Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 125   126   127   128   129   130   131   132   133  134   135   136   137   138   139   140   141   142   143  » »»

испанским Мольером, - достойным лучшей участи, чем та, которую он испытал, -
с весьма забавными  примечаниями.  Я  не  стану  передавать  множества  этих
подробностей, представляющих в совокупности скучное однообразие.
     II. Я не должен,  однако,  обойти  молчанием  историю  доктора  Эухенио
Торальбы,  врача  города  Куэнсы,  потому  что  она  представляет  несколько
особенностей, которые будет приятно узнать, и потому, что о ней  упоминается
в Истории знаменитого рыцаря Дон-Кихота Ламанчского [655]. Это  лицо  играет
также  большую  роль  в  разных  частях  испанской  поэмы  Знаменитый  Карл,
составленной  Луисом  Сапатой,  посвященной  Филиппу  II  и  напечатанной  в
Валенсии  в  1566  году.  Автор  романа  Дон-Кихот,  говоря  о  путешествии,
предпринятом знаменитым рыцарем  по  воздуху,  чтобы  разрушить  наваждение,
покрывшее бородою подбородки дам герцогского замка, представляет  Дон-Кихота
севшим на деревяшку с Санчо Пансой позади, причем у обоих  была  повязка  на
глазах. Оруженосцу хочется открыть глаза,  чтобы  узнать,  прибыл  ли  он  в
огненную страну. Дон-Кихот говорит ему:  "Берегись  это  делать  и  припомни
истинную историю лиценциата Торальбы,  которого  дьяволы  утащили  в  воздух
верхом на тростинке с завязанными глазами  и  который  прибыл  в  Рим  через
двенадцать часов и сошел  на  Башне  девятого  часа  (Torre  de  popa),  как
называется одна улица этого города, откуда мог видеть весь грохот, поражение
и смерть Бурбона. Утром на другой день он уже вернулся  в  Мадрид,  где  дал
отчет во всем, что видел. Он рассказал также, что, когда он был  в  воздухе,
дьявол велел ему открыть глаза; сделав это, он увидал  себя  так  близко  от
лунного диска, что мог бы его коснуться рукою, но не дерзнул  обратить  свои
взоры к земле из боязни упасть в обморок". {История Дон-Кихота  Ламанчского.
Ч. II. Гл. 41.}
     III.  Выгода,  извлеченная  Сервантесом  и  Сапатой  из  этой  истории,
побуждает меня войти в некоторые подробности насчет  Торальбы,  который  сам
рассказал свою жизнь на заседаниях инквизиторов Куэнсы. Он  был  заключен  в
тюрьму в январе 1528 года, а приговор над ним был произнесен  6  марта  1531
года.  Верность  всех  чудесных  фактов  его  истории  имеет   порукой   его
собственную исповедь и отчеты свидетелей, которых он заставил  верить  своим
рассказам. В восьми  показаниях,  сделанных  в  течение  процесса,  Торальба
постарался ссылаться только на  умерших,  кроме  одного  свидетеля,  который
решился донести на него инквизиции по своей совестливости,  хотя  был  тесно
связан с  ним  дружбой,  как  вскоре  увидят.  Я  должен  был  отметить  это
обстоятельство, чтобы можно было судить, какую степень доверия можно иметь к
некоторым пунктам его рассказа.
     IV. Доктор Эухенио Торальба родился в  городе  Куэнсе.  Он  поведал  на
допросе, что в пятнадцатилетнем возрасте отправился в Рим, где  находился  в
качестве пажа при доме Франче-ско Содерини, епископе Вольтерры, который  был
назначен кардиналом 31 мая 1503 года. Он изучал в Риме философию и  медицину
у врача Чипионе и учителей  Марианы,  Авансело  и  Махера.  Получив  степень
доктора медицины, он провел несколько горячих дискуссий с  этими  учеными  о
бессмертии души, которое они оспаривали такими сильными доводами, что,  хотя
он и не мог подавить в душе  религиозные  принципы,  вдолбленные  в  него  в
детстве, впал, однако, в скептицизм и стал все подвергать сомнению. Торальба
стал уже врачом около 1501 года, когда он сделался интимным  другом  учителя
Альфонсе из Рима, отрекшегося от Моисеева закона для магометанства, а  затем
оставившего его, чтобы принять христианство, которому он, наконец, предпочел
естественную религию. Альфонсо говорил ему, что  Иисус  был  только  простым
человеком,  и  подкреплял  это  многими  аргументами,  выводы   из   которых
уничтожали несколько членов веры о  признании  божественности  Христа.  Хотя
учение Альфонсо не могло погасить в разуме Торальбы веру, принятую им от его
предков, он, однако, впал в сомнение  и  не  знал  более,  на  чьей  стороне
находится истина.
