Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 133   134   135   136   137   138   139   140   141  142   143   144   145   146   147   148   149   150   151  » »»

ибо Павел III издал свою одобрительную буллу установления монашеского ордена
Общества Иисуса 27 сентября 1540 года. Проповедь  иезуита,  произнесенная  в
день св. Андрея, соответствует 30 ноября того же  года,  то  есть  пятьдесят
второму дню до его заключения: этого промежутка не могло быть достаточно  на
путешествия его в Айямонте, Льерену, Севилью, Бадахос  и  Португалию.  Таким
образом, Сааведра вводил в заблуждение насчет своего явления миру в качестве
кардинала-легата и насчет мотивов, побудивших  его  связать  эту  интригу  с
иезуитом. Точно так же он вводил в заблуждение, когда говорил, что  выдержал
свою роль во время трехмесячного пребывания в Лиссабоне и еще трех  месяцев,
употребленных для посещения разных городов королевства.
     XV. С другой стороны, точно известны число и имена учеников св. Игнатия
в эту эпоху; доказано также, что перед  получением  одобрительной  буллы,  о
которой идет речь, основатель ордена предназначал для проповеди в Португалии
св. Франциска Ксавье [701] и Симона Родригеса. Эти два монаха отправились из
Рима 15 марта 1540 года с посланником Португалии. По прибытии их в  Лиссабон
король Жоан III захотел принять их в своем дворце; они  отказались  от  этой
чести, поместившись в странноприимном доме. Св.  Франциск  Ксавье  отплыл  в
Восточную Индию с новым губернатором 8 апреля 1541 года, а Родригес  остался
в Португалии  для  проповеди,  чем  он  занимался  до  тех  пор  к  великому
удовлетворению всех жителей, которым его служба внушила глубочайшее уважение
к его добродетелям. Эти обстоятельства делают  совершенно  неправдоподобным,
чтобы этот иезуит  мог  просить  подложное  бреве,  давать  совет  подделать
несколько других и быть в течение полугода свидетелем употребления фальшивок
личностью, которая была при этом мирянином.
     XVI. Сааведра рассказывает, что лиссабонский двор был смущен  известием
о прибытии нунция в Португалию. Это настроение не должно изумлять,  так  как
ни поверенный в делах этого двора в Риме, ни папа и никто другой  не  писали
об этом, и так как в предшествующем году папа назначил главным  инквизитором
дома Энрике [702], архиепископа Браги, королевского брата, который затем был
кардиналом и королем, как мы это увидим.  То  обстоятельство,  что  прибытие
нового легата вызвало столько изумления при дворе, не могло не подать  мысли
королю написать об этом тотчас в Рим. Папский ответ, придя через два месяца,
открыл бы глаза государю, проделка Сааведры была  бы  разоблачена  до  конца
третьего месяца, и не было бы  необходимости  для  вмешательства  испанского
короля в арест Сааведры.
     XVII.  Не  более  достоверно,  что  Сааведра   учредил   инквизицию   в
Португалии. Изгнание евреев из королевства Испания произошло  в  1492  году.
Многие из них удалились в  Португалию,  откуда  предлагали  множеству  своих
собратьев приехать в эту страну. Евреи писали: "Земля хороша, народ - идиот,
вода наша; вы можете приехать, потому что все будет принадлежать  нам"  {Дом
Агустин де Мануэль. Жизнь короля  Португалии  Жоана  II;  Монтейро.  История
португальской инквизиции. Ч. I. T. II Кн. 2. Гл. 42.}. Среди эмигрантов были
также и крещеные евреи. Король Жоан II [703] согласился принять  их  в  свое
государство с условием, что они будут поступать как  верные  христиане,  под
страхом обращения с ними, как с пленниками и рабами.  Король  Мануэль  [704]
велел дать всем им свободу и приказал в 1496 году выехать из королевства без
детей ниже четырнадцатилетнего возраста; из  этих  детей  следовало  сделать
христиан. Евреи предложили принять крещение, если им  обещают  не  учреждать
инквизиции раньше чем через двадцать  лет.  Король  Мануэль  даровал  евреям
просимое, а также право узнавать имена свидетелей, если  после  этого  срока
они будут преданы суду по поводу ереси; кроме того, он  обещал  предоставить
возможность осужденным завещать  имущество  детям  или  другим  естественным
наследникам. 13 марта 1507 года Мануэль подтвердил эти  привилегии,  продлив
первую на двадцать лет и сделав две другие постоянными. В 1520 году Жоан III
возобновил первое пожалование своего предшественника еще на двадцать лет.
