|
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 186 Размер файла: 1114 Кб Страницы: «« « 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 » »» свидетельствовать о силе христианской церкви, побеждающей козни дьявола, о
возможности прощения грешника через покаяние, о спасительной роли
заступничества святых и в особенности богоматери. Такие развязки
наличествуют в ряде других легенд, представляющих по своему сюжету известное
сходство с повестью о Феофиле. Одна из таких легенд рассказывает о рыцаре
("Militarius") {Латинский стихотворный текст см.: Kloster, II, стр. 155-164.
- Ср.: Faligan, стр. XIII; Белецкий, V, стр. 64-65.}, который, промотав свое
состояние, через чернокнижника искал помощи дьявола, но, отрекшись от Христа
и от веры, не мог произнести хулы на богоматерь, и она спасла его душу от
гибели. Другой рыцарь, также оказавшийся в бедственном положении, продал
дьяволу за золото свою благочестивую жену и повез ее в лес в условленное
место. По дороге женщина помолилась в часовне богоматери, и та, усыпив ее,
облеклась в ее одежды и приняла ее вид. Посрамленный дьявол в ужасе бежал
{Ein hubsch Lied von einem Ritter und seiner Frau. См.: Kloster, II, стр.
176-177. - Ср.: Faligan, стр. XIII.}.
Обе названные легенды сравнительно позднего происхождения (XIII век),
но также скоро получили широкое литературное распространение. Первая
записана впервые монахом Цезарием Гейстерсбахским в его "Диалоге о чудесах"
("Dialogue miraculorum", 1220), где суеверный автор собрал немало
демонологических рассказов, традиционных и современных, в правдивости
которых он был совершенно убежден. По поводу "Милитария" он утверждает,
будто происшествие это имело место всего пять лет назад в местечке Флорессе
близ Лютиха и что существуют люди, которые были его свидетелями {См.: H.
Сперанский, Указ, соч., стр. 99.}.
Демонологические легенды указанного типа, несмотря на их популярность в
средневековой литературе, не могут считаться прямыми источниками легенды о
Фаусте, за исключением, может быть, отдельных мотивов, сказания о
Симоне-маге. Они показывают лишь общее направление мысли и развития
поэтических образов в рамках средневекового церковного мировоззрения.
Характерно в особенности, что рассказы подобного рода относились не только к
отдаленному, легендарному прошлому, освященному церковным преданием, но как
рассказ о милитарии или о рыцаре и его жене и к реальной обстановке
современной жизни, прикрепляясь нередко к историческим или современным,
общеизвестным или частным именам.
Как уже было сказано, в борьбе между господствующей католической
церковью и антицерковной оппозицией народных и иных ересей обвинение в
колдовстве и сношениях с дьяволом стало острым политическим оружием в руках
папской инквизиции. К помощи церкви в нужных случаях прибегала и светская
власть. Так, французская народная героиня Жанна д'Арк, попав в руки
англичан, осуждена была церковным судом на сожженье как колдунья, согласно
хронике Холиншеда - как "неверная и проклятая", виновная "в кровопролитии и
возбуждении вражды с помощью дьявольского колдовства и волхвования" {A. W.
Ward. Old English Drama. Oxford. 1892, стр. XXXVI.}. Шекспир или его
соавторы вслед за Холиншедом, своим главным историческим источником,
принимают в "Генрихе VI" эту традиционную английскую версию.
Антицерковная оппозиция против папы как главы католической церкви также
пользовалась обвинениями в колдовстве. Такие обвинения исходили не только от
еретиков или сторонников церковной реформы, но выдвигались в борьбе между
империей и папством, между папами и "антипапами", ставленниками различных
церковных партий или светских государств. Сопровождаемая взаимными
обвинениями религиозного, морального и политического характера, отлучениями
от церкви, военными столкновениями и жестокими расправами с противниками,
борьба эта породила в народе множество легенд о папах-вероотступниках,
получивших папский престол не за заслуги перед церковью, а с помощью
дьявола, которому они продали свою душу, и запятнавших себя бесчестной
жизнью, развратом, стяжательством и симонией, жестокостями и преступлениями
всякого рода. Такие рассказы приписывались в особенности "схизматическому"
кардиналу Беннону, главе императорской партии в период борьбы между
императором Генрихом IV и папой Григорием VII. Их повторяли и умножали в
эпоху реформации последователи Лютера, для которых католическая церковь была
в буквальном смысле "орудием дьявола", "вавилонской блудницей", а сам папа -
"слугой сатаны". Собрание таких антипапских легенд содержат, например,
комментарии Видмана, ортодоксального лютеранина, к составленной им в 1599
году народной книге о Фаусте (см. ниже, стр. 302) {См.: Kloster, II, стр.
770-786. - Ср.: Kiesewetter, стр. 120-126.}.
Подобные легенды, сложившиеся в разное время, существовали о папах
Иоанне XIII (965-972), Сильвестре II (998-1003), Иоанне XIX (1003-1009),
Бенедикте IX (1012-1024), Иоанне XX (1024-1033), Бенедикте X (1033-1054),
Григории VII (1073-1085), Иоанне XXII (ум. 1277), Григории IX (1370-1378),
Павле II (1464-1471), Александре VI Борджиа (1492-1503) и др.
Папа Сильвестр II, в миру носивший имя Герберт, славился своей
ученостью. Согласно легенде, он получил ее в молодости от дьявола, обучаясь
в Толедо у мавританского чернокнижника, у которого он похитил с помощью его
дочери его магическую книгу. Дьявол сделал его папой и всегда сопровождал
его в образе черного лохматого пса - один из постоянных мотивов
демонологических легенд, впоследствии перенесенный и на Фауста (Тексты, I,
12 и прим.). Немецкий миннезингер Вальтер фон дер Фогельвейде, сторонник
императорской партии, в своих обличительных шпрухах утверждал, что "порча"
папства пошла от кудесника Герберта (конец ХII веке) {Die Gedichte Wahners
von der Vogelweide, herausg. v. Hermann Paul. Halle, 1930 (Altdeutsche
Textbibliothek, Э 1), стр. 90. - Ср. латинское стихотворение о Герберте
(XIII век): Kloster, II, стр. 169-170.}.
Григорий VII, прославившийся в истории своей борьбой с императором
Генрихом IV, был, согласно антипапской легенде, астрологом и имел магическое
зеркало, помогавшее ему распознать, что затевают его враги. Он получил
папский престол с помощью дьявола, уничтожив шестерых своих соперников. По
наущению дьявола он ввел безбрачие духовенства, чтобы умножить разврат
(мысль, получившая развитие в особенности у Лютера, см. ниже, стр. 296). По
истечении срока договора дьявол явился за ним в образе огромного черного
мавра и унес его душу в адское пламя.
Разврат и злодеяния папы Александра VI Борджиа (как и ряда его
предшественников) антипапская легенда объясняет наущениями дьявола, с
которым Александр вступил в союз с молодых лет, что и позволило ему
сделаться папой. Когда истек срок договора, Александр нечаянно отравился
ядом, который сын его. Цезарь Борджиа, приготовил для непокорных кардиналов.
В то время как папа умирал, один из его приближенных вошел в его потайной
кабинет и увидел дьявола в папском убранстве, сидящего на престоле, который
встретил его кощунственными словами: "Ego sum Papa!" ("Я - папа!"). Мотив
этот, по Видману. был использован бурным гением Ф.-М. Клингером в его романе
"Жизнь Фауста" (см. ниже, стр. 359).
Страницы: «« « 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |