Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Экономика
Кордоский Симон - Административные рынки СССР и России

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 110
Размер файла: 574 Кб
Страницы: «« « 56   57   58   59   60   61   62   63   64  65   66   67   68   69   70   71   72   73   74  » »»

деятельности высших органов управления.

Значение каждого функционального места - статуса, соотношения между
социальными весами различных отраслей народного хозяйства и единиц
административно-территориального деления задавалось только их положением в
общей системе связей. Ни один из элементов административного рынка не мог
иметь собственных целей и обладать средствами для их достижения.

Такой - советский - административный рынок мог существовать только при жестком
контроле за поведением людей, занимающих фиксированные функциональные места, и
при ограничениях на изменение мест работы и жительства - административном
режиме. Ослабление административного режима, начавшееся в пятидесятые годы и
продолжавшееся с переменным успехом в 70 и 80 годы, привело к деградации
советского административного рынка и переходу его в постперестроечную форму.

Раньше всего (еще в 60 годы) деградация коснулась предприятий и организаций,
местного подчинения, а также контрольных и репрессивных органов. В целом
деградация административного рынка была связана с тем, что отдельные отрасли
народного хозяйства и подразделения административно-территориального
устройства повели себя так, как будто они имели собственные цели
социально-экономического развития и обладали средствами для их достижения.
Отрасли, единицы административно-территориального деления, отдельные
предприятия и граждане государства начали изыскивать способы перераспределения
отчуждаемого государством продукта в свою пользу и превращения его в предметы
потребления. Совокупность способов обхода государственных механизмов
отчуждения и перераспределения получила - в государственной рефлексии -
название теневой экономики.

Специфической особенностью теневой экономики являлось то, что для
перераспределения в свою пользу отчуждаемого государством продукта
предприятия, организации, отрасли и территориальные структуры использовали
сложившийся институт административного рынка, так как создание новых
организационных форм было или невозможно или затруднено принципами его
организации и функционирования. Возникновение новых организационных форм,
таких как "Щелковский метод", бригадный подряд, студенческие строительные
отряды были событиями, потрясающими всю систему управления государством.

Субъектами теневой экономики стали все без исключения элементы
административного рынка, но естественно, что на разных уровнях его организации
институты теневой экономики имели различающиеся формы. Тканью, на которой
разворачивались теневые экономические действия, выступали обменные отношения.
В теневой экономике статусы формальных рабочих лидеров, секретарей
парторганизации, функционеров партийного аппарата и других общественных
организаций занимали экономически активные субъекты - теневые десятники,
прорабы, цеховики, организаторы теневых масштабных производств - деловые люди.
Чаще всего именно функционеры партаппарата и другие организаторы обменных
отношений выступали в роли деятелей теневой экономики.

Необходимым условием теневой экономики являлось существование отряда рабочей
силы, не связанной с фиксированным местом работы. Речь идет о ставших обычными
после 50-х годов бригадах строительных рабочих, бичах, бомжах и других
категориях работников, выполняющих ситуативные работы на аккордной или
договорной форме оплаты труда и не связанных с теми социальными гарантиями,
благами и льготами, которые дает постоянная работа на государственном
предприятии.

Согласно принципам организации административного рынка, вышестоящие отраслевые
и территориальные организации отчуждали от нижестоящих произведенные ими
продукты и потом распределяли их, основываясь на принципах социальной
справедливости и на приоритетах развития народного хозяйства в целом. Комитеты
КПСС и исполкомы Советов координировали и контролировали как присваивающую
деятельность, так и распределяющую. Обычно такая логика функционирования
административного рынка реализовалась в том, что обком, крайком, ЦК партии
союзной республики, руководствуясь постановлением высших органов
государственной власти, перекачивал ресурсы территории для удовлетворения
потребностей приоритетной отрасли народного хозяйства. В теневой экономике эта
логика инвертировалась - республиканские, областные и районные комитеты КПСС в
значительной степени начали сами влиять на определение приоритетности отраслей
и стремились так переопределить их, чтобы развитие предприятий этой отрасли на
подведомственной территории приносило наибольшую пользу ей в виде жилого
фонда, инфраструктуры, учреждений соцкультбыта и т. п. Само переопределение
приоритетов заключалось в обменных отношениях парткомитетов с руководством
отраслей, при которых за возможность строительство предприятия на территории
области - например - руководство отрасли обещало дать (и давало) области,
краю, союзной республике дополнительные фонды и уменьшить известные дефициты -
помочь купить автомашины, повысить закупочные цены, увеличить нормативы
снабжения продуктами питания и товарами народного потребления.

Для освоения полученных таким образом ресурсов и средств территориальные
органы власти должны были иметь соответствующую исполнительскую структуру. Ею,
как правило, становился аппарат парткомитетов и исполкомов Совета
соответствующего уровня, могущий привлекать для выполнения "левых" работ
кадровых работников предприятий и организаций или использовать для этой цели
отряды мобильной рабочей силы - бригады строителей, бичей и бомжей, нанимаемых
через теневых десятников и прорабов для производства отдельных операций или
для работы в теневом экономическом звене.

В теневой экономике были сформированы циклы производственной деятельности, в
принципе аналогичные тем, которые были в формальной структуре экономики:
партийные комитеты обязывали руководителей предприятий и организаций выделять
часть ресурсов и средств для удовлетворения потребностей территории, то есть
отчуждали их от выполнения отраслевых планов производства. Полученные ресурсы
"осваивались" отрядами мобильных рабочих или кадровыми работниками предприятий
и организаций - в зависимости от вида ресурсов и степени легальности операции
отчуждения.

Как показывает практика, теневая экономика являлась необходимым структурным
(но неформализованным) компонентом существовавшей организации производственной
деятельности. Она могла быть криминальной - в том случае, если партаппарат
непосредственно был связан с теневыми прорабами и десятниками, которые

Страницы: «« « 56   57   58   59   60   61   62   63   64  65   66   67   68   69   70   71   72   73   74  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Кордоский Симон, Административные рынки СССР и России