|
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 186 Размер файла: 1114 Кб Страницы: «« « 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 » »» исправится" (Тексты, I, 29г), "пока он не распоясался настолько, что его
собрались посадить в тюрьму, но тут он удрал" (Тексты, I, 33). Как сообщает
тот же Манлий со слов Меланхтона, от подобной участи Фаусту пришлось
спасаться и в Нюрнберге.
Если в представлении ученых и гуманистов типа Тритемия, Муциана Руфа
или Бегарди Фауст был лжеученый, самозванец и шарлатан, то с точки зрения
лютеранской церковной ортодоксии он заслуживал осуждения прежде всего как
нечестивый грешник, стремящийся к запретным знаниям, занимающийся
чернокнижием и творящий с помощью дьявола мнимые и соблазнительные чудеса.
Рационалистическая критика католического культа святых, мощей и реликвии,
опиравшегося на веру в чудеса, совершаемые святыми при жизни или после
смерти с помощью божества (т. е. на церковную магию), не распространялась у
Лютера и его последователей на веру в дьявола и на возможность чудес,
совершаемых с его помощью (так называемую черную магию). В своих сочинениях,
в особенности в "Застольных беседах", Лютер не раз говорит о дьяволе, о его
власти над человеком, об искушениях, которые он готовит человеку, и о
необходимости бороться с этими искушениями верой в Христа; притом эти
искушения дьявола понимаются им отнюдь не в переносном (аллегорическом)
смысле греховных душевных помыслов, а в прямом, реальном значении
присутствия злого существа, с которым верующий ведет непрестанную борьбу
(Тексты, I, 17). "Власть дьявола, - объяснял Лютер, - гораздо сильнее, чем
мы думаем, и только перст божий может помочь верующим противиться ему".
"Дьявол хотя и не доктор и не защищал диссертации, но он весьма учен и имеет
большой опыт; он практиковался и упражнялся в своем искусстве и занимается
своим ремеслом уже скоро шесть тысяч лет. И против него нет никакой силы,
кроме одного Христа". "Дьявол подобен птицелову, который ловит и заманивает
птиц; потом он им всем сворачивает шеи и душит их, оставляя из них немногих;
но тех, кто поет его песенку, он жалует, сажает их в клетку, чтобы они
служили приманкой для поимки других... Поэтому кто хочет противиться Сатане,
должен быть хорошо вооружен, имея всегда броней и панцырем слово божие и
молитву" {"Застольные беседы" Лютера. Критическое издание К. E. Forstemaim,
1845, III. стр. 11, 17, 43.}.
Можно думать, что немецкий реформатор в молодые годы страдал в прямом
смысле галлюцинациями. Так, он рассказывает, что "дьявол сопровождал его на
прогулках, в трапезной монастыря, мучил и соблазнял его. С ним были один или
два дьявола, которые преследовали его, и были это видимые дьяволы
(visirliche Teufel), и когда они не могли одолеть его сердце, они нападали
на его голову" {Там же, стр. 95.}. В этом смысле для духа ортодоксального
лютеранства характерно более позднее по своему происхождению апокрифическое
сказание, будто дьявол явился искушать Лютера, когда он переводил библию,
скрываясь от преследования "папистов" в замке Вартбург в Тюрингии, и
реформатор бросил в него чернильницу: темное пятно на штукатурке лютеровой
кельи долгое время считалось чернильным пятном и было по кусочкам выскоблено
верующими, посещавшими это памятное место.
Если для католической церкви XVI-XVII веков характерны жестокие
преследования и массовые казни еретиков, то церковь протестантская в это
время переживала страшную эпидемию ведовских процессов: казни ведьм, под
пытками признававшихся в сношениях с дьяволом, - частью знахарок и колдуний,
частью истерических женщин, субъективно уверовавших в реальность своих
вынужденных показаний, а часто и просто невинных жертв этого массового
религиозного психоза. Лишь немногие более просвещенные люди, как Иоганн Вир
или Августин Лерхеймер, решались во второй половине XVI века выступать
против ведовских процессов, но и те не сомневались в существовании черта и в
возможности основанного на его помощи колдовства.
