|
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 186 Размер файла: 1114 Кб Страницы: «« « 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 » »» театральных писателей - предшественников Шекспира, которых современники
прозвали "университетскими умами" (University wits). Будучи людьми с
классическим образованием, эти писатели внесли в английский народный театр
идеи и художественные вкусы эпохи Ренессанса, способствуя их синтезу со
средневековыми по своему происхождению национальными традициями.
В своем драматическом творчестве Марло является ярким выразителем
индивидуалистических тенденций, характерных для Возрождения. Он создает
титанические образы сильных людей, стремящихся преступить за грани
человеческого. Таков его Тамерлан - героический завоеватель, выезжающий на
сцену на колеснице, в которую запряжены побежденные им цари ("Тамерлан
Великий", около 1587 года); таков Варрава, прототип шекспировского Шейлока,
но еще не очеловеченный сочувствием автора, демонически последовательный в
своей алчности и в чувстве ненависти и мести к своим оскорбителям
("Мальтийский еврей", после 1589 года). Рядом с ними должен быть поставлен и
чернокнижник доктор Фауст, вступающий в союз с дьяволом ради безграничного
знания, недоступного людям, власти и наслаждений ("Трагическая история жизни
и смерти доктора Фауста").
В драматической обработке Марло образ Фауста, созданный легендой,
героически приподнят и идеализован, точнее - в нем раскрыты те потенции,
которые заключены были в легенде и наличествовали в народном романе, как в
искаженном отражении значительнейших прогрессивных идейных движений эпохи
Возрождения: эмансипации человеческого разума от средневековой церковной
догмы и человеческой воли и поведения от Средневековой аскетической морали.
Взволнованные монологи Фауста, когда он, "ничем не насыщаясь", от школьной
схоластической науки обращается к магии в поисках "нездешней премудрости",
которой он "жаждет всей душой"; его обращение к античному образу Елены как
высшему воплощению чувственной, земной красоты своей порывистой страстностью
воплощают в традиционном образе кудесника глубоко личные переживания автора
и современные черты:
О, целый мир восторгов и наград,
И почестей, и всемогущей власти
Искуснику усердному завещан!
. . . . . . . . . . . . . . . .
Искусный маг есть всемогущий бог.
Да, закали свой разум смело, Фауст,
Чтоб равным стать отныне божеству.
В настоящее время установлено, что Марло принадлежал в Лондоне к кружку
выдающихся ученых - астрономов, математиков, географов, прославленных своим
вольнодумством, а также поэтов и людей искусства, собиравшихся вокруг
фаворита королевы Елизаветы Уолтера: Ралея, человека также широкого
образования и вольных мыслей. Люди, окружавшие Ралея, составляли его
"маленькую Академию" (little Academe), прозванную недоброжелателями "школой
атеизма" (Sir Walter Raleigh's School or Atheism) {Ср.: Frederick S. Boas.
Christopher'Marlowe. Oxford, 1940, стр. 236-264. - Eleanor Grace Clark.
Raleigh and Marlowe. A Study in Elizabetian Fustian. New York. 1941, стр.
223-390. John Bake less. The Tragical History of Christopher Marlowe,
Harvard University Press, 1942, vol. I, стр. 107-140.}. Доносчики сообщали
Тайному совету (1592), что Ралей него друзья "одинаково издеваются над
Моисеем и над нашим Спасителем, над старым и новым заветом и, помимо всего
прочего, обучают писать имя господа наоборот" (т. е. dog - "собака" вместо
God - "бог", кощунство, о котором упоминается и в "Фаусте" Марло). Ученых
друзей Ралея, в том числе знаменитого астронома и математика Хариота (Thomas
Hariot, 1560-1621), также обвинявшегося в вольнодумстве, называли его
"волхвами" (magi). Возможно, что в этом кружке получили развитие традиции,
восходившие к материализму и атеизму Джордано Бруно, посетившего Англию, в
частности Оксфорд, в 1583 году {См.: E. G. Clark, 1. с.. Chapter 18: Atheism
and the Bruno Scandal in "Doctor Faustus", стр. 338-389.}.
О Марло также широко распространено было опасное для него мнение, что
он "атеист". Осведомители сообщали о нем Тайному совету, что он "был
способен выдвинуть более убедительные доказательства в пользу атеизма, чем
какое-либо духовное лицо в Англии в пользу существования бога" и что он
будто бы "хвастался тем, что читал лекции по атеизму сэру Уолтеру и прочим".
"Куда он ни приходит, - писал другой доносчик, - он всегда старается
обратить людей в атеизм, рекомендуя им не давать себя запугать верой во
всяких оборотней и домовых и издеваясь над богом и его служителями". В том
же доносе Марло приписываются утверждения, что чудеса, совершающиеся по воле
божьей, могут твориться людьми на основании опыта, что Моисей был фокусником
и что Хариот (названный уже астроном из кружка Ралея) может сделать больше,
чем он, что Моисею легко было, пользуясь искусством египтян, обманывать
иудеев, так как они были народом грубым и невежественным, что Христос был
незаконнорожденным и заслуживал казни больше, чем разбойник Варрава, как это
хорошо знали иудеи, что религия была создана для того, чтобы держать людей в
страхе, и много другого в том же роде. Незадолго до гибели Марло против него
в Тайном совете возбуждено было дело по обвинению в атеизме. Обвинение это
против передовых мыслителей и ученых эпохи Возрождения становится в это
время в Англии столь же стандартным, как в более отсталой Германии обвинение
в колдовстве и сношениях с дьяволом. Атеизм начиная с 1590-х годов понимался
английским судом очень широко, включал все виды вольнодумства и скептицизма
по отношению к господствующей англиканской церкви, во главе которой стояла
королева, и рассматривался как преступление политическое. Есть основание
думать, что последовавшее вскоре затем убийство Марло в одной из таверн в
окрестностях Лондона, совершившееся при невыясненных обстоятельствах (1593),
было подстроено тайной полицией.
Тема безграничности человеческого знания, столь близкая мировоззрению
самого Марло, намечена уже в "Тамерлане", его первой драме:
Наш дух, способный до конца постичь
Вселенной нашей дивное устройство,
Измерить бег блуждающей кометы,
Все к новым знаниям стремится вечно.
В "Фаусте" пафос первых монологов - в той же оптимистической вере в
безграничную силу знания, но эта вера облечена в формы, подсказанные
традиционным сюжетом легенды ("Искусный маг есть всемогущий бог"), из рамок
которого Марло не выходит как драматург, не нарушающий художественной правды
этой легенды. Борьба "добра" и "зла" за душу Фауста происходит в
соответствии с мировоззрением легенды и зрителя, и в рамках легенды
"грешника" постигает заслуженная кара - адские муки. Последние слова
Страницы: «« « 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |