Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»

"служения  дьяволу"  начинается  лишь  с  XIII  века,  когда  с  обострением
классовых  противоречий  для  искоренения  народных  и   городских   ересей,
угрожавших господству церкви  и  потрясавших  социальные  устои  феодального
общества, была  создана  инквизиция  как  чрезвычайный  судебный  орган  для
расправы  с  еретиками,  непосредственно  подчиненный   папскому   престолу.
Дуалистические ереси, связанные по своему происхождению  с  манихейством,  -
катарры, вальденсы и  альбигойцы  -  давали  желанный  повод  для  обвинения
еретиков в служении духу тьмы,  во  власти  которого,  согласно  их  учению,
находился земной мир, правящая  церковь  и  феодальное  государство.  Первый
ведовской процесс имел место в конце XIII  века  во  Франции,  где  женщина,
подозреваемая в колдовстве, была сожжена на костре по обвинению в распутстве
с дьяволом. С ростом народного сопротивления феодальной церкви и государству
и усилением еретического движения в XIV и в особенности  XV  веке,  накануне
реформации  и  крестьянской  войны  в  Германии,   число   таких   процессов
значительно умножается. В 1484 году  булла  папы  Иннокентия  VIII  ("Summis
desiderantes  affectibus")  дала  двум  монахам-доминиканцам,  "возлюбленным
сынам нашим", Генриху Инститору и Якову Шпренгеру, профессорам богословия  и
следователям инквизиционного трибунала в  Верхней  Германии,  неограниченные
полномочия по сыску и  наказанию  лиц  обоего  пола,  которые,  кощунственно
отрекаясь  от  католической  веры,  "распутничают  с  демонами,  инкубами  и
суккубами и  своими  нашептываниями,  чарованиями,  заклинаниями  и  другими
безбожными, суеверными, порочными,  преступными  деяниями  губят  и  изводят
младенцев во чреве матери, зачатие животных, урожай на  полях,  виноград  на
лозах и плоды на деревьях, равно как самих мужчин и женщин, домашнюю скотину
и вообще всяких животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища,  нивы,
хлеба и все земные произрастания" {Н. Сперанский. Указ.  соч.,  стр.  159.}.
Эти доминиканцы  являются  авторами  знаменитого  "Молота  ведьм"  ("Malleus
Maleficarum", 1487),  самого  страшного  продукта  религиозного  мракобесия,
книги,  которая  содержит  систематическое  описание   всех   фантастических
преступлений,  приписывавшихся  церковным   суеверием   несчастным   жертвам
религиозного фанатизма. "Молот  ведьм"  в  течение  долгого  времени  был  в
католической церкви  официальным  руководством  для  бесчисленных  ведовских
процессов и только до 1520 года  переиздавался  13  раз,  вместе  с  папской
буллой, адресованной его составителям. В течение следующего  пятидесятилетия
влияние  гуманизма  и  события  реформации   временно   несколько   ослабили
преследования подозреваемых в колдовстве (может быть,  этому  обстоятельству
исторический Фауст и аналогичные ему приверженцы "черной магии" обязаны были
своей относительной  безнаказанностью).  Затем  они  возобновились  с  новой
силой,  принимая  временами  эпидемический  характер  "охоты  на  ведьм",  в
особенности в протестантских странах (в  католических  церковь  была  занята
преимущественно уничтожением еретиков).  Лишь  в  XVIII  веке  под  влиянием
буржуазного Просвещения, поставившего под сомнение самую веру в  магию  и  в
возможность вмешательства потустороннего мира в дела людские, государство  и
церковь  постепенно  отказываются  от   укоренившейся   практики   ведовских
процессов.
     Многочисленные легенды с первых времен  христианства  отражают  веру  в
возможность союза человека с дьяволом и  магии,  основанной  на  этом  союзе
{Библиографию  см.:   Engel.   Faust-Schriften   (XIII.   Seitenstucke   and
Verwandtes), стр. 604-703.}. К древнейшим временам формирования христианства
относится легенда о  Симоне-маге  {См.:  Kaiserchronik,  herausg.  v.  H  F.
Massman, Teil III. Quedlinburg, 1854.  стр.  635-  714  (содержит  подробный
пересказ "Клементин"). - Hans Waitz. Die Pseudo-klementinen. Leipzig.  1904.
