Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 62   63   64   65   66   67   68   69   70  71   72   73   74   75   76   77   78   79   80  » »»

очередного организованного набора или принудительного переселения людей в
места приложения труда. Как правило, расширялись полномочия репрессивных
органов в области регулирования трудовых отношений. "Репрессивный" период
довольно быстро (в течение 1,5-2 лет) сменялся усилиями, направленными на
модернизацию производящих отраслей и переориентацию их на производство новых
видов продукции. Обычно первым пытались модернизировать машиностроение, потом
переключались и на другие виды промышленной продукции. Это действия, однако,
не приводили к позитивным результатам, и более того, усиливали разбалансировку
народного хозяйства.

После неудачи машиностроительных программ начинались попытки оживления
сельского хозяйства, которые также оказывались безуспешными.

В промежутках между развитием машиностроения и сельского хозяйства обсуждались
проблемы топливно-энергетического комплекса, мелиорации и водного хозяйства,
других отраслей управления. Обсуждение, как правило, заканчивались принятием
программ модернизации отраслей, заведомо не реализуемых. Естественно, что
принятие решений, выделяющих какие-либо отрасли, означало для руководства
отрасли и связанных с ним других подразделений государственного устройства
временное доминирование или хотя подтверждение своего статуса в расстановке
сил в аппарате управления.

Периоды, в течение которых циклы доминирования повторялись, в течение
последних десятилетий уменьшались. Если в хрущевские времена от одного
постановления по сельскому хозяйству до другого проходило 4-5 лет (это
собственно длительность цикла), то в начале 80 годов период уменьшился до 2
лет. Это означало, что шел интенсивный поиск стабильного источника ресурсов
для обеспечения функционирование сложившегося государственного аппарата с его
группами давления.


Разгосударствливание отраслей и территорий.

Распад партийной иерархии (1990-1991 годы) привел к частичному отчуждению от
государства как отраслей народного хозяйства СССР (в рамках страны в целом),
так и отдельных предприятий и их структурных подразделений (в рамках единиц
административно-территориального деления). Инерция самосохранения отраслей и
предприятий в эти годы была направлена на воспроизведение отношений,
единственно возможных для государственно организованной экономики и к попыткам
переноса функций партийной иерархии на органы Советской власти. Последовавшая
в России в 1993 году ликвидация советской иерархии привела к отделению от
государства отраслей, предприятий и организаций и к раздельному развитию как
автономизировавшейся от государства производственной системы, так и самого
государства.

Вместе с производством от государства отделились и другие системы отношений
(обменные, криминальные и прочие), ранее компенсировавшие ущербность
государства в функции управления экономикой. Эти отношения
институализировались и начали относительно самостоятельное существование под
разными названиями (бартер и прочее). Собственно попытки самостоятельного
существования обломков и осколков государственной экономики, связываемых между
собой ранее "теневыми" отношениями можно назвать российским бизнесом.

Обломки отраслевой структуры стремятся либо склеиться снова в квазигосударство
(в вертикально-интегрированные компании, финансово-промышленные группы),
воссоздав аналог партийной иерархии, либо находят свою нишу на рынке. В первом
случае существующее государство рассматривается как конкурент(партнер)-с ним
борются или его поддерживают, во втором случае - как субьект рыночных
отношений (с ним торгуются).

Ликвидация КПСС как института привела к тому, что исчезли координирующие
отношения в соответствующей вертикали власти, в результате чего отрасли
народного хозяйства СССР оказались в ситуации отсутствия институтов
финансового, политического и экономического управления. Естественно, что
начался распад системы административного рынка. вернее его трансформация в
новую форму. Так как материальные и финансовые потоки связывались в
народно-хозяйственное целое только на высших уровнях управления - в
министерствах и ЦК КПСС, то они разделились. Контроль за материальными
потоками стал уделом низших уровней фрагментировавшихся иерархий, в то время
как контроль за финансовыми потоками сосредоточился на фрагментах бывшего
высшего уровня управления государством.

Наметилось две основных стратегии инкапсулирования фрагментов
административного рынка. Первая стратегия заключалась в отторжении сегментов
партийной структуры вместе с элементами отраслевых иерархий управления от
собственно производящих компонентов (предприятий и организаций) и формировании
финансовых организаций на базе собственности СССР, подконтрольной ранее
верхушке партаппарата. По роду деятельности это номенклатурная и теневая
приватизация, а по организационным результатам - крупные фонды и банки,
аккомулировавшие на своих счетах активы внешнеторговых организаций СССР. В
этой деятельности специализировались работники внешнеторговых организаций, а
также работники парткомитетов портовых городов и административных центров,
ранее приобревших необходимые навыки и связи.

Вторая стратегия заключалась в отчуждении от вертикали партийной власти
низовых звеньев- собственно производств и формировании на их основе
акционерных компаний, в которых собственность (акции) распределялись
пропорционально статусу в исчезнувшей партийной структуре. По роду
деятельности это теневая и криминальные формы приватизации, а по
организационным результатам - многообразие форм, начиная от вертикально
интегрированных нефтяных компаний и до акционерных обществ закрытого типа и
ТОО, образованных на основе фрагментов технологических цепочек предприятий.

Исчезновение вертикалей партийного и советского управления привело к
разделению финансовых и товарных потоков, в 1990-1991 годах подспудному, и
после января 1992 года принявшему лавинообразный характер. Отделенные от
советского административного рынка финансовые потоки дезинтегрировались и
затем в процессе самоорганизации оформились в постперестроечные финансовые
институты - банки и финансовые компании. Товарные потоки, в свою очередь,
сначала стагнировали, а в последующем начали оформляться в снабженческие и

Страницы: «« « 62   63   64   65   66   67   68   69   70  71   72   73   74   75   76   77   78   79   80  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России