|
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 494 Размер файла: 3470 Кб Страницы: «« « 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 » »» ибо Павел III издал свою одобрительную буллу установления монашеского ордена
Общества Иисуса 27 сентября 1540 года. Проповедь иезуита, произнесенная в
день св. Андрея, соответствует 30 ноября того же года, то есть пятьдесят
второму дню до его заключения: этого промежутка не могло быть достаточно на
путешествия его в Айямонте, Льерену, Севилью, Бадахос и Португалию. Таким
образом, Сааведра вводил в заблуждение насчет своего явления миру в качестве
кардинала-легата и насчет мотивов, побудивших его связать эту интригу с
иезуитом. Точно так же он вводил в заблуждение, когда говорил, что выдержал
свою роль во время трехмесячного пребывания в Лиссабоне и еще трех месяцев,
употребленных для посещения разных городов королевства.
XV. С другой стороны, точно известны число и имена учеников св. Игнатия
в эту эпоху; доказано также, что перед получением одобрительной буллы, о
которой идет речь, основатель ордена предназначал для проповеди в Португалии
св. Франциска Ксавье [701] и Симона Родригеса. Эти два монаха отправились из
Рима 15 марта 1540 года с посланником Португалии. По прибытии их в Лиссабон
король Жоан III захотел принять их в своем дворце; они отказались от этой
чести, поместившись в странноприимном доме. Св. Франциск Ксавье отплыл в
Восточную Индию с новым губернатором 8 апреля 1541 года, а Родригес остался
в Португалии для проповеди, чем он занимался до тех пор к великому
удовлетворению всех жителей, которым его служба внушила глубочайшее уважение
к его добродетелям. Эти обстоятельства делают совершенно неправдоподобным,
чтобы этот иезуит мог просить подложное бреве, давать совет подделать
несколько других и быть в течение полугода свидетелем употребления фальшивок
личностью, которая была при этом мирянином.
XVI. Сааведра рассказывает, что лиссабонский двор был смущен известием
о прибытии нунция в Португалию. Это настроение не должно изумлять, так как
ни поверенный в делах этого двора в Риме, ни папа и никто другой не писали
об этом, и так как в предшествующем году папа назначил главным инквизитором
дома Энрике [702], архиепископа Браги, королевского брата, который затем был
кардиналом и королем, как мы это увидим. То обстоятельство, что прибытие
нового легата вызвало столько изумления при дворе, не могло не подать мысли
королю написать об этом тотчас в Рим. Папский ответ, придя через два месяца,
открыл бы глаза государю, проделка Сааведры была бы разоблачена до конца
третьего месяца, и не было бы необходимости для вмешательства испанского
короля в арест Сааведры.
XVII. Не более достоверно, что Сааведра учредил инквизицию в
Португалии. Изгнание евреев из королевства Испания произошло в 1492 году.
Многие из них удалились в Португалию, откуда предлагали множеству своих
собратьев приехать в эту страну. Евреи писали: "Земля хороша, народ - идиот,
вода наша; вы можете приехать, потому что все будет принадлежать нам" {Дом
Агустин де Мануэль. Жизнь короля Португалии Жоана II; Монтейро. История
португальской инквизиции. Ч. I. T. II Кн. 2. Гл. 42.}. Среди эмигрантов были
также и крещеные евреи. Король Жоан II [703] согласился принять их в свое
государство с условием, что они будут поступать как верные христиане, под
страхом обращения с ними, как с пленниками и рабами. Король Мануэль [704]
велел дать всем им свободу и приказал в 1496 году выехать из королевства без
детей ниже четырнадцатилетнего возраста; из этих детей следовало сделать
христиан. Евреи предложили принять крещение, если им обещают не учреждать
инквизиции раньше чем через двадцать лет. Король Мануэль даровал евреям
просимое, а также право узнавать имена свидетелей, если после этого срока
они будут преданы суду по поводу ереси; кроме того, он обещал предоставить
возможность осужденным завещать имущество детям или другим естественным
наследникам. 13 марта 1507 года Мануэль подтвердил эти привилегии, продлив
первую на двадцать лет и сделав две другие постоянными. В 1520 году Жоан III
возобновил первое пожалование своего предшественника еще на двадцать лет.
XVIII. Климент VII, узнав, что крещеные евреи в Португалии не
выказывали ни большого усердия к просвещению, ни сильной любви к
христианской религии и что мнения Лютера и других еретиков распространялись
все более и более в этом королевстве, назначил в 1534 году инквизитором этой
страны брата Диего де Сильву, монаха ордена св. Франциска из Паолы [705].
Последний хотел немедленно приступить к исполнению своих обязанностей, но
встретил сопротивление со стороны новохристиан, которые потребовали, чтобы
их привилегии были соблюдены: годы, на которые были предоставлены эти
привилегии, еще не истекли. Это привело к процессу перед римской курией.
Климент VII умер, и его преемник Павел III издал 20 июля 1535 года бреве,
даровавшее новохристианам право, в котором им отказывали в Португалии, а
именно доверять избранным лицам защиту их прав перед государем по поводу
смысла, который следовало придавать предписания королевской привилегии,
истолковывавшимся в ущерб новохристианам. 12 октября того же года новое
бреве того же папы даровало прощение всему происшедшему.
XIX. Впоследствии король вошел к папе с представлением, что обращенные
евреи злоупотребляли дарованной им привилегией: одни - возвращаются к
иудаизму, другие - усваивают заблуждения протестантов. Этот мотив побудил
суверенного первосвященника обнародовать новую буллу от 23 марта 1536 года,
которая рассматривается как булла, положившая основание португальской
инквизиции. Папа назначил инквизиторами епископов Коимбры, Ламего и Сеуты
[706] и постановил, чтобы к ним был прибавлен еще епископ или священник,
монах или белый, облеченный церковным саном, доктор канонического права или
богословия, назначаемый королем. Папа даровал каждому из этих четырех
инквизиторов право привлекать к суду всех еретиков и их покровителей
совместно с епархиальным епископом или даже без него, если бы последний
отказался присоединиться к инквизиторам. Предписано было только в течение
трех лет при привлечении к суду еретиков сообразоваться с практикой в
процессах против убийц и воров, а затем с правилами обычного права. Мера
конфискации имуществ была уничтожена, и наследники осужденных, которых
нельзя было считать виновными, должны были им наследовать по закону (ab
intestat). Наконец, папа предписал учредить достаточное число трибуналов для
исполнения всех этих мер {Дом Антонио Кайетан де Суза включил эту буллу в
свою Генеалогическую историю португальского королевского дома. Т. II
доказательств. Документ 120.}. 5 октября булла была объявлена дому Диего де
Сильве, епископу Сеуты, духовнику короля. Государь пожелал сделать его
главным инквизитором.
XX. Таково было начало инквизиции в Португалии, за четыре года до
прибытия Сааведры в эту страну. В 1539 году папа назначил преемником первого
главного инквизитора дом Энрике, архиепископа Браги, который был затем
епископом Эворы и Лиссабона, стал кардиналом, соединил множество голосов во
время избрания папы Григория XIII [707] и стал, наконец, королем Португалии
в 1578 году, по смерти его племянника короля Себастиана [708]. Третьим
главным инквизитором был дом Хорхе де Альмеда, архиепископ Лиссабонский,
утвержденный в должности буллою Григория XIII {Там же. Т. III основного
Страницы: «« « 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |