|
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 186 Размер файла: 1114 Кб Страницы: «« « 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 » »» Легенда о договоре человека с дьяволом коренится в дуализме
средневековой христианской церкви, которая сделала бога источником добра, а
дьявола виновником и воплощением зла в мире.
Христианская церковь официально исповедовала религиозный монизм; в
отличие от зороастризма и возникших под его влиянием восточных
дуалистических ересей вроде манихейства она не признавала существования двух
равноправных богов, доброго и злого: дьявол был, по ее учению, мятежный
ангел, отпавший от бога, не властный в конечном счете, несмотря на свои
мнимые победы над слабостью людской, сопротивляться всемогуществу божию.
Однако все попытки философии, опиравшейся на церковное учение, примирить
всемогущество и всеблагость божества с существованием зла на земле,
воплощенного в дьяволе, по необходимости оставались безуспешными. На
основной вопрос христианской "теодицеи", который еще в начале XIX века
ставил Байрон устами мятежного Каина, "первого убийцы": "Отец мой говорит:
"Он всемогущ, Он весь - добро". - Зачем же зло есть в мире?", - единственным
ответом мог служить лишь религиозный софизм, согласно которому бог
пользуется дьяволом для достижения своих целей - для испытания праведных и
наказания грешных. В бытовом представлении средневекового человека дьявол
фактически становился столь же могущественным, как бог, по крайней мере в
пределах земной жизни, и это объясняло, если не оправдывало в философском
смысле, существование зла и страдания на земле.
С дуализмом тесно был связан аскетический характер официальной
средневековой церковной идеологии и морали: отрицание земной жизни и ее
радостей как царства дьявола во имя "потустороннего" мира, царства божия. С
точки зрения средневекового аскетизма богатство, почести, слава, плотская
любовь, светская мудрость, не основанная на религии, были "соблазнами"
дьявола. Церковь учила словами своих апостолов: "Не любите мира, ни того,
что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире:
похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира
сего". (Послание Иоанна Богослова, 1, 2, 15-16.) С превращением христианства
из религии рабов в господствующую церковь рабовладельческого, а потом
феодального общества, в его идеологическую опору это аскетическое
религиозное мировоззрение должно было вступить в противоречие с реальными
"земными" потребностями господствующих классов. В полной мере оно сохраняло
свою силу лишь по отношению к бедным и обездоленным - как проповедь
покорности "властям предержащим" и обещание небесной награды за реальные
земные страдания.
В борьбе с язычеством древнее христианство в силу своего спиритуализма
не отрицало в принципе существования языческих богов: оно объявило их злыми
демонами, врагами христианского бога. Так, богиня Венера превратилась в
средневековой немецкой легенде в "госпожу Венеру" (Frau Venus), дьяволицу
(Teufelin), совращающую рыцаря Тангейзера соблазнами чувственной, плотской
любви (как позднее греческая Елена - героя легенды о Фаусте); Диана,
согласно средневековым суевериям, предводительствует "стритами"
(колдуньями), которые совершают ночной полет вместе с демонами на шабаш
ведьм, и т. п. По словам Вальтера Мапа, писателя XII века ("De nugis
curialium"), надо верить Августину и прочим отцам древней церкви, что
Церера, Вакх, Пан, Приап, фавны, сатиры, сильваны, дриады, наяды и ореады
"все суть действительные бесы" {Н Сперанский. Ведьмы и ведовство. М.. 1904,
стр. 94. прим. 1}. Соответственно этому жрецы языческих богов являются
слугами дьявола, колдунами, "магами", творящими чудеса с помощью нечистой
силы. Самое слово "маг" - иранского происхождения, в античном мире оно
обозначало зороастрийского жреца {И. М. Дьяконов. История Мидии. М., 1956,
стр. 378-379.}. Средневековые писатели считали Зороастра (Заратуштру)
основателем "черной", т. е. дьявольской, магии {См.: народную книгу о Фаусте
Видмана (Kloster, II, стр. 767).}; к древним магам принадлежат также
египтяне и "халдеи", т. е. представители тех восточных религий и культов,
которые, как и само христианство, широким потоком проникли в Римскую империю
из ее восточных владений в период разложения рабовладельческого общества и
были долгое время соперниками христианства.
Этой "дьявольской", языческой магии христианская церковь
противопоставила свою магию, выросшую частично из сходных представлений,
частично под влиянием языческих культов: таинства, дары "святого духа",
культ священных изображений и святых, магическую силу их мощей и реликвий,
крестного знамения и "святой воды", веру в силу молитвы как магической
формулы, в чудеса, совершаемые с помощью бога, ангелов и святых. Уже Ветхий
завет рассказывал о состязании в чудесах между Моисеем и волхвами
египетского фараона, между пророком Ильей и жрецами Ваала, в котором слуги
дьявола были посрамлены слугами божьими. С точки зрения средневекового
религиозного дуализма борьба между богом и дьяволом и слугами того и другого
ведется теми же чудодейственными средствами и с тем же конечным результатом.
"Если магия находится в руках церкви, она не преступна; если сна в руках ее
врагов - она осуждена. Чудеса обеих магий одинаковы", - констатирует русский
исследователь легенды о Фаусте. "Можно сказать, что колдовство это
незаконное чудо, а чудо - законное колдовство" {Белецкий. V, стр. 66.}.
Когда конкурировавшие с древним христианством языческие религии были
уничтожены, остались существовать в условиях своеобразного бытового
двоеверия колдовство, знахарство, гадание: лечение людей и скота частью
магическими заговорами, частью средствами народной медицины, заговаривание
погоды, приворотные зелья, толкования снов и предсказания будущего и т. п.,
осуществляемые - не только "на пользу", но и во вред людям, злонамеренно, -
либо с помощью общепринятых "народных" средств, либо профессионально,
колдунами и особенно колдуньями, ворожеями и гадальщицами, освоившими
двойное наследие местных народных верований и суеверий и "ученой" магии
книжного - античного, восточного или церковно-христианского происхождения.
Церковь издавна осуждала подобную магическую практику как наследие
язычества и "служение дьяволу", как о том свидетельствует уже обращение
Вормского собора к императору Людовику Благочестивому, сыну Карла Великого
(829): "К великому нашему прискорбию должны мы сообщить Вам, что в Вашей
стране от времен язычества еще остается множество опасных лиходеев,
занимающихся волшебством, ворожбой, метаньем жеребьев, варкой зелий,
снотолкованием и т. п., каковых божеский закон предписывает наказывать
нещадно. Не подлежит сомнению, что лица обоего пола с помощью нечистой силы
любовными напитками и яствами лишают других рассудка. Эти люди своим
колдовством наводят даже бури и град, предсказывают будущее, перетягивают от
одних к другим верно с поля, отнимают молоко у коров и вообще совершают
бесчисленное множество подобного рода преступлений. Подобные лиходеи тем
строже должны наказываться государем, чем дерзновеннее они осмеливаются
таким путем служить дьяволу" {Н. Сперанский. Указ. соч., стр. 68.}.
Однако систематическая борьба католической церкви против ведовства как
Страницы: «« « 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |