Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - Биология
Поршнев Б.Ф. - О начале человеческой истории

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 168
Размер файла: 1043 Кб
Страницы: «« « 91   92   93   94   95   96   97   98   99  100   101   102   103   104   105   106   107   108   109  » »»

Однако ни из чего не следует, что типологические лексиконы орудий,
составленные археологами, отвечают лексиконам изготовителей этих изделий,
что у них вообще использовались при этом номинативные знаки. В
номенклатурах Борда и его последователей выделены и типы орудий, разница
между которыми незначительна или сводится к размерам. Нередко она является
всего лишь функцией механических отличий или свойств раскалываемости пород
использованного камня. Тем более из статистического метода не проистекает,
чтобы археоантропы, палеоантропы, кроманьонцы сами осуществляли
количественные подсчеты разных вариантов обработки камня и регулировали
свою деятельность этими цифрами, т. е. количественными нормативами своей
культуры. Следует, напротив, полагать, что количественные пропорции
вариантов воспроизводились более или менее одинаково при смене поколений,
вернее, в непрерывной цепи стареющих и .подрастающих, с такой же
бессознательностью, с такой же автоматичностью, с какой в живой природе
воспроизводятся многие сложные акты поведения и материальные предметы
(норы, гнезда, межевые признаки, делящие охотничьи угодья, плотины), но с
неизмеримо возросшей ролью фактора прямого имитативного контакта.

В какой-то мере устойчивость набора каменных "орудий" может зависеть, как
уже сказано, от наличных в данной местности типов сырья (гальки, желваки,
выходы вулканических пород и пр.) и от технической взаимосвязи между числом
ядрищ и отщепов, от других материально-технических факторов. Но, видимо,
главная причина долговременной наследуемости пропорций типов обработки
камня состоит в непосредственной близости имитирующего к имитируемому
индивиду, так сказать, в межиндивидуальной плотности имитативных действий.
Согласно новейшим экспериментам , изготовление каменного "орудия" требовало
от нескольких минут максимум до получаса; высокоимитативный свидетель,
наблюдавший серии этих сменяющихся движений и получающихся предметных
эффектов, повторял и усваивал именно не отдельный маленький комплекс, а
динамические стереотипы целых цепей действий и результатов, целые долгие
комплексы операций с раскалыванием и обработкой камней. Следовательно, не
он сам, а только классификатор-археолог расчленяет его действия на малые
циклы по отдельности.

Таким образом, изобретение статистического метода в палеолитоведении
совершенно неожиданно для его авторов и поборников открыло поле для более
трезвых психологических выводов, чем прежние.

Примером этого противоречия может послужить книга Г. П. Григорьева --
исследование о мустьерской эпохе и начале верхнего палеолита . Оно очень
основательно, очень эрудировано в том, что касается археологии, геологии и
антропологии, но автор далек от современной научной психологии или
психолингвистики и поэтому нагромождает социологические и
историко-культурные фантасмагории о жизни "предплемен" мустьерского времени
(гл. X). На самом деле единственное, на что дает право археологическая
статистика, это констатировать нарастающее в мустьерское время обособление
и консолидацию биологических популяций (а не "предплемен"), связанных
имитативностью, достигающей внутри каждой такой популяции огромной силы.
Если Григорьев, накладывая на карту археологические "варианты",
обнаруживает на многих географических территориях перекрытие,
чересполосицу, в частности частичное наложение разных "вариантов" друг на
друга на окраинах, отсюда вытекает довольно наглядное представление о
некоторой диффузии и контакте смежных популяций между собой. Эти зоны
перекрытия представляют, несомненно, весьма большой палеопсихологический
интерес.

Первым этажом палеолитической имитации, который мы можем наблюдать в более
или менее изолированном или чистом виде на "олдовайской" стадии галечных
орудий, на чопперах, на дошелльских изделиях, впрочем и вообще
преобладающим в нижнем палеолите, является имитирование последовательного
комплекса движений при изготовлении либо одного типа орудий, либо
однотипного технического пучка -- ядра-отщепы. Но уже на этом нижнем этаже,
как бегло отмечено выше, палеопсихология может предположительно
констатировать, особенно при переходе от шелля к ашелю, движение от
имитации преимущественно действий по изготовлению каменного изделия к
имитации самого изделия, его стереотипной и отчетливой формы (впрочем, все
равно опирающейся в конечном счете на сигнализируемый этим предметом
имитируемый комплекс движений). Второй этаж -- имитирование уже целых
наборов изделий, различающихся между собой; вот это и есть "вариант", по
терминологии Григорьева, или "культура", по терминологии других археологов.
Наконец, третий этаж, наблюдаемый в указанных зонах перекрытия, это
имитирование сразу двух, может быть, и более, комплексов или "вариантов".
Все это показывает весьма сложную имитативную деятельность внутри
популяций, на территориях их расселении и их диффузии.

Не должна ли все-таки идти речь об "идеях", об "изобретениях" для
истолкования статистики, топографии, морфологии этих камней, обработанных
разными приемами? В таком случае все-таки необходимо было бы предположить и
соучастие языка.

Для ответа произведем небольшой арифметический расчет. Надо представить
себе, на какое число поколений приходятся прогрессивные сдвиги в
технической эволюции палеолита. "Поколение" мы условно определяем отрезком
времени 30 лет, как это принято в демографии (таким образом, от начала
Римской империи или от начала "нашей эры" до нынешнего времени сменилось
менее 70 поколений). На историю изменений в технике, морфологии, наборе
изделий нижнего палеолита (включая галечные орудия олдовайского времени)
падает цифра минимум порядка 50000 поколений. Если мы разобьем этот
нижнепалеолитический прогресс даже на 20 условных этапов (что дает
достаточно дробную шкалу мельчайших уловимых археологических сдвигов), то
на каждый этап придется величина порядка 2500 поколений. Это значит, что на
жизнь каждого поколения приходится неуловимая, менее чем двухтысячная доля
из и без этого почти неуловимого сдвига, что несоизмеримо ни с каким
явлением сознания, т. е. с психологической точки зрения равно нулю. Еще
нагляднее этот вывод, если предположить, что сдвиг осуществлялся одним
поколением из 2500, а остальные только воспроизводили "изобретение": ведь
нас интересует психология большого числа реальных индивидов, и она
оказывается абсолютно подражательной.


Страницы: «« « 91   92   93   94   95   96   97   98   99  100   101   102   103   104   105   106   107   108   109  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Поршнев Б.Ф., О начале человеческой истории