Именно в представлениях этой протестантской среды нигромантия (т. е.
черная магия) Фауста должна была превратиться в договор с дьяволом.
Характерно, что и Лютер и Меланхтон считают чернокнижника Фауста орудием
нечистой силы (Тексты, I, 13 и 17). Меланхтон сопоставляет его с библейским
Симоном-магом: Фауст, подобно этому последнему, "пытался в Венеции взлететь
на небо, но жестоко расшибся" (Тексты, I, 13 и 15). Все упоминания о Фаусте
у Меланхтона, записанные от него непосредственно (1549) или через Манлия
(1563), приписывают этому чернокнижнику "чудеса магии", совершенные с
помощью дьявола: в Венеции он пытался летать, в Вене "пожрал другого мага,
которого спустя немного дней нашли в каком-то месте"; Фауст хвастал, что
своими чарами помог императору одержать победу над французским королем в
Италии; его повсюду сопровождал пес, "под личиной которого скрывался дьявол"
(Тексты, I, 15). Запись Манлия содержит и классический рассказ о гибели
Фауста, позднее неоднократно повторявшийся в других источниках (см. стр.
15).
Как безбожник, Фауст для Меланхтона и в моральном отношении
сомнительная личность: он был, "помимо всего прочего, негоднейшим
вертопрахом и вел столь непристойный образ жизни, что не раз его пытались
убить за распутство". Обычно кроткий Меланхтон в рассказе Манлия называет
Фауста "гнусным чудовищем и зловонным вместилищем многих бесов". Эти слова
повторяет просвещенный лютеранский богослов Лерхеймер, ученик Меланхтона,
отвергающий как клевету, оскорбительную для памяти учителей реформации,
рассказ народной книги о том, что Фауст был профессором в лютеровском
Виттенберге. "Как можно поверить, что человека, которого Меланхтон называл
зловонным вместилищем многих бесов, университет произвел не только в
магистры, но даже и в доктора теологии? Ведь это навсегда запятнало и
опозорило бы и эту степень и это почетное звание!". "Ни дома, ни двора у
него ни в Виттенберге, ни в каком ином месте никогда не бывало, жил он как
бездомный бродяга, пьянствовал и чревоугодничал, выманивая деньги своими
мошенническими фокусами" (Тексты, I, 33). Отметим в этом высказывании
социальный момент: Фауст для Лерхеймера был не солидный профессор, не
цеховой ученый, а "странствующий школяр" демократического типа, хотя и
пытался, по-видимому, подняться выше своего ранга.
Известную симпатию к Фаусту можно искать в других социальных кругах и
прежде всего среди его многочисленных адептов. Мы знаем его покровителей в
дворянских кругах: в Эрфурте это дворянин Вольфганг фон Денштедт, в доме
которого "под Якорем" (zum Enker) он жил, согласно показанию "Эрфуртской
хроники", воспроизведенному народной книгой 1590 года (Тексты, I, 39; см.
ниже, стр. 293): в Франконии - Франц фон Зиккинген (Тексты, I, 1) и
дружественная последнему семья Гуттенов (Тексты, I, 11), близкий Гуттенам
юрист Даниель Штибар - вюрцбургский патриций и член магистрата города
(Тексты, I, 9), епископ Бамбергский Георг III (Тексты, I, 4), по-видимому,
также архиепископ Кельнский Герман де Вид, отпавший от католической церкви
(Тексты, I, 27), барон Герман ван Бронкхорст в Гельдерне (Тексты, I, 18а), а
в конце жизни Фауста - семья рыцарей фон Штауфен в Брейсгау, на верхнем
Рейне (Тексты, I, 16). Среди владетельного дворянства, в особенности
Страницы: «« « 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |