|
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 186 Размер файла: 1114 Кб Страницы: «« « 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 » »» Vierteljahrschrift fur Literaturgeschichte, Bd. IV, 1891, стр. 361-383.}.
Совершенно иной характер имеют приключения третьей части: прямо или
косвенно они восходят к устной традиции, к тому, что рассказывалось в
немецком народе о знаменитом чародее. Разумеется, и здесь составитель мог
найти кое-что в ученых сочинениях о ведовстве, но и записи его
предшественников в конечном счете восходили к фольклорной традиции, а пример
"Нюрнбергских рассказов" Россхирта свидетельствует о ее богатстве я
распространенности. При этом, как уже было сказано, анекдоты о Фаусте
бытовали в разных социальных группах, с которыми он соприкасался а своей
жизни, - как среди образованных, так и среди простых людей, и в первом
случае могли иметь и книжные источники. Характерно, что приключение Фауста
как некроманта при дворе императора (гл. 33) переносится на него с аббата
Тритемия, а сцены со студентами, наряду с кутежами, вводят античную тему
заклинания героев древности или греческой Елены (в особенности в эрфуртских
главах). Но главная масса рассказов восходит к демократической фольклорной
традиции, развитие которой прослеживается по записям 1570-1580-х годов
вместе с ростом всенародной популярности знаменитого чародея.
Литературная самостоятельность автора народного романа выступает
наиболее ярко в биографическом обрамлении повествования, которое создает
реалистическое для своего времени бытовое и психологическое опосредствование
народного предания. Гибель Фауста автор перенес из глухой вюртембергской
харчевни, о которой рассказывали Меланхтон и его ученики, в общество друзей
и адептов Фауста, студентов и магистров Виттенбергского университета, с
которыми он был связан много лет. Перед ними он произносит свою прощальную
покаянную речь, и они же являются очевидцами его страшной кончины и
рассказывают о том, что сами видели, в дополнение к жизнеописанию,
найденному ими в кабинете своего учителя. Предварительно Фауст составляет
завещание, поручая своему ученику Вагнеру написать историю его жизни.
Приводятся предсмертные "жалобы" Фауста в "подлинном" тексте, записанные им
самим, может быть - на основе апокрифических письменных источников. Все это
должно содействовать житейскому и психологическому правдоподобию невероятных
происшествий, описанных в книге.
Такой же характер носит новый бытовой эпизод, который составитель
вводит в биографию Фауста сразу же после договора (гл. 10). Фауст хочет
жениться. Дьявол, однако, "враг законного брака", и он угрозами заставляет
Фауста отказаться от его намерения, удовлетворяя его чувственность
"прелюбодеянием и распутством". Этому эпизоду автор придает важное идейное и
психологическое значение. Лютер и его последователи превозносили законный
брак как богоугодное и освященное церковью установление, а институт
монашества и безбрачие духовенства католической церкви осуждали как
измышление дьявола и поощрение беспутства. Сам Лютер покинул монастырь и
женился на бывшей монахине. Поэтому не случайно автор книги вспоминает по
поводу житейского конфликта Фауста, что у "монахов и монашек такое
обыкновение - не вступать в брак, а напротив, запрещать его". Для автора,
ревностного последователя учения Лютера, распутство Фауста связано с его
безбрачием: и то и другое делают его доступным не только моральным, но и
умственным соблазнам дьявола.
Но наибольшую самостоятельность автор проявил, по-видимому, в
экспозиции и завязке романа, сделав своего Фауста (гл. 1) сыном
благочестивых родителей-крестьян из деревни Рода близ Веймара, воспитанником
состоятельного и тоже, конечно, благочестивого родственника-горожанина,
потом магистром и доктором богословия Виттенбергского университета, потом
светским ученым, забросившим богословие ради медицины, астрономии,
математики, наконец адептом черной магии. В соответствии с демонологическими
представлениями того времени (ср.: Тексты, I, 18б) Фауст силою своих
заклинаний вызывает духа ночью, в лесу, на перекрестке дорог и затем продает
ему свою душу, скрепляя кровью свой договор с нечистой силой. Самый текст
договора также приводится в книге, притом в нескольких вариантах (гл. 4, 6,
53).
Перенесение места действия легенды о Фаусте в Виттенберг, город
реформации, Лютера и Меланхтона, находится в очевидном противоречии с
исторической действительностью и с местной традицией, о чем свидетельствует
гневная отповедь Лерхеймера (Тексты, I, 33), который сам учился в
Виттенберге в конце 1540-х годов, вскоре после описываемых событий, и был
учеником Меланхтона. Это перенесение было подсказано автору определенной
идеологической тенденцией, наличествующей в его произведении. Земляк Лютера,
как и он, - сын тюрингенского крестьянина,, а потом доктор богословия в
Виттенберге, Фауст, по невысказанной мысли автора, противопоставляется
благочестивому Лютеру: Лютер поборол искушения дьявола верой и сделался
светочем христианства, Фауст, человек дерзкого разума, стал жертвой
дьявольских соблазнов и погубил своих душу.
Эта тенденция составителя народной книги определила созданный им в
начальных главах образ Фауста и попытку психологически мотивировать его
неслыханное преступление. Фауст был в юности "человеком быстрого ума,
склонным и приверженным науке", но "быстрый ум" его соединялся с "малой
охотой к богословию". "Была у него дурная, вздорная и высокомерная голова",
поэтому его прозвали "мудрствующим" (Spekulierer). Фауст попал "в дурную
компанию, кинул святое писание за дверь и под лавку и стал вести безбожную и
нечестивую жизнь". Моральный момент здесь тесно связан с идеологическим:
Фауст стал "мирским человеком" (Weltmensch) - богословию он предпочел
занятие светскими науками. "Не захотел он более называться теологом, стал
мирским человеком, именовал себя доктором медицины, стал астрологом и
математиком, а чтобы соблюсти пристойность, сделался врачом". В медицине,
как сообщается дальше, он имел успех, "многим людям он помог своим
врачеванием" (гл. 1). Возможно, что это известие об успехах Фауста в
медицине, несколько выпадающее из осудительного тона рассказа, основано на
исторической традиции, как и глава, сообщающая позднее о его успехах в
другой "светской" науке - астрологии, на этот раз уже с помощью дьявола (гл.
18).
Вступая в договор с Мефистофелем, Фауст говорит о своем изначальном
стремлении к недозволенному и недоступному людям знанию как о главной
причине своего рокового решения. "После того как я положил себе исследовать
первопричины всех вещей, среди способностей, кои были мне даны и милостиво
уделены свыше, подобных в моей голове не оказалось и у людей подобному я не
мог научиться, посему предался я духу, посланному мне, именующемуся
Мефостофилем... и избрал его, чтобы он меня к такому делу приготовил и
научил" (гл. 6). На все, что Фауст ни пожелал бы от него узнать, дух должен
отвечать "без утайки" (гл. 3).
Много раз автор говорит о "дерзости" или о "высокомерии и гордыне"
своего героя, который "окрылился, как орел, захотел постигнуть все глубины
Страницы: «« « 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |