Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 113   114   115   116   117   118   119   120   121  122   123   124   125   126   127   128   129   130   131  » »»

франконского,  в  кругу  людей,  связанных  между  собою   (как   показывают
исторические документы) семейными и  дружескими  отношениями  и  зараженных,
подобно Зиккингену и Штауфенам, отчасти  в  силу  некоторой  образованности,
модным вкусом "ко всему мистическому", Фауст славился в  особенности  своими
гороскопами и удачными предсказаниями.  Это  отразилось,  в  соответствии  с
действительностью,  и  в  народной  книге  (гл.   18),   которая,   конечно,
приписывает успех его астрологической "практики" непосредственной помощи его
демонического спутника.
     Характерно,  однако,  что  в  отличие  от  своих  более  счастливых   и
знаменитых соперников  вроде  Агриппы  Неттесгеймского  Фауст,  если  судить
только по документальным сведениям, не подымается в  общественном  отношении
выше мелкого  городского  дворянства  и  бюргерского  патрициата,  имперских
рыцарей и мелких феодальных князей. Покровительство вольнодумствующих князей
церкви,  епископа  Бамбергского  и  архиепископа  Кельнского,   представляет
вершину его общественной карьеры.  Сообщения  о  его  пребывании  при  дворе
императора, французского короля  и  других  более  крупных  государей  имеют
легендарный или исторически не достоверный характер.
     Необходимо отметить еще две социальные группы, не засвидетельствованные
прямым  образом  в  исторических  документах,  но  занимавшие,   несомненно,
существенное место в бытовом  окружении  исторического  Фауста  и  сыгравшие
большую роль в последующем превращении его истории в легенду. Это,  с  одной
стороны,  студенческие  круги,  с  которыми   Фауст   неизменно   связан   в
литературных отражениях легенды;  с  другой  стороны,  те  широкие  народные
массы,  мелкие  горожане  (торговцы,  ремесленники)  и  крестьяне,   которые
выступают как зрители, слушатели и участники, одним словом  -  как  активный
социальный фон его чудесных приключений.
     Был  ли  Фауст  профессором  в  Эрфурте,   Виттенберге,   Ингольштадте,
Гейдельберге, т. е. получил ли он право читать лекции в тех университетах, с
которыми его связывает история  и  легенда,  решить  невозможно:  во  всяком
случае  в  официальных  документах  этих   университетов   такой   факт   не
зарегистрирован.  Однако  не  случайно  Фауст  в  народной  книге  постоянно
выступает в окружении студентов, которые являются его  учениками,  адептами,
собеседниками и собутыльниками, а народная  книга  Видмана  отсылает  нас  к
записям, циркулировавшим в  студенческой  среде,  как  к  одному  из  прямых
источников  своего  рассказа  (см.  ниже,   стр.   288).   Любознательность,
соединенная с легковерием, свободомыслие и самостоятельные поиски истины  за
гранями дозволенного схоластической богословской  премудростью,  свобода  от
моральных предрассудков и вольные нравы характерны для  этой  среды.  К  ней
принадлежали  (хотя  и  в  более  высоком  смысле)  и  прославленный  кружок
эрфуртских гуманистов, авторов "Писем темных людей" (1517-1519), и, позднее,
английский драматург Кристофер Марло, в гениальной обработке которого  образ
Фауста сделался выражением духовных устремлений и  душевной  трагедии  людей
этого типа. Лютер и представители лютеранской ортодоксии одинаково  обличали
как гуманистов, так и людей, подобных Фаусту, в "эпикуреизме",  тщеславии  и
умственной "дерзости",  видя  в  них  жертвы  дьявольских  соблазнов.  Но  в
представлении адептов из  этой  студенческой  среды,  участников  не  только
магических "опытов"  Фауста,  но  и  его  дружеских  пирушек,  образ  Фауста
принимал черты смелого и бесстрашного искателя  тайных  знаний  и  запретных
путей. Это восприятие личности Фауста отразилось наиболее ярко в "Эрфуртской
хронике" и в основанных на ней дополнительных  главах  народной  книги  1590
года (стр. 103 и cл. наст. изд.), в особенности в замечательном  рассказе  о
том, как Фауст читает в университете лекцию о Гомере и по просьбе  студентов
вызывает тени героев древности.
     С народной  средой  исторический  Фауст  был  связан,  как  мы  видели,
реальными  условиями  жизни   "странствующего   школяра".   Народная   книга
неоднократно показывает нам своего героя не только при княжеских дворах,  на
пышных празднествах и пиршествах, но также на постоялых дворах и в городских
трактирах, где его действительно видели в свое время Тритемий и Муциан  Руф,
в крестьянских харчевнях, на ярмарках и просто  на  большой  дороге,  потому
что, по наивному сообщению Шписа, "у доктора Фауста был обычай,  что  он  ни
верхом, ни в повозке, а только пеший являлся туда, куда его звали" (гл. 50):
характерная социальная  черта,  прочно  сохранившаяся  в  традиции  народных
рассказов о Фаусте, но  мало  подходящая  для  чародея,  который  мог  легко
переноситься с места на место по воздуху.
     В этих рассказах Фауст изображается  с  добродушным,  порою  грубоватым
народным юмором, характерным для немецких шванков, но без всякого осуждения,
скорее даже с  некоторой  симпатией  к  его  мастерству  и  проворству,  как
рассказывается и о проделках (тоже не  всегда  невинных)  другого  народного
героя  -  Тиля  Эйленшпигеля.  На  Фауста  в  устной   традиции   постепенно
переносятся, как это происходит  и  с  Тилем,  различные  бродячие  анекдоты
фольклорного происхождения, рассказывавшиеся  ранее  или  одновременно  и  о
других  подобных  кудесниках.  Мы  знаем  эти  анекдоты  преимущественно   в
письменных вариантах ученых современников, писавших о магии, - Иоганна  Вира
(1568),  Андреаса  Хондорфа  (1568),  Бенедикта  Аретия  (1575),  Вольфганга
Бютнера (1576), Августина Лерхеймера (1585) и др., но это отнюдь не  значит,
что они только переписывались из одной книги в другую, как  нередко  склонны
были думать немецкие филологи.
     Письменные  записи  фольклора  являются  лишь   свидетельствами   живой
фольклорной  традиции,  о  существовании  которой  говорят   и   перенесение
популярного анекдота с одного исторического или вымышленного лица на другое,
и частые контаминации традиционных сюжетов, и их видоизменения и варианты, и
обессмысление отдельных непонятных подробностей -  явления,  с  которыми  мы
сталкиваемся неоднократно при сопоставлении народной книги с  более  ранними
письменными источниками (ср. примечания к разделу II).
     Эта непрерывно  растущая  с  середины  XVI  века  фольклорная  традиция
свидетельствует о том, что Фауст  становится  не  только  популярным,  но  и
любимым  героем  народной   легенды,   гораздо   более   близким   народному
воображению,  чем   его   ученые   и   знатные   соперники   вроде   Агриппы
Неттесгеймского  или  аббата  Тритемия.  Уже  в  1561  году  Конрад  Гесснер
констатирует "особую  известность",  которую  снискал  себе  "не  так  давно
скончавшийся Фауст" (Тексты, I, 14). Автор  "Циммерской  хроники",  писавший
около 1565 года, т. е. примерно через четверть  века  после  смерти  Фауста,
говорит, что "этот Фауст за свою жизнь совершил так много чудесных дел,  что
их хватило бы на сочинение целого трактата"  (Тексты,  I,  16а).  Еще  через
полстолетия, в  1602  году,  вскоре  после  выхода  народной  книги,  Филипп
Камерарий, отец которого Иоахим в 1536 году знал Фауста  лично  (Тексты,  I,
9), писал об этом "маге и шарлатане, запечатлевшемся в памяти наших  отцов",
что "в народе нет почти человека, который не  мог  бы  привести  какого-либо
примера, свидетельствующего о его искусстве" (Тексты, I, 35).
     Еще  при  жизни  Фауста  ходили  рассказы  о  его  чудесных  проделках,

Страницы: «« « 113   114   115   116   117   118   119   120   121  122   123   124   125   126   127   128   129   130   131  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте