Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
ред. Жирмунский - Легенда о докторе Фаусте

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 186
Размер файла: 1114 Кб
Страницы: «« « 107   108   109   110   111   112   113   114   115  116   117   118   119   120   121   122   123   124   125  » »»

     Чаше всего в конфликт с  церковным  авторитетом  должны  были  вступать
передовые философы и ученые средневековья, даже в том случае, когда наука их
продолжала  оставаться  "служанкой  богословия"  и  их  искание  истины   не
приводило их, по крайней мере  субъективно,  к  разрыву  с  учением  церкви.
Занятия "светскими" науками, основанными на опыте, хотя бы еще  ограниченном
и  в  значительной   части   мистифицированном,   -   медициной,   алхимией,
астрологией, знакомство с античной философией, прежде всего  с  Аристотелем,
открытым арабами, и попытки самостоятельного синтеза философской мудрости  с
богословскими догмами неизменно наталкивались на осуждение  и  преследования
церкви,  для  которой  они  всегда  граничили  с  неверием   и   ересью,   а
следовательно, объяснялись кознями дьявола.
     Среди прославленных средневековых философов и ученых, которых суеверная
молва обвиняла, как искателей запретной мудрости, в колдовстве и сношениях с
дьяволом,  были  представители   всех   национальностей:   француз   Абеляр,
англичанин Роджер Бэкон, немец Альберт Великий,  итальянец  Пьетро  д'Абано,
каталанец Раймунд Луллий и др.
     Рационалист  Абеляр  (1079-1142),  профессор  Парижского  университета,
поклонник Аристотеля и древних и  защитник  прав  разума  в  богословии  {Об
Абеляре как о представителе  оппозиционной  по  отношению  к  церкви  ранней
городской культуры см.: Н. А. Сидорова. Очерки по истории  ранней  городской
культуры во Франции. М., 1953.}, дважды  осужденный  на  церковных  соборах,
согласно легенде, в конце своей жизни покаялся в своих  грехах,  после  того
как внуки его, неосторожно завладев его колдовскими книгами, были растерзаны
дьяволом, которому он служил.
     Францисканец  Роджер   Бэкон   (1214-1292),   профессор   в   Оксфорде,
универсальный ученый, прозванный "doctor mirabilis" ("удивительный"), ранний
представитель научного  эмпиризма,  математик,  оптик,  астроном,  подвергся
преследованиям монахов своего ордена, которые запретили ему  писать  научные
книги, и провел 14 лет в заточении. Больше всего суеверных  толков  вызвала,
по-видимому, его лаборатория. Рассказывали, что вместе  со  своим  учеником,
монахом Бунгеем, он изготовил бронзовую голову, которую  с  помощью  дьявола
неудачно пытался оживить и заставить вещать. Согласно легенде, в конце жизни
он тоже  покаялся  и  стал  отшельником  {См.:  A.  W.  Ward,  I.  с.,  стр.
XXI-XXXI.}. Вскоре после выхода в свет  первого  издания  немецкой  народной
книги о Фаусте (1587) и, может быть, под  ее  влиянием  в  Англии  появилась
аналогичная по содержанию народная книга: "Знаменитая история брата  Бэкона,
содержащая  удивительные  дела,  совершенные  им   при   жизни,   также   об
обстоятельствах его смерти, вместе с историей жизни  и  смерти  двух  других
чародеев, Бунгея и Вандермаста" {См.: Early English Prose Romances.  Ed.  by
William  Thorns,  vol.  1.  London,  1828  -  Bibliotheca  curiosa.  Ed.  by
Goldstnilh Edinburgh, 1886. Немецкий перевод: Kloster, XI. стр. 1027-1070.}.
Книга эта послужила источником комедии Роберта Грина "История брата Бэкона и
брата Бунгея" (1592), написанной одновременно с трагедией Марло о Фаусте или
непосредственно вслед за ней {См.: A. W. Ward, l. с., стр.  47  -  110:  The
Honourable  History  of  Friar  Baron  and   Friar   Bungay   (с   подробным
филологическим комментарием). - Cp: H. Стopoженко. Роберт Грин. М., 1878.}.
     Профессор Падуанского университета  Пьетро  д'Абано  или  Апоне  (около
1250-1316), врач, натурфилософ, алхимик и астролог, изучавший греческий язык
в Константинополе, заподозренный в ереси, умер в тюрьме, находясь под  судом
инквизиции. Ему приписывали  трактат  по  вопросам  магии  ("Гептамерон  или
элементы магии") {В немецком переводе см.:  Kloster,  III,  стр.  591-614.},
который создал ему после смерти славу великого чародея. О нем  рассказывали,
что он держал в стеклянной банке 7  демонов,  которые  сделали  его  великим
мастером во всех "семи свободных искусствах" (т. е.  в  светской  учености).
Пьетро Апоне является героем новеллы немецкого романтика Людвига Тика (1825)
и выступает в  "Романсах  о  розах"  другого  романтика,  Клеменса  Брентано
(1808-1812), в соответствии с легендой, в роли чародея и соблазнителя.
     Героем  демонологической  легенды  стал  и   Альберт   фон   Больштедт,
прозванный Альбертом Великим  (1193-1280),  профессор  в  Кельне  к  Париже,
провинциал ордена доминиканцев, глава  схоластики  своего  времени,  который
прославился  своими  обширнейшими  трудами  по   богословию,   философии   и
естественным наукам и после смерти почитался своим орденом как  святой.  Тем
не менее энциклопедическая ученость Альберта Великого,  прозванного  "doctor
universalis",   его   занятия   естествознанием,   и    приписываемые    ему
апокрифические сочинения вроде "Книги работ Альберта  Великого  о  некоторых
свойствах  трав,  камней  и  животных"  и  др.  создали  и   ему   репутацию
чернокнижника. Легенда рассказывает, что, принимая  в  Кельне  в  1248  году
короля  Вильгельма  и  его  гостей,  Альберт  под  рождество  своими  чарами
наколдовал в его дворце  волшебный  сад  с  цветущими  деревьями  и  певчими
птицами. Чтобы накормить  гостей  своих  устрицами,  он  стучал  в  окно,  и
невидимая  рука  протягивала  ему  желаемое  блюдо  (анекдот,   впоследствии
перенесенный на различных кудесников XVI века, в частности и на Фауста)  {Об
Альберте Великом ср. рассказ  Лерхеймера  (Augustin  Lercheimer.  Christlich
Bedenken und Erinnerung von Zauberei. 1585). См.: "Тексты", I, 29e.}.
     Эпоха  Возрождения  усилила  оппозицию  против   церкви   как   главкой
идеологической  опоры  феодального  общества,  медленно  отступавшего   под.
натиском буржуазного  развития  и  революционного  движения  народных  масс.
Духовная диктатура католической церкви впервые  была  сломлена.  Возрождение
ознаменовалось "открытием мира и человека" (по выражению историка этой эпохи
Буркхарда), освобождением личности от опеки церкви, началом  самостоятельных
научных исканий,  основанных  на  разуме  и  на  опыте,  развитием  светской
философии, опирающейся на античные традиции "жизнерадостного  свободомыслия,
подготовившего   материализм   XVIII   века"   (Энгельс).    Оно    снабдило
реформационное движение оружием историко-филологической  критики  церковного
предания и вероучения и тем умножило  поводы  для  острых  конфликтов  между
знанием  и  верой.  Автономная  личность,  освобожденная   от   аскетической
церковной морали, видела свой идеал в удовлетворении  земных  интересов,  во
всестороннем развитии не только  духовных,  но  и  чувственных  потребностей
человека,  в  охвате  всего  человеческого  в  неповторимом   индивидуальном
сочетании.
     "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых  до  того
времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила
титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и  учености.
Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно,  но
только не людьми буржуазно-ограниченными. Наоборот, они были более или менее
овеяны характерным для того  времени  духом  смелых  искателей  приключений.
Тогда не было почти ни
     -одного крупного человека, который не совершил бы далеких  путешествий,
не говорил бы на четырех  или  пяти  языках,  не  блистал  бы  в  нескольких
областях творчества... Герои того времени не  стали  еще  рабами  разделения

Страницы: «« « 107   108   109   110   111   112   113   114   115  116   117   118   119   120   121   122   123   124   125  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. ред. Жирмунский, Легенда о докторе Фаусте