|
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 186 Размер файла: 1114 Кб Страницы: «« « 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 » »» сопровождаемые темными слухами о его связи с нечистой силой. Слухи эти,
обычные в отношении людей его профессии, поддерживались, не без намерения,
его собственным поведением, бахвальством сверхъестественными знаниями и
памятью, способностью творить чудеса (Тритемий), помощью, будто бы оказанной
императору (Меланхтон), и т. п. Невинная шутка с чужеземными птицами, как
уже было сказано, могла позднее припомниться суеверному Гасту как
чертовщина; дрессированная собака, о которой рассказывают Гаст и
Меланхтон-Манлий, по примеру того, что уже говорилось о других кудесниках, -
показаться личиной дьявола. Даже просвещенный Вир (Тексты, I, 18) приводил
позднее (1568), когда связь кудесника Фауста с чертом была уже для всех
несомненна, в качестве доказательства его вины случай с доктором Иоганном
Дорстеном, капелланом в городе Батенбурге, человеком "добрейшим и
простодушнейшим", которому Фауст открыл "чудодейственное средство снимать
бороду без бритвы", в результате чего у него не только волосы выпали, но
заодно сошла и кожа с мясом". Еще более убедительным показалось ему, что,
встретив одного знакомого человека со смуглым цветом лица и черной бородой,
Фауст сразу же сказал ему (вероятно, не без специального намерения): "До
того ты похож на моего куманька, что я даже посмотрел тебе на ноги, не увижу
ли длинных когтей".
К ранним рассказам о чудесах Фауста относится и анекдот о том, как,
обидевшись на негостеприимный прием, оказанный ему в монастыре, он наслал
монахам "неистового беса" (Poltergeist), от которого монастырской братии "не
было покоя ни днем, ни ночью". Анекдот этот встречается в разное время у
Гаста (1548) и в "Циммерской хронике" (около 1565 года), в последней с
локализацией в монастыре Люксгейм в Вогезах (Тексты, I, 12а и 16б). Он имеет
фольклорное происхождение и широкое распространение в средневековой
литературе.
Решающим импульсом для дальнейшего развития легенды явился рассказ о
гибели Фауста, унесенного дьяволом в ад за его грехи. Исторический Фауст
умер около 1540 года. В 1536 году Иоахим Камерарий пишет о нем своему другу
Даниэлю Штибару в Вюрцбург, где Фауст в это время постоянно встречается со
своим адептом (Тексты, I, 9). В 1539 году врач Филипп Бегарди, рассказывая о
похождениях Фауста, еще ничего не упоминает о его смерти (Тексты, I, 10).
Иоганн Вир (1568) относит его деятельность ко времени "незадолго до 1540
года" (Тексты, I, 18). "Циммерская хроника" упоминает о его смерти после
1539 года (Тексты, I, 16). Гаст, знавший Фауста лично, первый из
современников говорит о нем как об умершем в 1548 году (Тексты, I, 12).
Французская исследовательница Женевьева Бьянки высказывает
предположение, что Фауст погиб в результате какой-нибудь неожиданной
катастрофы, поразившей воображение современников, например "взрыва его
лаборатории" {Genevieve Вianquis. Faust dans l'histoire, dans la legende et
dans la litterature. Revue des cours et Conferences, 1933, N 2, стр. 103. -
Ср. также: Genevieve Bianquis. Faust a travers quatre siecles. Paris,
1935.}. Эрих Шмидт вспоминает внезапную смерть Парацельса во время пирушки
от апоплексического удара, также вызвавшую толки {Erich Schmidt. Faust und
das sechzehnte Jahrhundert, S. 13.}. Во всяком случае уже Гаст рассказывает
о том, что "злосчастный погиб ужасной смертью, ибо дьявол удушил его. Тело
его все время лежало в гробу ничком, хотя его пять раз поворачивали на
спину" - в дальнейшем прочная черта легенды, основанная на народных
суевериях (Тексты, I, 12). Но классическую форму рассказу о гибели Фауста
дает, как уже было сказано, Меланхтон в переложении Манлия, за которым
следуют другие лютеранские авторитеты по вопросам чернокнижия - Вир (1568),
Хондорф - с прямой ссылкой на Манлия (1568), Лерхеймер (1585; подробнее, со
ссылкой на Меланхтона, 1597), Филипп Камерарий (1602 - со ссылкой на Вира)
(Тексты, I, 18, 19, 29, 33, 35).