- Faligаn, стр. XXVIII-XXIX. - Dedeуаn, vol. I. стр. 25-28 -  Kuno  Fischer,
Bd. I, стр. 214-225. - Белецкий, V, стр. 66- 68.  -  Русские  апокрифические
тексты о Симоне-волхве см.: Чтения Общества истории и древностей российских,
1889, кн. 3,  стр.  1-32  (Деяния  апостолов  Петра  и  Павла.  Изд.  M.  H.
Сперанским): 1858, кн. 4, раздел III, стр. 14-16 (Прение  Петра  с  Симоном.
Изд. П. А. Лавровским).}. Легенда эта  вошла  в  канонические  книги  Нового
завета и рассказывает о соперничестве магии языческой с магией христианской.
Согласно этому рассказу (Деяния апостолов, гл. 8), Симон,  по  происхождению
самаритянин, волхвовал и изумлял народ своими  чудесами,  выдавая  себя  "за
кого-то великого", и народ, веря его  чудесам,  говорил  о  нем:  "Сей  есть
великая сила божия". Когда апостол Филипп стал  проповедовать  христианство,
Симон вместе с народом обратился и принял крещение (т.  е.  покорился  магии
более могущественной). Но, видя чудеса, которые творили апостолы силою "духа
святого",  передающейся,  согласно  учению  церкви,  "возложением  рук",  он
захотел получить "дары духа святого" за деньги и за то был проклят апостолом
Петром. Отсюда продажа церковных должностей, т.  е.  "даров  духа  святого",
получила в христианской церкви название "симонии".
     Гораздо более богатый материал о Симоне-маге  сообщают  так  называемые
апокрифы ("отреченные" книги, не  вошедшие  в  состав  признанного  церковью
канона Нового  завета):  апокрифические  деяния  апостолов  Петра  и  Павла,
"прение" Петра и Симона  и  в  особенности  так  называемые  "Клементины"  -
древнехристианский роман II века, описывающий,  по  типу  греческих  романов
приключения,  легендарное  житие  св.  Климента,  папы  римского,   согласно
церковной легенде - ученика и  преемника  апостола  Петра.  Здесь  Симон-маг
изображается  как  неудачный   соперник   Симона-Петра   (апостола   Петра),
пытающийся состязаться с ним в чудесах  и  вступающий  с  ним  в  прение  по
основным вопросам христианского вероучения.  Он  может  воскрешать  мертвых,
входить в огонь, не сгорая, сбрасывать  с  себя  цепи,  менять  свой  облик,
обращаться в животных, становиться невидимым и летать по воздуху. В  Риме  в
присутствии императора Нерона он с помощью дьявола пытался лететь, прыгнув с
высокой башни, но по слову апостола Петра низвергся  на  землю  и  разбился.
Симон-маг выдавал себя  за  бога  и  мессию,  его  называли  "великой  силой
божьей", язычники поклонялись ему и в Риме воздвигли ему статую. Он возил  с
собою женщину, которую  выдавал  за  Елену  Троянскую  или  Селену  (Селена,
по-гречески -  луна),  утверждая,  что  она  -  женское  воплощение  мировой
субстанции, "премудрости божией"; на самом же деле она была его  любовницей,
"блудницей из города Тира". Сходный характер имеют упоминания о  Симоне-маге
у учителей древнехристианской  церкви  II-III  веков  (Юстина,  Тертуллиана,
Иринея и др.).
     Как  видно,  Симон-маг  представлен  в  апокрифической   традиции   как
вероучитель   одной   из   гностических   сект,   соперничавших   с   ранним
христианством: гностики пытались примирить христианство с  язычеством  путем
аллегорического  истолкования  античных  и   христианских   мифов   в   духе
мистического неоплатонизма, широко распространенного в Риме в период  упадка
рабовладельческого общества.
     Легенда  о Симоне-маге была хорошо известна в средние века, в частности
и  в  Германии.  Она  вошла  в  "Императорскую  хронику"  ("Kaiserchronik"),
немецкую поэму середины XII века, имевшую широкое распространение и влияние,

Страницы: «« « 104   105   106   107   108   109   110   111   112  113   114   115   116   117   118   119   120   121   122  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте