и обустройства
территорий, снабжения предприятий сырьем, получения и распределения продуктов
питания и товаров народного потребления, и многое другое. Однако решение
такого рода задач было повседневной необходимостью и руководства всей линий
управления на всех уровнях организации административного рынка, и каждого
советского гражданина в отдельности.

Люди - сами по себе и представляя свои организации - , преследовали личные
цели. Для достижения целей они вынужденно должны были торговаться с другими
людьми и организациями, претендующими на ресурсы, необходимые для достижения
целей. Неудачные торги приводили к конфликтам. Конфликты порождали стремление
к автономизации от административного рынка в целом. Материальным симптомом
стремления к автономизации становилось создание запасов собственных ресурсов
для торгов с другими агентами административного рынка. Запасы создавались и
отдельными семьями, и предприятиями, и отраслями, и территориями. Запасы
создавали у их владельцев уверенность в своих позициях и обеспечивали
некоторые гарантии продолжения функционирования в случае неудач
административных торгов. Кроме того, сам факт обладания запасами улучшал
позиции торгующихся и повышал их административный статус.

Среди многообразия возможных конфликтов можно выделить те, которые были
встроены в саму иерархию управления и конституировали ее. Это внутриуровневые

Страницы: «« « 58   59   60   61   62   63   64   65   66  67   68   69   70   71   72   73   74   75   76  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России