Согласно версии Меланхтона-Манлия, Фауст погиб в одном селении в
Вюртемберге. По-видимому, подразумевается Книтлинген, место его рождения,
локализация, подтверждаемая в более позднее время местным преданием (Тексты,
I, 38а). Большей вероятностью отличаются, однако, сведения "Циммерской
хроники", согласно которой Фауст умер в старости в городе Штауфене в
Брейсгау, где он проживал в течение последних лет своей жизни (Тексты, I,
16б). Известие это соответствует другим многочисленным указаниям на связь
Фауста в эти последние годы с рейнскими областями, где у него было много
адептов среди местного дворянства. Составитель хроники также передает как
слух, что Фауст "погиб ужасной смертью": "Многие полагали, основываясь на
различных свидетельствах и рассказах, что нечистый, которого он всегда
называл куманьком, умертвил его".
Народная книга Шписа переносит место трагической кончины своего героя,
в соответствии с общей тенденцией составителя, в деревню Римлих в
окрестностях Виттенберга (гл. 67). Лерхеймер выступает со своей стороны в
защиту локализации своего учителя Меланхтона, т. е. локализации в
Вюртемберге, а не в Виттенберге, видя в этом смешении созвучных
географических названий лишнее доказательство невежества автора народной
книги. По сообщению Лерхеймера, названной этим автором деревни в
окрестностях Виттенберга не имеется (Тексты, I, 33). Позднее, по сведениям
путешественников, говорили, будто Фауст погиб в деревне Праттау, близ
Виттенберга (Тексты, I, 36).
Как уже было сказано, лютеранские ревнители веры следуют авторитетному
примеру Меланхтона-Манлия не только в своих проклятиях Фаусту как
чернокнижнику, продавшему душу дьяволу: они повторяют его и в своих
рассказах о чудесах знаменитого чародея. Так, вслед за Меланхтоном они
сообщают известие о неудачном полете Фауста в Венеции и сопоставляют его с
Симоном-магом (Мейгериус, 1587; Тексты, I, 30в) или рассказывают анекдот о
двух магах, которые в Вене пожрали друг друга (Хондорф, 1568; Тексты, I,
19). Лерхеймер, полемизируя с народной книгой Шписа, сознательно опирается
на традицию Меланхтона-Манлия, повторяя все рассказы последнего (Тексты, I,
33); точно так же поступают Бютнер и Штейнгарт в компилятивном "Собрании
достопамятных историй и "примеров" ("Epitome historiarum", 1596) {См.:
Тillе, Э 46, стр. 86 и сл.}.
Студенческая традиция, по свидетельству "Эрфуртской хроники" (Тексты,
I, 39б), приурочила к Эрфуртскому университету рассказ о том, как Фауст
показал студентам тени героев древности (уже около 1560 года). Тот же
рассказ в более позднее время локализуется в Виттенберге, где событие это
происходит в присутствии знатных особ и вызывает осуждение Лютера (Бютнер,
1576; Тексты, I, 24б). В дальнейшем он переносится и в городскую среду, в
Нюрнберг (Станислав Сарниций, 1587; Тексты, I, 31).
Но клерикальная лютеранская литература 1570-1580-х годов,
непосредственно предшествующая и одновременная народной книге Шписа,
содержит и новые темы, более демократического характера, почерпнутые из
устной народной традиции, из бродячих анекдотов фольклорного типа,
Страницы: «« « 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |