Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 55   56   57   58   59   60   61   62   63  64   65   66   67   68   69   70   71   72   73  » »»

угрозой партвзыскания или записью в личное дело, исключающей возможности
служебного роста.

Тот объем фондов, который могло "отстегнуть" государство в случае
перевыполнения плана был, чаще всего, несравним с тем, что руководство
предприятия получало, отпуская продукцию "налево", организуя "цеховое"
производство или меняя ее на продукцию других предприятий (по бартеру).

Парткомитеты различались по своему отношению к курируемой территории - были
обкомы "хорошие" (т. е. неукоснительно выполнявшие все указания вышестоящих
парткомитетов по плановым и внеплановым поставкам), и были "плохие" -
стремившиеся оставить ресурсы на своей территории - в районе, области,
республике. Поскольку легальных инструментов оставления не было, возникала
особая деятельность по обходу выполнения планов поставки продукции
государству, такие как мелиорация, сельское строительство, строительство жилья
разными необычными способами, сокрытие в отчетности реальных объемов
производства, и так далее.

В ходе такой деятельности возникала своеобразная общность из руководителей
предприятий, обладавших "скрытыми ресурсами", и руководящих работников
партаппарата, возникшими из совместной деятельности. Цели этой общности
заключались в обходе государственных механизмов отчуждения ресурсов. Внутри
этой общности шел перманентный торг и обмен, поскольку каждый ее член знал о
другом, что у того есть, что он может раздобыть и на какой канал получения
"дефицита" вывести.


Иерархия Советской власти и структуры местного управления.

Межотраслевая интеграция с целью "выполнения и перевыполнения планов
производства" осуществлялась иерархией партийного управления. Межотраслевая же
интеграция с целью выживания населения территорий, на которых находись
предприятия осуществлялась органами Советской власти.

Рабочие предприятий и члены их семей вынуждено взаимодействовали на территории
совместного проживания, поскольку их жизнь во многом зависела от
государственных систем жизнеобеспечения - транспорта, связи, коммунального
хозяйства, отопления, энергообеспечения, и т.п. Организационно функции
жизнеобеспечения были консолидированы в РЭУ, ЖЕКах, ДЭЗах и других советских
конторах.

На рис 18 показана структура собственно Советской власти как дополнительной к
структуре отраслевого управления, руководимой комитетами КПСС. До уровня
исполкома областного Совета в этой иерархии совмещались исполнительские
(исполкомы Советов) и представительские (собственно Советы) функции. Выше
областного Совета (в республиках с областным делением, и на уровне районного
(городского) Совета в республиках с районным делением) в этой иерархии
оставалась только представительская функция. Исполкомы местных Советов
координировали деятельность функциональных подразделений предприятий и
организаций, контролировали их, осуществляли финансирование предприятий и
организаций своего уровня подчинения.

В сфере действенности власти исполкомов находились заместители руководителей
отраслевых предприятий, взаимодействие с которыми составляло содержание
деятельности Советской власти, стремившейся использовать ресурсы предприятий
для удовлетворения потребностей жителей подведомственных территорий. Между
заместителями руководителей предприятий и руководителями исполкомов Советов
шел перманентный торг по поводу части отраслевых ресурсов, могущих быть
использованными Советской властью для удовлетворения потребностей населения. В
этом торге позиции исполкомов Советов оставались - до конца перестройки -
относительно слабыми, так как они могли "прижимать" предприятия в очень
ограниченных пределах своей компетенции. В ходе трансформации
административного рынка исполкомы местных Советов включили в содержание торгов
с предприятиями такие аргументы, как отключение энергии, транспортная блокада
и многое другое.


Административный торг и теневая экономика.

Торгово-обменные отношения возникали в иерархиях территориальной и отраслевой
власти естественным образом - из отношений между формальными статусами - и
объективировались в особых статусах посредников ("блатных"), о которых
говорилось выше. Существовали иерархии посредников, и блат на уровне
предприятия значил для жизни имеющего его не меньше, чем блат на уровне
министерства.

Торг, в который были включены все без исключения граждане государства,
занимавшие какую бы ни было должность, обладал одной особенностью: свою
включенность в него люди воспринимали как естественное свойство социальной
реальности, необходимое для жизни и производящей деятельности. В то же время,
с точки зрения нижерасположенных деятелей административного рынка связи, в
которые включены их начальники, выступали противозаконными, неестественными,
нарушающими принципы социальной справедливости, для утверждения которых и была
создана эта иерархия.

Торг и обменные отношения, в которые были включены люди с более низким
социальным статусом, чем начальники, для последних выступали воровством,
злоупотреблением служебным положением и возможностью доступа к средствам
производства и каналам распределения материальных благ.

Административная торговля была в социалистическом государстве на последних
этапах его существования первой и единственной реальностью, а государственные
институты, иерархии управления и отношения в них - воспринимались как
служебные и несамостоятельные элементы поддержания позиций в торге. Силы,
действовавшие на административном рынке были направлены на то, что бы
отчуждать от производящих подразделений средства, ресурсы, результаты труда и
перераспределять их так, чтобы на каждом функциональном месте и во всех
иерархиях управления были созданы минимально возможные условия для
деятельности. Это представлялось социально справедливым. Справедливое
распределение отчужденного продукта составляло основное содержание

Страницы: «« « 55   56   57   58   59   60   61   62   63  64   65   66   67   68   69   70   71   72   73  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России