     XVIII.  Климент  VII,  узнав,  что  крещеные  евреи  в  Португалии   не
выказывали  ни  большого  усердия  к  просвещению,  ни   сильной   любви   к
христианской религии и что мнения Лютера и других еретиков  распространялись
все более и более в этом королевстве, назначил в 1534 году инквизитором этой
страны брата Диего де Сильву, монаха ордена св. Франциска  из  Паолы  [705].
Последний хотел немедленно приступить к исполнению  своих  обязанностей,  но
встретил сопротивление со стороны новохристиан, которые  потребовали,  чтобы
их привилегии были  соблюдены:  годы,  на  которые  были  предоставлены  эти
привилегии, еще не истекли. Это привело к  процессу  перед  римской  курией.
Климент VII умер, и его преемник Павел III издал 20 июля  1535  года  бреве,
даровавшее новохристианам право, в котором им  отказывали  в  Португалии,  а
именно доверять избранным лицам защиту их прав  перед  государем  по  поводу
смысла, который  следовало  придавать  предписания  королевской  привилегии,
истолковывавшимся в ущерб новохристианам. 12  октября  того  же  года  новое
бреве того же папы даровало прощение всему происшедшему.
     XIX. Впоследствии король вошел к папе с представлением, что  обращенные
евреи злоупотребляли  дарованной  им  привилегией:  одни  -  возвращаются  к
иудаизму, другие - усваивают заблуждения протестантов.  Этот  мотив  побудил
суверенного первосвященника обнародовать новую буллу от 23 марта 1536  года,
которая  рассматривается  как  булла,  положившая  основание   португальской
инквизиции. Папа назначил инквизиторами епископов Коимбры,  Ламего  и  Сеуты
[706] и постановил, чтобы к ним был прибавлен  еще  епископ  или  священник,
монах или белый, облеченный церковным саном, доктор канонического права  или
богословия, назначаемый  королем.  Папа  даровал  каждому  из  этих  четырех
инквизиторов право  привлекать  к  суду  всех  еретиков  и  их  покровителей
совместно с епархиальным епископом или даже  без  него,  если  бы  последний
отказался присоединиться к инквизиторам. Предписано было  только  в  течение
трех лет при привлечении  к  суду  еретиков  сообразоваться  с  практикой  в
процессах против убийц и воров, а затем с  правилами  обычного  права.  Мера
конфискации имуществ  была  уничтожена,  и  наследники  осужденных,  которых
нельзя было считать виновными, должны были  им  наследовать  по  закону  (ab
intestat). Наконец, папа предписал учредить достаточное число трибуналов для
исполнения всех этих мер {Дом Антонио Кайетан де Суза включил  эту  буллу  в
свою  Генеалогическую  историю  португальского  королевского  дома.  Т.   II
доказательств. Документ 120.}. 5 октября булла была объявлена дому Диего  де
Сильве, епископу Сеуты,  духовнику  короля.  Государь  пожелал  сделать  его
главным инквизитором.
     XX. Таково было начало инквизиции  в  Португалии,  за  четыре  года  до
прибытия Сааведры в эту страну. В 1539 году папа назначил преемником первого
главного инквизитора дом  Энрике,  архиепископа  Браги,  который  был  затем
епископом Эворы и Лиссабона, стал кардиналом, соединил множество голосов  во
время избрания папы Григория XIII [707] и стал, наконец, королем  Португалии
в 1578 году, по смерти  его  племянника  короля  Себастиана  [708].  Третьим
главным инквизитором был дом Хорхе  де  Альмеда,  архиепископ  Лиссабонский,
утвержденный в должности буллою Григория XIII  {Там  же.  Т.  III  основного

Страницы: «« « 133   134   135   136   137   138   139   140   141  142   143   144   145   146   147   148   149   150   151  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции