Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 109   110   111   112   113   114   115   116   117  118   119   120   121   122   123   124   125   126   127  » »»

2

     Фауст  -  лицо  историческое.  На  основании  личных   встреч   о   нем
свидетельствуют, между 1507 и 1540 годами,  многие  известные,  а  иногда  и
малоизвестные  современники:  Иоганн  Тритемий,  ученый  аббат  Шпонгеймский
(1507); эрфуртскмй гуманист Муциан Руф, друг Рейхлина к Ульриха фон  Гуттена
(1513); реформатор Филипп Меланхтон, ученик и ближайший соратник  Лютера,  и
со слов Меланхтона его ученики  по  Виттенбергскому  университету  -  Иоганн
Манлий (1563) и Августин Лерхеймер (1583-1597); гуманист  Иоахим  Камерарий,
также учившийся в  Эрфурте  и  в  Виттенберге  и  связанный  как  с  кружком
эрфуртских гуманистов, так и с виттенбергскими реформаторами (1536); молодой
немецкий  "конквистадор"  Филипп  фок  Гуттен,  двоюродный   брат   Ульриха,
военный-начальник Венесуэлы  (1540);  протестантский  богослов  Иоганн  Гаст
(1548), встречавший Фауста в свои молодые годы в  Базеле  (1525);  ничем  не
прославленный Килиан Лейб, настоятель монастыря Ребдорф  около  Ингольштадта
(1528); вероятно, встречал его  и  ученый  врач  Филипп  Бегарди  из  Вормса
(1539). Ему покровительствовал Франц фон Зиккинген (1507), друг Ульриха  фон
Гуттена,  позднее  известный  как  вождь  рыцарского  восстания  1523  года;
рассказывают о его  дружбе  с  аббатом  Маульброннского  монастыря  Иоганном
Энтенфусом (1516; Тексты, I, 38 и прим.); просвещенный  епископ  Бамбергский
Георг III заказывает ему свой гороскоп (1520);  существуют  сведения  о  его
пребывании при дворе  архиепископа  Кельнского  Гебхарда  Трухзеса,  позднее
перешедшего в лютеранство (Тексты, I, 27); возможно, что его  имеет  в  виду
как своего конкурента Агриппа Неттесгеймский, столкнувшийся в 1528 году  при
дворе французского короля Франциска I  с  магом-демонологом,  выписанным  "с
большими затратами" из Германии (Тексты, I, 8 и прим.).
     Мы слышим в разное время от этих лиц о пребывании Фауста в Гельнгаузене
(Гессен), Крейцнахе (Пфальц), Вюрцбурге, Хасфурте (1506-1507), возможно -  в
Гейдельберге  {1509'),  в  Эрфурте  (1513),  Маульбронне  в  Швабии  (1516),
Бамберге (1520), Базеле (1525), Ингольштадте в Баварии  (1528),  Виттенберге
(до 1532; Тексты, I, 15), снова в  Вюрцбурге,  где  его  адептом  был  юрист
Даниэль Штибар (см. письмо к нему Иоахима Камерария, 1536; Тексты,  I,  9  и
прим.), в Кельне (в 1530-х годах), в Батенбурге на р.  Маас  близ  Гельдерна
(Тексты, I, 18), в конце жизни - во владениях графов Штауфен в Брейсгау,  на
верхнем Рейне (согласно "Циммерской хронике", до 1540 года; Тексты, I, 16б).
Менее достоверны сведения  о  его  пребывании  в  Париже  при  дворе  короля
Франциска I (1528), в Венеции, где  он  будто  бы  неудачно  пытался  летать
(согласно  рассказу  Меланхтона;  Тексты,   I,   13),   в   Нюрнберге,   при
императорском дворе в Вене,  Праге  или  Инсбруке,  в  Зальцбурге  и  других
местах,  к  которым  прикрепились  позднейшие  рассказы  о  его  "волшебных"
проделках и приключениях. Как свидетельствует в 1539 году уже названный врач
Бегарди,  "несколько  лет  тому  назад  он  странствовал  по  всем   землям,
княжествам и королевствам, похваляясь своим великим искусством не только  во
врачевании, но и в  хиромантии,  нигромантии,  физиогномике,  в  гадании  на
кристалле и в прочих таких вещах" (Тексты, I, 10).
     Наименее определенны и достоверны, как это и понятно для  такого  лица,
как Фауст, те сведения, которые сохранились о месте его рождения и  о  годах
его молодости, предшествующих его широкой  славе.  Меланхтон,  по  сообщению
Манлия, и последующая  традиция,  поскольку  она  опирается  на  Меланхтона,
считают  Фауста  уроженцем  городка  Книтлинген  (Манлий  пишет  неправильно
"Кундлинг"; Тексты, I, 15 и прим.), находящегося в  северо-западной  Швабии,
близ г. Бреттен в Пфальце, где родился сам Меланхтон. Во всяком случае,  как
явствует из рассказа Манлия, Меланхтон знал  в  детстве  человека  по  имени
Фауст, которого он отождествлял  впоследствии  с  известным  чернокнижником.
Местные  предания,  правда  -  позднего  времени  (1752),  подтверждают  эту
локализацию (Тексты, I, 38а) {В  настоящее  время  в  Книтлингене  находится
"Музей Фауста" и научное общество по изучению  Фауста  (Faust-Gesellschaft),
выпускающее периодическое издание "Faustblatter".}.
     С другой стороны,  согласно  народной  книге  Шписа,  Фауст  родился  в
местечке Рода близ Веймара  (см.  гл.  1),  скорее  всего  потому,  что  все
действие книги перенесено составителем в соседний Виттенберг,  город  Лютера
(см. ниже, стр. 296). Изолированный характер  носит  свидетельство  народной
книги в редакции Видмана  (1599),  согласно  которому  Фауст  происходил  из
местечка Зонведель (Зальцведель) в Ангальте:  оно  подсказано  приключениями
Фауста при дворе графа Ангальтского (гл. 44 и 44а) и, вероятно, возражениями
Лерхеймера против Шписа (Тексты, I, 33).
     Большего  внимания  заслуживает  локализация  Фауста  в   Гейдельберге,
встречающаяся  в  официальном  документе  -  постановлении   магистрата   г.
Ингольштадта (1525) о высылке из города  лица,  "называвшего  себя  доктором
Георгом Фаустом из Гейдельберга" (Тексты, I,  6).  Согласно  письму  Муциана
Руфа, хиромант, прибывший в 1513 году в Эрфурт, также именовал себя "Георгий
Фауст, гейдельбергский полубог"  (Тексты,  I,  3  и  прим.).  Однако  чтение
последнего  слова  представляет  конъектуру  (Hemitheus  вместо  непонятного
Helmitheus в  рукописи  письма)  {См.:  Kiesewetter,  стр.  9.},  которая  в
настоящее  время  оспаривается:  возможно,  что  Муциан  Руф  указывает   на
Гельмштедт близ Гейдельберга (Helmstetensis). с которым связывает  Фауста  и
приор Килиан Лейб (Тексты, I, 7 и прим.).
     Связь Фауста с Гейдельбергом,  как  полагают  некоторые  исследователи,
отражена  и  в  другом  документе:   в   списках   философского   факультета
Гейдельбергского университета в 1509 году  числится  среди  студентов  некий
Иоганн Фауст, уроженец города Зиммерн (Пфальц) в  архиепископстве  Майнцском
(недалеко от Гейдельберга). В том же 1509 году  этот  Иоганн  Фауст  получил
ученую степень бакалавра одновременно с 15 другими лицами  (Тексты,  I,  2).
Указание это перекликается с народной книгой Шписа, по которой Фауст получил
степень магистра богословия (в Виттенберге) одновременно с 16 другими лицами
(гл. 1). Однако сведения эти нельзя считать вполне  достоверными,  поскольку
фамилия Faust часто встречается в университетских книгах того времени  {См.:
Witkowski, стр. 307.}. Они к тому же плохо согласуются  с  письмом  Тритемия
(Тексты, I, 1), из которого видно, что Фауст уже в 1505 году  именовал  себя
магистром и  выступал  отнюдь  не  как  студент,  а  как  философ  и  "глава
некромантов". Остается предположить, что молодой Фауст, если это то же самое
лицо, присвоил себе не принадлежавший ему ученый титул,  как  и  предполагал
Тритемий, когда он утверждал, что этому человеку "более  приличествовало  бы
именоваться  невеждой,  чем  магистром".  Позднее   Фауста   в   официальных
документах титуловали уже доктором (Тексты, I, 4 и 6), и в устном  предании,
как и в народной книге, за ним сохранился этот титул.
     К Меланхтону  (Манлию)  восходит  и  известие,  будто  Фауст  учился  в
Краковском  университете,  где  в  то  время  "публично  преподавали  магию"
(подразумевается так называемая "естественная" магия  в  отличие  от  черной
магии или чернокнижия). Сведения эти повторяют позднейшие авторы,  следующие

Страницы: «« « 109   110   111   112   113   114   115   116   117  118   119   120   121   122   123   124   125   126   127  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте