|
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 186 Размер файла: 1114 Кб Страницы: «« « 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 » »» труда, ограничивающее, создающее однобокость влияние которого мы так часто
наблюдаем у их преемников" {К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр.
346-347.}.
Разумеется, универсальные умы эпохи Возрождения, ученые и философы, при
всем своем относительном свободомыслии лишь в редких случаях приближались к
последовательному материализму и атеизму, меньше всего в отсталой в
экономическом и культурном отношении Германии XVI века, где гуманистическое
движение было тесно связано с богословской критикой, положившей начало
реформации. К тому же и самые передовые среди гуманистов обычно вынуждены
были ради личной безопасности скрывать свое философское вольномыслие под
официальной маской конформизма, в особенности с середины XVI века, когда
ожесточенная религиозно-политическая борьба, связанная с успехами
реформации, вызвала в обоих лагерях жестокую церковную реакцию и суровые
преследования "вероотступников". Однако и независимо от этого большинство
ученых и мыслителей эпохи Возрождения были сторонниками пантеистических
натурфилософских доктрин, более или менее приспособлявшихся к
господствующему церковному учению. В духе итальянского платонизма XV века
они рассматривали вселенную как живое, органическое целое, "макрокосм", и
верили в наличие в природе духовных сил, управляющих явлениями материального
мира, сил, которые человек, проникший в тайны природы, может подчинить
своему разуму и своей власти.
Эти идеи вполне соответствовали уровню науки того времени (в конечном
счете - уровню развития производства и техники): химия еще не отделилась от
алхимии, астрономия от астрологии, медицина от эмпирического знахарства и
лечения заклинаниями. Свободомыслие нередко сочеталось с суевериями. Черной
магии противопоставлялась магия "естественная" ("натуральная") - результат
проникновения в "тайны" природы и овладения ими. Эксперимент преследовал
мнимо научные задачи: делать золото, лечить от всех болезней, создать
"эликсир жизни" или "философский камень". Искание истины, бескорыстная жажда
знаний нередко переплетались с корыстными, земными целями: иметь успех,
почет, богатство и славу, которые могли дать искусному магу - астрологу,
алхимику или медику - его знатные покровители и адепты.
В суеверных представлениях людей XVI века, в особенности в Германии,
ученые такого типа обычно получали славу чернокнижников. Их универсальные
знания, их занятия натурфилософией, астрологией и алхимией, их успехи и
слава приписывались, как и прежде, содействию демонических сил, "договору с
дьяволом", о них слагались те же демонологические легенды, как и об их
предшественниках, средневековых ученых-магах. Такие легенды окружали в
особенности имена ученого аббата Иоганна Тритемия (1462-1516) и двух его
учеников и друзей - знаменитых в свое время Агриппы Неттесгеймского
(1486-1533) и Теофраста Парацельса (1493-1541), выдающегося врача-эмпирика и
натурфилософа. Из них двое первых неоднократно упоминаются в сообществе
исторического Фауста {Демонологические рассказы об аббате Тритемии и Агриппе
Неттесгеймском прнводит Лерхеймер (1585). См.: "Тексты", I. 29е.}.
Аббат Иоганн Тритемий (Johannes von Tritheim), ученый богослов,
натурфилософ и историк {См.: "Leben des Abies von Tritheim", - Kloster, III,
стр. 1012-1064. - Ср.:; "Тексты", I, 1. прим.}, заслужил славу чернокнижника
своим сочинением "Стеганография" (буквально "Тайнопись", 1499), в котором,
выступая против черной магии, он защищает магию "естественную", основанную
на проникновении в "тайны" природы. Монахи относились с подозрением к его
учености и заставили его в 1507 году сложить с себя управление аббатством
Шпонхейм (Sponheim). Одно из его сочинений попало в "индекс запрещенных
книг". В письме к своему другу, математику Иоганну Капилларию в Париже
(1507), он защищается от возводимых на него обвинений в черной магии. Он
ничего не писал и ничего не делал "чудесного", и тем не менее "толпа"
считает его чернокнижником и утверждает, будто он воскрешал мертвых, вызывал
духов из ада, предсказывал будущее, изобличал и "вязал" своими заклинаниями
воров и разбойников. Все это, однако, ложь, никогда он подобными делами не
занимался, и если он читал большинство книг о чародеях, то не для того,
чтобы подражать им, а чтобы бороться с этими отвратительными суевериями
{Witkоwski, стр. 313.}. Тритемий пользовался покровительством императора
Максимилиана I и находился с ним в ученой переписке. О нем ходили рассказы,
позднее частично отложившиеся в легенде о Фаусте, будто он показал
императору его умершую супругу, Марию Бургундскую, в образе столь сходном,
что император узнал родимое пятно на ее шее (см. народную книгу о Фаусте,
гл. 33 н прим. 45; сюжет этот был обработан Гансом Саксом); находясь на
постоя" лом дворе, где нечего было есть, он будто бы постучал в окно (как
это раньше рассказывалось об Альберте Великом, см. выше, стр. 268), и тотчас
стол был уставлен лучшими яствами (ср.: Тексты, I, 29е и прим.).
Генрих Корнелий Агриппа из Неттесгейма, в молодости секретарь
императора Максимилиана I, дипломат, военный, юрист, профессор, человек
универсальной учености, богослов, натурфилософ и врач {См.: A. W. Ward, I.
с., стр. 113-115. - На русском языке: Ж. Оpсье. Агриппа Неттесгеймский.
Перевод под редакцией и с вступительной статьей Валерия Брюсова, М., 1913.},
известен был сочинением "О неверности и тщете наук и искусств" ("De
incertitudine et vanitate scientiaruro et arlium", 1531), язвительной
сатирой на схоластическую средневековую науку, и книгой "Об оккультной
философии" ("De осculta philosophia", 1536), в которой он защищал, как и его
учитель Тритемий, "естественную" магию. Агриппа был близок одно время к
реформационному движению, и хотя он не порвал с католической церковью, тем
не менее неоднократно подвергался преследованиям фанатических монахов,
вынуждавших его переезжать из одного города в другой. Его нападки на нравы
двора вызвали немилость императора Карла V, который окончательно изгнал его
из своих владений. Он умер бездомным скитальцем по дороге между Греноблем и
Лионом.
Молва рано ославила Агриппу как чернокнижника. О нем рассказывали (как
о папе Сильвестре II и позднее о Фаусте), что дьявол сопровождал его в
образе черной собаки (Тексты, 1, 29е и прим.). После его смерти в защиту его
памяти от обвинений в чернокнижье выступил его ученик Иоганн Вир, человек
гуманный и просвещенный (Тексты, I, 18, прим.). В своем сочинении "О чудесах
демонов" ("De praestigiis demonum", II, 5) Вир, между прочим,
свидетельствует на основе своего личного знакомства с Агриппой, что собака
его, прозванная Monsieur, была "обыкновенной собакой мужского пола": "не раз
в моем присутствии он спаривал ее с сукой, имевшей кличку Mademoiselle"
(обстоятельство, свидетельствовавшее, очевидно, против демонической природы
этой собаки).
Многие из этих рассказов, имеющих традиционный характер и типичных для
"фольклора чернокнижника", в дальнейшем перенесены были на популярную
личность Фауста.
Страницы: «« « 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |