Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 118   119   120   121   122   123   124   125   126  127   128   129   130   131   132   133   134   135   136  » »»

Шаматольский установил, что такой источник действительно существовал, хотя и
не дошел до нас: это "Эрфуртская хроника" Килиана Рейхмана,  составленная  в
1550-х годах и продолженная затем его шурином (Schwager) Вамбахом.
     Монах-августинец доктор Клинг - лицо историческое. Он был известен  как
яростный противник лютеранства и умер в  1556  году.  Дом  "под  Якорем"  на
Слесарной улице существует в Эрфурте до сих пор. Его  владельцем  был  в  то
время дворянин Вольфганг фон Денштедт. Хогель называет его "папистом" (т. е.
католиком) - отсюда связь  его  семьи  с  доктором  Клингом.  Как  установил
Шаматольский, Вамбах совершил в 1556  году  (т.  е.  в  год  смерти  доктора
Клинга) путешествие в служебных целях из Эрфурта в Шмалькальден  в  обществе
некоего  дворянина  Георга  фон  Денштедта.  Весьма  вероятно  предположение
Шаматольского, что от этого дворянина, члена семьи Вольфганга фон Денштедта,
Вамбах и услышал записанные им рассказы о приключениях Фауста  в  доме  "под
Якорем" и о докторе Клинге, уже разукрашенные устным преданием.
     Редактор издания 1590 года, может быть сам Шпис, дополнил свои сведения
о Фаусте из этого литературного источника.
     Народная книга Шписа состоит из 68  глав  и  разделена  на  три  части.
Первая часть открывается историей жизни Фауста, от его рождения до отпадения
от бога и договора с дьяволом (гл. 1-8); заключительные главы третьей части,
образующие самостоятельный раздел, повествуют  о  его  гибели  по  истечении
срока договора (гл. 60-68). Эта  биографическая  рамка  образует  завязку  и
развязку романа, между которыми нанизана цепь эпизодов жизни и деяний Фауста
в течение 24 лет, которые отмерены ему договором. Первые две части  содержат
"ученые" беседы Фауста с Мефистофелем, "его духом" ("диспуты"  и  "вопросы",
как называет их составитель), об аде и злых духах, о сотворении мира  и  его
устройстве  (космогония  и   космология,   астрономия   и   метеорология   в
средневековом богословском освещении); за ними следуют "путешествия"  Фауста
- сперва в ад и в звездные сферы  (по  толкованию  автора  -  воображаемые),
затем по городам Германии, христианской Европы и мусульманского  Востока,  с
кратким перечислением их  достопримечательностей,  заканчивающиеся  видением
земного рая, охраняемого херувимами, которое  открывается  перед  Фаустом  с
высокой горы на "острове"  Кавказ.  Третья  часть  состоит  из  анекдотов  о
бродячей жизни Фауста, повествующих о приключениях странствующего  кудесника
при дворах знатных, в  кругу  приятелей  (преимущественно  студентов)  и  на
большой  дороге,  на  ярмарках,  в  городских   и   деревенских   трактирах.
Упоминается (гл. 52) неудачная попытка одного благочестивого старца  вернуть
Фауста на путь праведный, за которой следует вторичный договор, окончательно
отдающий грешника  во  власть  дьявола  (гл.  53).  Последний  грех  Фауста,
совершенный на 24-й год его беспутной жизни, - его сожительство с  греческой
Еленой (или, вернее, с дьяволом, принявшим ее  облик),  после  того  как  он
значительно ранее уже вызывал ее тень по просьбе своих друзей студентов (гл.
49). От Елены у него рождается сын Иустус Фауст, наделенный  чудесным  даром
(унаследованным от матери-демона) предвидеть будущее.  После  гибели  Фауста
мать и сын таинственно исчезают.
     Эта основная для автора, как и для читателя, часть книги  -  рассказ  о
чудесных приключениях знаменитого чернокнижника - построена по традиционному
типу  авантюрных  романов,   представленных   в   немецкой   демократической
литературе  такими  собраниями  шванков,  нанизанных  на  образ  популярного
народного героя, как "Тиль Эйленшпигель", "Поп Каленберг" и др. Каждое звено
в этой цепи эпизодов могло иметь различное  происхождение,  фольклорное  или
литературное, легко вынималось, вставлялось или заменялось другим; число  их
от  издания  к  изданию   постепенно   нарастало,   соответственно   желанию
составителя удовлетворить растущее любопытство читателей; при этом неизбежны
были повторения сходных эпизодов и контаминации. Отличие "Фауста" от  других
романов этого типа состояло главным  образом  в  наличии  поучительных  глав
(части I-II) наряду с чисто развлекательными (часть III).
