Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Льоренте Х.А. - История испанской инквизиции

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 494
Размер файла: 3470 Кб
Страницы: «« « 124   125   126   127   128   129   130   131   132  133   134   135   136   137   138   139   140   141   142  » »»

чернокнижника.  Дон  Диего  сообщил  о  книгах  другому  мориску,  по  имени
Франсиско де Маркина, родившемуся в Африке и устроившемуся в Каланде, где он
составил себе репутацию ловкого волшебника. Он сказал дону Диего,  что  одна
из  этих  книг  повествует  о  магии  и  содержит  заклинания  для  открытия
запрятанных сокровищ. Так как он их читал и делал вид, что чувствует  к  ним
большое доверие, дон Диего пригласил его  к  себе  и  удержал  на  некоторое
время.  В  одну  очень  темную  летнюю  ночь  дон  Диего   в   сопровождении
чернокнижника и нескольких других спутников отправился с книгой заклинаний в
пустынь Матамала, в небольшом расстоянии от Эбро и деревни Кинто. Там,  судя
по тому, что стояло в книге, находился огромный клад  золотых  и  серебряных
монет. Некромант произнес заклинательную формулу. В то же время  послышались
сильные удары грома на холме,  соседнем  с  пустынью.  Чародей  приблизился,
вступил в переговоры с дьяволами, возвратился  к  поджидавшим  его  и  велел
копать под алтарем пустыни. Он вернулся на свой пост  к  дьяволам,  пока  те
принимались за работу  под  наблюдением  дона  Диего.  Действительно,  нашли
несколько глиняных черепков, но ничего похожего на клад. Дон  Диего  подошел
тогда к чернокнижнику, поручил ему рассказать  дьяволам,  что  произошло,  и
заставить их сказать правду. Происходит новое заклинание. Ответ гласит,  что
присутствие клада достоверно, но что он зарыт в землю глубже, на  расстоянии
от поверхности в семь или восемь человеческих  ростов,  и  что  в  настоящее
время невозможно добраться до него, потому что еще не истек  срок,  пока  он
должен оставаться скрытым в силу чар. Выбрали  вторую  ночь  для  повторения
опыта в другом уединенном месте, между Велильей и  Хельсой  {Хельса  (Xelsa)
стоит на развалинах большого города, известного римлянам под  именем  Цельза
(Celsa).}.  Повторив  прежние  заклинания,  стали  копать  в  земле.  Но  за
исключением нескольких глиняных горшков и некоторого количества золы и  угля
не нашли ничего. Дьяволы на обращенный к ним вопрос объяснили то же, что и в
Матамале. Очевидно, африканец  Маркина  был  обманщик,  желавший  позабавить
безрассудного дона Диего обещаниями и надеждами. Было начато предварительное
следствие против него за это преступление, а на  следующий  год  за  другое,
именно за то, что он отправил лошадей во Францию.
     XX. В политике Филиппа II было важно [649] выдать этот род торговли  за
ересь,  потому  что  лошади  были  предназначены  для  кальвинистов  Беарна,
государь которого (Генрих IV [650], король Франции и Наварры) рассматривался
в Испании как еретик. Этот  довод  или,  сказать  по  правде,  этот  предлог
побудил Филиппа принять участие в гражданских войнах Франции в пользу  Гизов
[651], которые стояли во  главе  лиги  [652].  Это  двойное  предварительное
следствие было получено в святом трибунале только девять  лет  спустя  после
совершения заклинаний, потому что доносы  были  сделаны  лишь  в  результате
продолжительных и  щекотливых  ухищрений,  которые  инквизиция  должна  была
предпринять в глубочайшей тайне, чтобы угодить маркизу Альменара.  Последний
действовал против дона Диего в силу тайных приказов  Филиппа  II,  желавшего
наказать этого сеньора за громкую защиту знаменитого Антонио  Переса  [653],
первого государственного секретаря, задержанного тогда в Арагоне.  Пользуясь
вспышкою народных волнений, возникших в королевстве, Перес выбрался из тюрем
инквизиции и укрылся в Беарне. Этот побег был  причиной  трагического  конца
дона Диего де Эредиа и нескольких других дворян, как  я  буду  иметь  случай
изложить  с  большей  подробностью  в  истории  процесса  этого  знаменитого
министра, в назидание людям, которые домогаются королевской милости.
     XXI. Главный инквизитор  Манрике,  осведомившись,  что  секта  колдунов
преуспевает в различных  частях  полуострова,  велел  прибавить  к  указу  о
доносах несколько пунктов. Они в сущности гласили,  что  "каждый  христианин
обязан заявить инквизиции:
     1) если он знал или слышал, что кто-нибудь имел приближенного демона  и
призывал  демонов  в  кругах,  спрашивая  их  и  ожидая  их   ответов,   как
чернокнижник и в силу договора, формального  или  подразумеваемого;  что  он
смешивал  святые  вещи  религии  с  мирскими  предметами  и  воздавал  честь
творению, принадлежащую лишь творцу;
     2) если кто-нибудь брался за астрологию  для  открытия  будущего  через
наблюдение созвездий, бывших в соединении  в  момент  зачатия  или  рождения
кого-либо, или для возвещения,  какое  благо  или  зло  должно  произойти  с
людьми, бывшими предметом его занятий;
     3) если для осведомления о сокровенном и грядущем прибегал к геомантии,
гидромантии, аэромантии, пиромантии,  ономантии,  некромантии  [654]  или  к
колдовству при помощи бобов, игральных костей и пшеничных зерен;
     4) если какой-либо христианин заключил формальный  договор  с  демоном,
производил чары магией при помощи инструментов, кругов, черт или дьявольских
знаков; призывал и спрашивал дьяволов в  надежде  на  ответ  и  с  доверием;
предлагал им ладан или  курение  благоуханными  или  зловонными  веществами;
приносил им жертвы; злоупотреблял  таинствами  или  освященными  предметами;
обещал им повиновение и поклонялся или воздавал им внешнее  почитание  каким
бы то ни было образом;
     5) если кто-нибудь устроил или достал себе  зеркала,  перстни,  склянки
или другую посуду  для  привлечения,  заключения  и  сохранения  какого-либо
демона, который отвечал бы на  его  вопросы  и  помогал  бы  ему  достигнуть
желаемого; или старался открыть сокровенное или грядущее, вопрошая демонов в
бесноватых; или  пытался  достигнуть  этого,  призывая  дьявола  под  именем
святого ангела или белого ангела и  спрашивая  его  молитвенно  и  смиренно;
совершал другие суеверные действия с помощью стеклянных ваз и пузырьков, на-
я полненных водою и освященных свечой, или через  осмотр  ногтей  и  ладони,
натертой уксусом; или пытался  получить  изображения  предметов  посредством
призраков или чувствительных приборов, чтобы узнать сокровенное или  еще  не
бывшее;
     6) если кто-нибудь читал и хранил или.  читает  и  хранит  в  настоящее
время книги или рукописи по этому предмету или относительно всякого  другого
вида  гаданий,  которые  не  совершались  бы  средствами   материальными   и
естественными".


       Статья вторая

ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗНАМЕНИТОГО ЧЕРНОКНИЖНИКА

     I.  Несмотря  на  суровость  указов  и  наказания,  которым  подвергали
колдунов,  они  появлялись  по  временам  в  различных  местностях  Испании.
Рассказывают особенно, как очень  прославившуюся,  историю  колдуний  долины
Бастан в  Наварре.  Эти  женщины,  приведенные  в  логроньоскую  инквизицию,
исповедали величайшие  нелепости,  которые  могли  зародиться  и  бродить  в
головах слабых, расстроенных  и  безумных.  Они  были  приговорены  к  казни
аутодафе в 1610 году. Их история была опубликована в  Мадриде  в  1810  году

Страницы: «« « 124   125   126   127   128   129   130   131   132  133   134   135   136   137   138   139   140   141   142  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Льоренте Х.А., История испанской инквизиции