Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 61   62   63   64   65   66   67   68   69  70   71   72   73   74   75   76   77   78   79  » »»

сепаратизации или регионализации.

Неудовлетворение требований забастовщиков или приглушение забастовочных
настроений прорывалось увеличением количества людей, увольняющихся с
государственных предприятий, а также бунтами и стачками. Забастовки, как
известно, перешли в 1990-1991 годах в согласованные
территориально-политические движения, направленной против всей системы
административного рынка. В национальных республиках СССР такая формы
социального протеста возникла прежде всего потому, что там деструктивные
настроения легко обрели национальную идею. В других
административно-территориальных единицах СССР, таких как области, края или
административные районы России, поисками интегрирующих идей занялись как
неформальные лидеры, так и руководители территориальных партийных и советских
органов.

Как уже подчеркивалось ранее, на административном рынке не могли существовать
какие-либо отдельности, имеющие собственные цели социального развития и
средства для их достижения. Поэтому любая форма социальной активности,
направленная на автономизацию от отношений оперативного подчинения, планового
управления и обменных отношений и выражающаяся в том, что люди, коллективы на
уровне бригад, производственных участков, отдельных предприятий, объединений и
единиц административно-территориального устройства стремились обрести
"собственное лицо", превращались в движения, направленные против наиболее
значимых для них отношений управления. Рядовые работники увольнялись с
предприятий и организаций для того, чтобы не быть зависимыми от своих
непосредственных начальников-линейных и функциональных руководителей.
Сработавшиеся бригады во главе со своими лидерами бунтовали и требовали от
партийных функционеров и линейных руководителей того, что им полагалось по
сложившимся нормам, законам, расценкам и правилам. Участки и цехи предприятий
согласованно начинали стачки для того, чтобы выразить свой протест против
руководителей предприятий и секретарей парткомитетов. Предприятия и
организации, объединенные общим местом дислокации или технологическими
цепочками, выступали против министерств, ведомств, главков, объединений,
угрожая забастовками или организуя их. Единицы
административно-территориального устройства выступали против Союза республик в
целом, или против его единиц (областные автономистские движения в Сибири),
требуя самостоятельности и отчуждения от сложившихся связей административного
рынка.

Общая неудовлетворенность и ощущение ущербности, характерные для всех
элементов административного рынка, принимали разные формы в зависимости от
уровня иерархии. Однако каждый элемент сложившейся за десятилетия системы
отношений чувствовал себя способным к автономному существованию и стремился,
приобретя автономию, сохранить в самом себе самые существенные особенности
административного рынка в целом.

Можно сказать, что движения социального протеста имели одну и ту же природу и
представляли собой своего рода делегирование социальной неудовлетворенности с
более низких уровней иерархии управления на более высокие. Функционеры каждого
уровня иерархии, стремясь сохранить свои функциональные места, вынуждены были
воспринимать требования, идущие снизу, переформулировать их в соответствии с
проблемами и конфликтами своего собственного положения и предъявлять претензии
к более высоким уровням. Бунты, стачки, забастовки и автономистские
территориальные движения были формой, в которой пытались обрести
самостоятельность фрагменты одной реальности - советского административного
рынка.


Циклы перестроек и группы давления.

Динамика отношений между отраслями, Советами и партийной иерархией
определялась изменяющейся во времени дефицитностью определенного вида
ресурсов. Так, критическое положение с производством сельхозпродукции
приводило к тому, что аграрные отрасли получали большее количество мест в бюро
парткомитетов и тем самым определяли направления финансовых и материальных
потоков, а также использование рабочей силы.

Ухудшение положения в сельском хозяйстве приводило к консолидации аграрного
лобби в аппарате ЦК КПСС и к принятию на пленуме (съезде) постановления о
частичной переориентации предприятий ВПК на выпуск продукции сельского
хозяйства или на конверсию оборонной промышленности, направленную на
производство машин и оборудования для сельского хозяйства и переработки
сельхозпродукции. Вслед за постановлением шел перелив средств из ВПК в
сельское хозяйство и дальнейшая интеграция аграрного лобби в партаппарате.

В то же время, издавалось постановление о развитии сельского хозяйства,
которое обязывало предприятия ВПК к созданию в своих собственных
подразделениях предприятий по производству сельскохозяйственной продукции -
военсовхозов, подсобных хозяйств предприятий, и т.п. Вынужденная
переориентация ВПК вызывала сопротивление представителей ВПК в аппарате КПСС и
консолидацию его представителей в более жесткую группу давления.

Содержание постановления о развитии сельского хозяйства определялось степенью
консолидированности аграрного лобби, с одной стороны, и готовностью ВПК взять
на себя часть производства сельскохозяйственной продукции (сформировать
подразделения соответствующего направления), с другой.

Перелив средств из ВПК ухудшал положение и в нем, что усилиями
консолидированной группы представителей ВПК в партаппарата приводили к изданию
соответствующего постановления о его развитии и к началу следующего цикла
деятельности по изданию постановлений, на этот раз по развитию ВПК.

При внешнем наблюдении цикличность в руководящих усилиях КПСС и,
следовательно, изменение доминирования групп давления проявлялась в
периодическом изменении государственных приоритетов и мест приложения
государственных усилий. Обычная для последних десятилетий Советской власти
последовательность событий была примерно такова: очередная перестройка
начиналась с изменения трудового права, усиления административного режима и
ужесточения репрессий, а также попыток мобилизации ресурсов труда заключенных,
военнослужащих, людей деятельность которых ограничена режимом секретности, с

Страницы: «« « 61   62   63   64   65   66   67   68   69  70   71   72   73   74   75   76   77   78   79  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России