     Эти два основных раздела народной книги имеют разные источники.  Ученая
часть (I-II) должна была показать  те  запретные  знания  о  природе  вещей,
которые открыло знаменитому чернокнижнику общение с духами,  и  одновременно
удовлетворить  любознательность  читателя  XVI  века  рассказом   о   тайнах
мироздания. Понятно, что  возможности  составителя  были  в  этом  отношении
ограничены  его  собственным  уровнем  знаний,  очень  невысоким,  никак  не
соответствовавшим той эпохе великих научных открытий, современником  которых
был  исторический  Фауст.  Космогония  Мефистофеля  основана  на  библейских
понятиях в их средневековом истолковании; его  космология  -  также  целиком
средневековая,  предшествующая  Копернику;  впрочем  и  Лютер,  ссылаясь  на
Библию, отвергал учение Коперника как ересь {См.: Erich Schmidt.  Faust  und
Luther, стр. 577, прим. 2.}.
     "Ученые"  источники  народной  книги  в  настоящее  время  в   точности
установлены {См.: Georg Ellinger. Zu den Quellen des Faustbuches  von  1587.
Zeitschrift fur vergleichende Literaturgeschichte. NF., I,  1887-1888,  стр.
156-181. - Zu den Quellen des altesten Faustbuches.  Vierteljahrschrift  fur
Literaturgeschichte. Bd. I, 1888, стр. 161-195. - Milсhsасk, стр. XXII и сл.
- Сводку дают примечания Р. Петча к его изданию народной  книги  Шписа  "Die
wichtigsten Quellen" (стр. 158- 235). Ср. также: Robert Petsсh, I. с.,  стр.
207-235.}. Сведения ее автора по  демонологии,  космографии  и  метеорологии
восходят в основном к широко популярной средневековой латинской энциклопедии
"Elucidarius"  (Франкфурт,  1572),  известной  и  в  средневековой   русской
литературе  (под  названием  "Люцидарий");  дополнением   служила   "Мировая
хроника" Шеделя (Нюрнберг, 1493),  начинающаяся,  как  обычно  средневековые
сочинения этого рода, с сотворения мира и  падения  ангелов.  Оттуда  же,  с
сохранением порядка и подробностей, заимствованы каталоги городов и описание
их достопримечательностей (гл. 26). Только два эпизода  вставляет  автор  от
себя: приключения Фауста при  дворе  римского  папы  и  в  гареме  турецкого
"императора", служащие к поруганию этих  двух  злейших,  по  Лютеру,  врагов
христианства (стр. 65,  69  и  сл.).  Из  двуязычного  латинско-немецкого  и
немецко-латинского    словаря    Дасиподия    (Dasypodius,     "Dictionarium
Latino-Germanicum et vice versa Germanico-Latinum", 1537), также содержащего
различные сведения энциклопедического  характера,  извлекается  экзотическая
обстановочность волшебных празднеств, которые  Фауст  устраивает  для  своих
покровителей или гостей: длинные списки кушаний - дичи, птицы, рыбы {гл. 44а
и прим.  55)  -  или  услаждающих  слух  музыкальных  инструментов,  нередко
сохраняющие алфавитный порядок оригинала (гл. 8  и  прим.  10)  {См.:  Adolf
Bauer.  Zu   den   Quellen   des   altesten   Faustbuches.   4.   Dasypodius
Vierteljahrschrift  fur  Literaturgeschichte,  Bd.  I,  1888,  стр.   194.}.
Компиляцией из письменных источников является и глава, в которой Мефистофель
сыплет пословицами и поговорками, попрекая Фауста за содеянные им грехи (гл.
65): несмотря на свой сочный идиоматизм, она опирается на сборники  немецких
пословиц, пользовавшиеся большой популярностью в литературе XVI века {Ludwig
Frankel   u.   Adolf   Bauer.   Entlehnungen    im    altesten    Faustbuch.

Страницы: «« « 118   119   120   121   122   123   124   125   126  127   128   129   130   131   132   133   134   135   136  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте