|
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 186 Размер файла: 1114 Кб Страницы: «« « 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 » »» Чаше всего в конфликт с церковным авторитетом должны были вступать
передовые философы и ученые средневековья, даже в том случае, когда наука их
продолжала оставаться "служанкой богословия" и их искание истины не
приводило их, по крайней мере субъективно, к разрыву с учением церкви.
Занятия "светскими" науками, основанными на опыте, хотя бы еще ограниченном
и в значительной части мистифицированном, - медициной, алхимией,
астрологией, знакомство с античной философией, прежде всего с Аристотелем,
открытым арабами, и попытки самостоятельного синтеза философской мудрости с
богословскими догмами неизменно наталкивались на осуждение и преследования
церкви, для которой они всегда граничили с неверием и ересью, а
следовательно, объяснялись кознями дьявола.
Среди прославленных средневековых философов и ученых, которых суеверная
молва обвиняла, как искателей запретной мудрости, в колдовстве и сношениях с
дьяволом, были представители всех национальностей: француз Абеляр,
англичанин Роджер Бэкон, немец Альберт Великий, итальянец Пьетро д'Абано,
каталанец Раймунд Луллий и др.
Рационалист Абеляр (1079-1142), профессор Парижского университета,
поклонник Аристотеля и древних и защитник прав разума в богословии {Об
Абеляре как о представителе оппозиционной по отношению к церкви ранней
городской культуры см.: Н. А. Сидорова. Очерки по истории ранней городской
культуры во Франции. М., 1953.}, дважды осужденный на церковных соборах,
согласно легенде, в конце своей жизни покаялся в своих грехах, после того
как внуки его, неосторожно завладев его колдовскими книгами, были растерзаны
дьяволом, которому он служил.
Францисканец Роджер Бэкон (1214-1292), профессор в Оксфорде,
универсальный ученый, прозванный "doctor mirabilis" ("удивительный"), ранний
представитель научного эмпиризма, математик, оптик, астроном, подвергся
преследованиям монахов своего ордена, которые запретили ему писать научные
книги, и провел 14 лет в заточении. Больше всего суеверных толков вызвала,
по-видимому, его лаборатория. Рассказывали, что вместе со своим учеником,
монахом Бунгеем, он изготовил бронзовую голову, которую с помощью дьявола
неудачно пытался оживить и заставить вещать. Согласно легенде, в конце жизни
он тоже покаялся и стал отшельником {См.: A. W. Ward, I. с., стр.
XXI-XXXI.}. Вскоре после выхода в свет первого издания немецкой народной
книги о Фаусте (1587) и, может быть, под ее влиянием в Англии появилась
аналогичная по содержанию народная книга: "Знаменитая история брата Бэкона,
содержащая удивительные дела, совершенные им при жизни, также об
обстоятельствах его смерти, вместе с историей жизни и смерти двух других
чародеев, Бунгея и Вандермаста" {См.: Early English Prose Romances. Ed. by
William Thorns, vol. 1. London, 1828 - Bibliotheca curiosa. Ed. by
Goldstnilh Edinburgh, 1886. Немецкий перевод: Kloster, XI. стр. 1027-1070.}.
Книга эта послужила источником комедии Роберта Грина "История брата Бэкона и
брата Бунгея" (1592), написанной одновременно с трагедией Марло о Фаусте или
непосредственно вслед за ней {См.: A. W. Ward, l. с., стр. 47 - 110: The
Honourable History of Friar Baron and Friar Bungay (с подробным
филологическим комментарием). - Cp: H. Стopoженко. Роберт Грин. М., 1878.}.
Профессор Падуанского университета Пьетро д'Абано или Апоне (около
1250-1316), врач, натурфилософ, алхимик и астролог, изучавший греческий язык
в Константинополе, заподозренный в ереси, умер в тюрьме, находясь под судом
инквизиции. Ему приписывали трактат по вопросам магии ("Гептамерон или
элементы магии") {В немецком переводе см.: Kloster, III, стр. 591-614.},
который создал ему после смерти славу великого чародея. О нем рассказывали,
что он держал в стеклянной банке 7 демонов, которые сделали его великим
мастером во всех "семи свободных искусствах" (т. е. в светской учености).
Пьетро Апоне является героем новеллы немецкого романтика Людвига Тика (1825)
и выступает в "Романсах о розах" другого романтика, Клеменса Брентано
(1808-1812), в соответствии с легендой, в роли чародея и соблазнителя.
Героем демонологической легенды стал и Альберт фон Больштедт,
прозванный Альбертом Великим (1193-1280), профессор в Кельне к Париже,
провинциал ордена доминиканцев, глава схоластики своего времени, который
прославился своими обширнейшими трудами по богословию, философии и
естественным наукам и после смерти почитался своим орденом как святой. Тем
не менее энциклопедическая ученость Альберта Великого, прозванного "doctor
universalis", его занятия естествознанием, и приписываемые ему
апокрифические сочинения вроде "Книги работ Альберта Великого о некоторых
свойствах трав, камней и животных" и др. создали и ему репутацию
чернокнижника. Легенда рассказывает, что, принимая в Кельне в 1248 году
короля Вильгельма и его гостей, Альберт под рождество своими чарами
наколдовал в его дворце волшебный сад с цветущими деревьями и певчими
птицами. Чтобы накормить гостей своих устрицами, он стучал в окно, и
невидимая рука протягивала ему желаемое блюдо (анекдот, впоследствии
перенесенный на различных кудесников XVI века, в частности и на Фауста) {Об
Альберте Великом ср. рассказ Лерхеймера (Augustin Lercheimer. Christlich
Bedenken und Erinnerung von Zauberei. 1585). См.: "Тексты", I, 29e.}.
Эпоха Возрождения усилила оппозицию против церкви как главкой
идеологической опоры феодального общества, медленно отступавшего под.
натиском буржуазного развития и революционного движения народных масс.
Духовная диктатура католической церкви впервые была сломлена. Возрождение
ознаменовалось "открытием мира и человека" (по выражению историка этой эпохи
Буркхарда), освобождением личности от опеки церкви, началом самостоятельных
научных исканий, основанных на разуме и на опыте, развитием светской
философии, опирающейся на античные традиции "жизнерадостного свободомыслия,
подготовившего материализм XVIII века" (Энгельс). Оно снабдило
реформационное движение оружием историко-филологической критики церковного
предания и вероучения и тем умножило поводы для острых конфликтов между
знанием и верой. Автономная личность, освобожденная от аскетической
церковной морали, видела свой идеал в удовлетворении земных интересов, во
всестороннем развитии не только духовных, но и чувственных потребностей
человека, в охвате всего человеческого в неповторимом индивидуальном
сочетании.
"Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того
времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила
титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.
Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но
только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее
овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений.
Тогда не было почти ни
-одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий,
не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких
областях творчества... Герои того времени не стали еще рабами разделения
Страницы: «« « 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |