Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Поршнев Б.Ф. - О начале человеческой истории

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 168
Размер файла: 1043 Кб
Страницы: «« « 89   90   91   92   93   94   95   96   97  98   99   100   101   102   103   104   105   106   107  » »»

некотором уровне эволюции (ашель) какое-то словно самодовлеющее значение
формы предмета наряду с его функциональным назначением.

Итак, между низшими и высшими обезьянами -- огромный прогресс имитативной
"способности", т. е. силы непроизвольной подражательности. Употребив слово
"прогресс", я не хочу сказать, что усиление подражательного рефлекса всегда
равнозначно биологической пользе для вида, -- возможны и биологические
минусы. Речь идет всего лишь о соизмерении выраженности данного явления, о
его нарастании в филогении приматов.

Этот вывод о росте имитативности от низших обезьян к антропоидам дает
некоторое основание для экстраполяции на следующий этаж эволюции: для
высказанной уже в немногих словах гипотезы, что сила и диапазон
имитативности еще более возросли в семействе троглодитид, ответвившемся от
понгид (антропоидов, или антропоморфных, высших обезьян) начиная с позднего
плиоцена.

IV. Имитативность в патологии и норме у современных людей

Для дальнейшего аргументирования этой гипотезы станем теперь копать тоннель
с противоположного конца. Если мы хотим реконструировать силу имитативности
высшей нервной деятельности ископаемых троглодитид, предполагая, что эта
сила выше, чем у антропоидов, нам помогут данные из психопатологии
современного человека, так же как из психологии и высшей нервной
деятельности раннего детства человека и из социальной психологии. Ведь в
этих сферах гнездятся следы предшествовавших ступеней филогенеза человека .
Начнем с патологических нарушений функций мозга и психики у людей. С одной
стороны, речь пойдет о врожденных глубоких отклонениях от нормы --
олигофрении, микроцефалии, с другой -- о поражениях и разрушениях разных
отделов и зон коры головного мозга (ранения, опухоли, нарушения
кровоснабжения и пр.).

Глубокие олигофрены -- идиоты и имбецилы -- в необычайной степени
имитативны (эхопраксичны) по сравнению с нормальным человеком. Отмечается
чрезвычайно сильная выраженность подражания у имбецилов в детском возрасте.
Эти дети приспосабливаются к реальной действительности не путем усвоения
понятий и значений слов, а путем подражания действиям воспитателя. При этом
имитация часто носит бессмысленный, бесцельный характер: подметая, имбецил
перемещает мусор с места на место, не очищая на деле пол, или, моя тарелки,
щедро льет воду на одно и то же место . Феноменальная имитативность
наблюдается подчас у микроцефалов. Это важно для нашей темы, ибо, как
отмечалось в гл. 2, патологическая морфология их черепа и мозга в известной
мере атавистична, т. е. воспроизводит некоторые признаки троглодитид. Это
было показано К. Фохтом, М. Домбой. В клинической литературе описано немало
случаев микроцефалии с ярко выраженным синдромом эхопраксии (непроизвольной
имитативности) .

Нейропсихология изучила психические последствия массивных поражений и
разрушений разных полей головного мозга человека, в том числе тех, которые
присущи исключительно Homo sapiens. По данным А. Р. Лурия и его
сотрудников, в клинике при такого рода деструкциях в лобных долях, т. е.
при устранении или поражении здесь высших корковых образований,
контролирующих нижележащие корково-подкорковые образования, наблюдается
сильно выраженный синдром эхопраксии . Врач прикасается рукой к своему носу
и больной зеркально повторяет то же движение. Врач говорит: "поднимите
руку", -- но больной только повторяет эти слова "поднимите руку", не делая
движения. Последний пример показывает, что в этот синдром непроизвольной
автоматической имитативности входит как составная часть вокативно-речевая
имитация: эхолалия. Последняя выступает при поражениях как лобных, так и
височных и височно-теменных отделов. Именно этот вариант эхокинезии
(подражания движениям), т. е. подражание речевым, вернее, звукопроизводящим
движениям, вероятно, мог достигнуть особенной интенсивности у одной из
ветвей палеоантропов. При органических нарушениях и поражениях в
соответствующих отделах головного мозга из-под контроля корковых
новообразований и выступают, как патологические явления, те
непроизвольно-автоматические эхолалические реакции, которые когда-то были
нормой Требует дальнейшего исследования вопрос, в какой мере эхолалия
протекает на уровне акустическом, фонетическом, т. е. является подражанием
физическим звукам, воспроизведением привычных артикулом, а в какой -- на
уровне фонематическом, т. е. является воспроизведением не просто звуков, а
фонем, -- определенных противопоставляемых друг другу типов или форм звуков.

То же самое явление эхолалии наблюдается и тогда, когда кора мозга
органически не повреждена, но функционально расстроена в силу столкновения
нервных процессов. Нижележащие структуры опять-таки освобождаются из-под
тормозящего контроля коры. В этих случаях, например при некоторых формах
истерии, эхолалия и другие спонтанные имитационные механизмы проявляются
мощно. Это свидетельствует в пользу представления, что на предшествующем
уровне филогенеза у палеоантропов (и археоантропов) имитативные рефлексы
были не подавлены, а играли важную жизненную роль .

Если от патологии мы обратимся к норме, то увидим высочайшую двигательную,
мимическую, вокативную имитативность в раннем онтогенезе нормального
ребенка. Французский психолог Р. Заззо констатировал, что у ребенка в
доречевом возрасте, начиная с одного месяца, подражание имеет больший
размах, больший диапазон, чем у обезьян, в том числе у детенышей обезьян .
Это в свою очередь очень важное подкрепление гипотезы о том, что близкие
эволюционные предки современного человека обладали более сильной
имитативностыо, чем обладают высшие обезьяны.

Существует огромная литература по вопросам начального овладения ребенком
речью, а также рядом двигательных навыков. Единственным механизмом,
подключающим ребенка к языковой среде, является подражание. У ребенка нет
наследственного предрасположения к родному языку, он может овладеть любым.
Психологи, педагоги и лингвисты, изучавшие речь детей, показали, что
поначалу ребенок обучается звукам, словам, формам родной речи только и
исключительно через внешнее, не несущее смысловой нагрузки, механическое
подражание речи окружающих его людей.

И. М. Сеченов писал: "В процессе развития способности говорить принимает

Страницы: «« « 89   90   91   92   93   94   95   96   97  98   99   100   101   102   103   104   105   106   107  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Поршнев Б.Ф., О начале человеческой истории