Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Поршнев Б.Ф. - О начале человеческой истории

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 168
Размер файла: 1043 Кб
Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»

иных размеров, а также рыбам другого вида или особям своего вида с
экспериментально нарушенной координацией движений. Операционное удаление
(экстирпация) переднего мозга у рыб вызывает у них полное нарушение
имитационной деятельности .

Каково у животных соотношение между механизмом подражания и врожденными
формами деятельности (инстинктами)? Представляется несомненным, что
подражание не может вызвать у них действий, которые не отвечали бы их
собственной биологической подготовленности и предрасположенности. Базой для
подражательного рефлекса является наследственная готовность организма для
данного действия.

Справедливо пишет В. С. Мухина: "Мы считаем, что любое животное может
подражать лишь тому, что отвечает его природе". Л. Г. Воронин утверждает,
что у обезьян ряд врожденных рефлексов вскоре после рождения проявляется
именно в силу подражания взрослым , т. е. имитирование ранее еще никогда не
производившегося действия как бы "открывает" врожденный рефлекс (который
без этого, может быть, и не реализовался, не актуализировался бы, как
неизвестно, скажем, стал бы человек ходить, если бы ему в детстве этого не
показывали и не учили бы его ходить).

Можно наметить следующие сферы биологического общения, где преимущественно
проявляется имитативность (подражательный рефлекс). 1. Научение молоди.
Сюда принадлежит приобретение последней навыков брать в рот подходящие для
еды предметы, производить пищедобывательные и пищеразделительные действия.
По словам Н. А. Тих, "маленький детеныш (обезьяны) хватает те же предметы,
которые поедает на его глазах мать; это подражание облегчает ему на первых
порах нахождение пищи". Не только обезьяньи детеныши утилизируют таким
образом подражание: волчица "натаскивает" волчат догонять и загрызать
зайцев и домашних животных, куры "обучают" цыплят клевать зерна и
выискивать червей и т. д. Однако научение молоди посредством подражания
охватывает не только различение и добывание пищи. Сюда принадлежит и
обучение локомоции, например летанию, прыганью, замиранию, а также
преодолению препятствий. Точно так же молодь следует примеру взрослых в
различении и избегании вредных агентов. 2. Игровая деятельность. Здесь
огромна доза подражания друг другу, причем как раз особям своего возраста и
размера. Д. Шаллер определял игровую деятельность детенышей гориллы:
"Делай, как я". 3. Стадное, или стайное, поведение. Оно изучено зоологами
наиболее углубленно, и фактор имитации (имитационный рефлекс) учтен как
базовый механизм. Особенно много сделано А. Д. Слонимом с сотрудниками. 4.
Подражание не внутристадное, но внутрипопуляционное. Примером может служить
изменение и распространение напевов у нестадных птиц. 5. Лишь ограниченный
интерес представляют наблюдаемые факты межвидового подражания. По отношению
к большинству животных другого вида оно полностью отсутствует, но в неволе
отмечено между разными видами обезьян. Однако специальный интерес, в том
числе для темы настоящей книги, представляет имитационное поведение,
наблюдающееся у некоторых видов животных (обезьяны, собаки и др.) по
отношению к человеку, -- частный случай межвидового подражания.

Если приравнять малую группу особей или семью к микропопуляции, то можно
сказать, что в общем имитация поведения себе подобных является важным
регулятором поведения вообще в масштабах популяции. В масштабах вида биолог
имеет дело преимущественно с безусловными рефлексами -- с наследственными
инстинктами и формами поведения; в масштабах жизни индивида -- с
индивидуально приобретенными условнорефлекторными связями, бесконечно
варьирующими стимулы и протекание врожденных действий; масштабы же
популяции можно считать средним звеном между тем и другим, и здесь-то царят
имитационно-рефлекторные регуляторы. Согласно широкому обобщению В. Я.
Кряжева, "не только онтогенез, но и филогенез нельзя рассматривать
ограниченно только в плоскости индивидуального развития организма;
сложность и совершенствование функций организмов всех видов животных есть
также результат взаимодействия организмов, и поэтому рефлексы общения
являются в высокой степени прогрессивным фактором эволюции и всех
прогрессивных форм адаптации" .

Этот механизм подражания сам по себе так же слеп, как и всякий рефлекторный
механизм, если его не отлаживает естественный отбор, приспособление к
данным условиям. Об этой слепоте подражательности ярко свидетельствуют
явления своеобразных внутрипопуляционных пандемий подражания --
лавинообразной его диффузии. Тогда мы наблюдаем биологически иррациональные
миграции. Настоящая зараза имитационной природы поднимает с мест и увлекает
огромные массы внестадных грызунов -- леммингов, крыс, белок, иногда
копытных, иногда птиц, иногда насекомых. Писатель Ю. О. Домбровский отлично
описал, как однажды из Алма-Аты улетели все голуби: сгустились со всего
города в одном месте, поднялись тучей и улетели все вместе неизвестно куда,
теряя мертвыми в пути обессилевшую часть поголовья, вероятно, и всей массой
погибнув в конце концов где-нибудь в горах или в пустыне. Существует ценное
экспериментальное исследование М. Ахматели о подражательном рефлексе у
голубей . Во всех перечисленных массовых миграциях, как оказалось, в основе
не лежит поиск лучших условий, -- как правило, вся несчетная масса этих
животных гибнет в пути от бескормицы или тонет в воде. Вполне обычна даже
гибель в воде стай саранчи, хотя этот вид и превратил массовые перемещения
на базе имитационного поведения в выгодное биологическое приспособление.
Общий вывод из данных такого рода о гибельных скоплениях и перемещениях,
по-видимому, может быть только один: взаимное притяжение и концентрация
особей одного вида свыше некоей критической величины и вне стадно-семейных
предохранительных ограничений уже делает имитацию силой абсолютно
неодолимой и самовозрастающей; имитация становится доминирующим фактором
поведения, подавляя и жизненные видовые инстинкты, и индивидуальный опыт,
-- она становится как бы самодовлеющей стихией.

Но обычно природа не допускает до этого. В ее распоряжении по крайней мере
три средства предупредить такую опасность. Во-первых, пространственное
разобщение особей, т. е. дисперсия вида, ограничивающая контакты крайним
биологическим минимумом. Во-вторых, разобщение этологическое: сохраняя
общую морфологию вида, отдельные популяции в той или иной мере дивергируют
(расходятся) по образу жизни, по комплексу особенностей поведений, что
блокирует скрещивание и затрудняет вообще контакты. К примеру, вороны в
разных частях США "не понимают" друг друга: "Вороны, живущие в штате
Коннектикут, не могут общаться с воронами Калифорнии" . В-третьих, сама

Страницы: «« « 86   87   88   89   90   91   92   93   94  95   96   97   98   99   100   101   102   103   104  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Поршнев Б.Ф., О начале человеческой истории