     V. Среди друзей, приобретенных Торальбой в  Риме,  был  какой-то  монах
ордена св. Доминика, по имени брат Пьетро. Он однажды сказал  Торальбе,  что
ему служит ангел из  разряда  добрых  духов,  по  имени  Зекиель,  настолько
могущественный в познании будущего  и  сокровенного,  что  никто  другой  не
сравнится с ним. Природа его столь необыкновенна,  что  вместо  того,  чтобы
обязывать  людей  к  договору  до   сообщения   им   сведений,   он   считал
отвратительным это средство. Он хотел  оставаться  постоянно  независимым  и
служить только из дружбы к тому, кто  питал  к  нему  доверие.  Он  позволял
монаху даже сообщать другим его тайны. Но всякое принуждение,  употребленное
для  получения  от  него  ответов,  навсегда  оттолкнет  его  от  общения  с
человеком, к которому он будет привязан. Брат Пьетро спросил Торальбу, будет
ли он рад иметь слугою и другом Зекиеля, прибавив, что может  ему  доставить
это  преимущество  ввиду  связывающей  их  обоих  дружбы.  Торальба  изъявил
величайшую готовность свести знакомство с  духом,  о  котором  говорил  брат
Пьетро.
     VI. Зекиель показался в виде  белого  и  белокурого  юноши,  одетого  в
платье телесного цвета и в черную верхнюю одежду.  Он  сказал  Торальбе:  "Я
буду в твоем распоряжении все время, пока ты будешь жив, и последую за тобою
повсюду, куда ты будешь обязан идти".  Со  времени  этого  обещания  Зекиель
показывался  Торальбе  в  разные  фазисы  луны,  и  всякий  раз,  когда  ему
приходилось  отправляться  из   одного   места   в   другое,   в   виде   то
путешественника, то пустынника, Зекиель никогда  ничего  не  говорил  против
христианской религии; никогда не внушал никакого преступного  правила  и  не
подталкивал ни к какому преступному действию. Напротив, упрекал,  когда  ему
приходилось совершать какой-либо проступок, и присутствовал вместе с  ним  в
церкви за божественной службой. Все эти  обстоятельства  заставили  Торальбу
поверить, что Зекиель был добрый ангел: ведь если бы он не был ангелом,  его
поведение было бы совсем другим. Он говорил с Торальбой постоянно  по-латыни
и по-итальянски; будучи с ним в Испании, Франции и  Турции,  он  никогда  не
употреблял для разговора с ним языков этих стран. Он продолжал посещать  его
в тюрьме, но редко, и не открывал ему более ни одной тайны. Торальба  желал,
чтобы дух удалился, потому что он причинял ему волнение и бессонницу. Это не
мешало ему, однако, приходить и рассказывать вещи, вызывавшие скуку.
     VII. Торальба прибыл в  Испанию  около  1502  года.  Несколько  времени
спустя он посетил  всю  Италию.  Основавшись  в  Риме  под  покровительством
кардинала Вольтерры, он приобрел себе репутацию умелого врача и  пользовался
милостью нескольких кардиналов. Прочтя  несколько  книг  по  хиромантии,  он
пожелал  изучить  это  искусство  по  первоисточникам  и   достиг   хорошего
понимания, так что внушал доверие  лицам,  желавшим  спросить  о  будущем  и
показывавшим знаки и метки на своих руках. Зекиель  открыл  Торальбе  тайные
свойства  некоторых  растений,   годных   для   лечения   разных   болезней.
Употребление этих лекарств доставило деньги Торальбе. Зекиель упрекнул  его,
говоря, что эти средства не стоили ему ни хлопот, ни труда и что  он  должен
был, следовательно, раздавать их безвозмездно.
     VIII. Однажды Торальба опечалился, потому что у  него  не  было  денег.

Страницы: «« « 125   126   127   128   129   130   131   132   133  134   135   136   137   138   139   140   141   142   143  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции