Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 57   58   59   60   61   62   63   64   65  66   67   68   69   70   71   72   73   74   75  » »»

перераспределяли материалы и результаты труда между непосредственными их
производителями и работниками партийных органов, и могла быть некриминальной -
в том случае, если такие связи отсутствовали и деятельность теневых прорабов
координировалась только руководителями предприятий и организаций или линейными
руководителями.

Можно выделить две формы теневой экономики. Первая была связана с отраслями
народного хозяйства и, следовательно, с комитетами КПСС. Вторая форма теневой
экономики существовала благодаря структурному положению местных органов власти
- исполкомов местных Советов. Отличие советской формы организации теневой
экономики от партийной заключалось в том, что в ней были задействованы не
первые руководители предприятий и организаций, а их заместители, и не линейные
специалисты, а функциональные.

До перестройки теневые производственные связи, формирующиеся партаппаратом и
исполкомами местных Советов практически не пересекались и функционировали
автономно, разделив сферы влияния. В конце 80 годов в связи с ослаблением
руководящей роли КПСС и общим нарушением системы административных отношений
сферы действий теневых экономик размылись и отношения между ними стали в
какой-то степени конфликтными. Свидетельством тому были отдельные доведенные
до конца судебные процессы, на которых, как правило, одна теневая структура
при дележе сфер влияния вытесняла другую: обычно советская (территориальная)
структура вытесняла партийную (отраслевую).

Перестройка на первых этапах своего осуществления, собственно и была попыткой
ликвидировать или ограничить обменные отношения и связанную с ними теневую
экономику. Перестройка выступала как усилия одних подразделений государства, в
частности репрессивных органов, по ликвидации обменных связей. В частности,
одним из первых действий перестройки была борьба с теневыми отношениями на
самых низших уровнях иерархии административного рынка - борьба с нетрудовыми
доходами, ограничение деятельности всякого рода "бригад" и других формирований
мобильной рабочей силы.

В дальнейшем перестройка приняла форму борьбы с "цеховиками", то есть
объединениями, включающими теневых прорабов, линейных специалистов и рабочих.
Третьим этапом перестройки стало расследование тех форм теневой деятельности,
в которые были включены функционеры партийного и советского аппарата
управления.

Эта борьба заключалась в элиминации конкретных людей, занимающих определенные
функциональные места в иерархии отношений административного рынка - сначала
рабочих и людей, занятых в личном подсобном хозяйстве, потом организованных
полулегальных и нелегальных производителей материальных благ (цеховиков), и в
конце - партийных и советских чиновников, контролировавших эти производства.
Идеология борьбы основывалась на предположении, что суть проблемы заключается
в аномальном поведении отдельных людей, а не в свойствах всей системы
отношений социалистического общества. Стремление локализовать и нейтрализовать
отдельные напряжения в системе привели к тому, что стали возможными массовые
структурные изменения на административном рынке, принявшие, в частности в
конце 80 годов, форму трудовых конфликтов.

Высшие органы власти СССР стремились разрушить теневые связи и отношения
разными способами. В частности, самым распространенным была "посадка" людей,
занимающих определенные функциональные места, т. е. партийное или уголовное
преследование руководителей предприятий, партийных и советских функционеров с
целью борьбы с теневыми формами производства, распределение и
перераспределения.

Вторым способом была модификация связей между уровнями иерархии
административного рынка, то есть между СССР в целом и республиками, между
республиками и районами (или областями), между областями и поселениями.

Третьим способом была модификация связей между партаппаратом и аппаратом
местного советского управления, что проявлялось в или в повышении роли
партаппарата в при решение разного рода проблем, или в отчуждении от аппарата
КПСС экономических функций и в передаче под юрисдикцию местных Советов
предприятий и организаций, до этого подчиненных отраслевым органам управления.

Все эти преобразования так или иначе приводили к разрыву сложившихся за
десятилетия отношений и структур административного рынка и к автономизации его
элементов. Автономизация проявлялась прежде всего в недейственности привычных
форм управления, и в виде социальных, в частности трудовых конфликтов,
принявших в конечном счете форму рабочих и политических движений.


Отношения между линиями управления - вид "сверху".

Отношения между первыми лицами отраслевого управления, их заместителями,
руководителями Советской власти и партийными руководителями можно представить
в виде следующей схемы.

"вид сверху"
В идеальной модели административного устройства предполагается, что первые
лица всех иерархий прямо контролируются аппаратом КПСС. Однако прямая
координации экономической и всякой другой деятельности независимым
политическим субъектом, в роли которого выступает аппарат КПСС, возможна
только в малой неразвитой экономике, вся связи в которой априори известны
руководящему ею аппарату партии. В сложной же экономике возникают обратные
связи - от по видимости подчиненных иерархий к первым лицам аппарата КПСС.

В результате аппарат КПСС был центральным звеном обменных (теневых) отношений
между структурно разделенными экономическими и политическими субъектами.
Производственная база обменных отношений включала в себя легальных
экономических субъектов, однако связи между ними, координировавшиеся аппаратом
КПСС, если не нелегальны, то не формализованы. Производственная база и
обменные отношения в совокупности формировали теневую экономику в том виде, в
котором она существовала до начала перестройки. Аппарат КПСС уже не был
независим от других элементов системы. Он представлял главный элемент

Страницы: «« « 57   58   59   60   61   62   63   64   65  66   67   68   69   70   71   72   73   74   75  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России