|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 » »» Великий князь отвечал: "Хочу отчину свою жаловать и оборонять, как отец наш
и деды делали; и если придет на моего наместника много жалоб, то я его
обвиню перед вами". Отпустив посадников и бояр, Василий отправил в Псков
окольничего князя Петра Васильевича Великого и дьяка Далматова с приказанием
выслушать князя Оболенского с псковичами порознь и помирить их. Посланные
возвратились и объявили, что псковичи с наместником не мирятся, приехали
опять посадники бить челом, чтоб государь дал им другого наместника, а с
Репнею прожить им нельзя. Тогда великий князь велел ехать к себе в Новгород
Репне и всем псковичам, у которых есть жалобы на наместника. Поехал
наместник, поехал посадник Леонтий, но поехал жаловаться не на Оболенского,
а на товарища своего, другого посадника, Юрия Копыла; Юрий поехал отвечать и
скоро прислал из Новгорода грамоту: "Если не поедут посадники из Пскова
говорить против князя Ивана Репни, то вся земля будет виновата". Тогда
сердце у псковичей приуныло; поехали девять посадников да купеческие
старосты всех рядов. Великий князь управы им не дал, но объявил: "Сбирайтесь
жалобщики на Крещение, тогда я вам всем управу дам, а теперь вам управы
никакой нет". Жалобщики возвратились домой и, когда подошел срок,
отправились опять в Новгород. В самый праздник Крещения Василий велел
псковичам собраться и идти на реку на водосвятие, где был и сам с крестным
ходом; потом бояре объявили им: "Посадники псковские, бояре и жалобщики!
Государь велел вам всем сбираться на государский двор, а кто не пойдет, тот
бы боялся государевой казни, потому что государь хочет дать вам всем
управу". Псковичи отправились с реки на владычный двор; посадники, бояре и
купцы введены были в палату, а младшие люди стояли на дворе: и вот вошли в
палату московские бояре и сказали псковичам: "Пойманы вы богом и великим
князем Василием Ивановичем всея Руси". Посадников посадили тут же, в палате,
а младших переписали и отдали новогородцам по улицам беречь и кормить до
управы. Так говорит псковский летописец; по известию же других летописцев,
великий князь велел псковскому наместнику, князю Репне, с посадниками стать
перед собою, выслушал и обыскал, что посадники не слушались наместника, в
суды и пошлины его вступались, держали его не так, как прежних наместников;
также от них и псковичам было много обид и насильств, но что более всего -
государское имя презирали, нечестно держали. За это великий князь положил
опалу на посадников, велел их схватить и раздать детям боярским по
подворьям. Тогда посадники и другие псковичи, познав свою вину, били челом
государю, чтоб пожаловал отчину свою, Псков, устроил, как ему, государю, бог
известил. Великий князь велел им сказать чрез бояр своих: "Вы достойны за
свои вины казни и опалы; но государь вам готов оказать милость, если вы
исполните его волю, вечевой колокол свесите, чтоб впредь вечу не быть, а
быть в Пскове двум наместникам и по пригородам быть также наместникам;
государь сам хочет быть в Пскове, помолиться св. Троице и всему указ
учинить, как судить наместникам в Пскове и по пригородам; если волю
государеву исполните, то государь вас жалует, в имения ваши и в земли не
вступается. Если же государева жалованья не признаете и воли его не
исполните, то государь будет делать свое дело, как ему бог поможет, и кровь
христианская взыщется на тех, кто государево жалованье презирает и воли его
не исполняет". Посадники и все псковичи отвечали боярам: "За государево
жалованье мы здесь челом бьем, но велел бы государь послать во Псков с теми
же речами". Они целовали крест служить Василию, его детям и наследникам до
конца мира.
Псковичи узнали об участи посадников от купца своего Филиппа Поповича,
который услыхал весть на дороге в Новгород, бросил товар и поскакал во Псков
сообщить ее гражданам. На псковичей напал страх, трепет и тоска, гортани их
пересохли от печали, уста пересмякли; много раз приходили на них немцы, но
такой скорби еще им не бывало, как теперь, говорит их летописец. Собрали
вече, начали думать, ставить ли щит против государя, запираться ли в городе.
Помянули крестное целование, что нельзя поднять рук на государя, а посадники
и бояре и лучшие люди все у него. Порешивши, что сопротивляться нельзя,
псковичи послали к великому князю гонца Евстафия, соцкого, бить челом со
слезами: "Чтоб ты, государь, жаловал свою отчину старинную; а мы, сироты
твои, прежде были и теперь неотступны от тебя и сопротивляться не хотим; бог
волен да ты в своей отчине и в нас, своих людишках". С объявлением воли
великокняжеской приехал в Псков дьяк Третьяк Далматов, который сказал на
вече от имени Василия: "Если отчина моя хочет прожить в старине, то должна
исполнить две мои воли: чтоб у вас веча не было и колокол вечевой был бы
снят; быть у вас двум наместникам, а по пригородам наместникам не быть; в
таком случае вы в старине проживете; если же этих двух волей не исполните,
то как государю бог на сердце положит: много у него силы готовой, и
кровопролитие взыщется на тех, кто государевой воли не сотворит; да государь
велел вам еще объявить, что хочет побывать на поклон к св. Троице во Псков".
Отговоривши свою речь, дьяк сел на ступени. Псковичи ударили челом в землю и
не могли слова промолвить, потому что глаза у них наполнились слезами,
только грудные младенцы не плакали; наконец, собравшись с духом, отвечали
дьяку: "Посол государев! Подожди до завтра: мы подумаем и обо всем тебе
скажем"; тут опять все горько заплакали. "Как зеницы не выпали у них вместе
со слезами? Как сердце не оторвалось от корня своего?" - говорит летописец.
Думать псковичам было нечего; день прошел в плаче, рыданиях, стонах;
бросались друг к другу на шею и обливались слезами. Задержанные в Новгороде
посадники и бояре писали к ним, что дали Василию крепкое слово своими душами
за себя и за всех псковичей исполнить государево приказание; писали, что
общая гибель будет следствием сопротивления великому князю, у которого
многочисленное войско. На рассвете другого дня позвонили к вечу; Третьяк
приехал, и псковичи сказали ему: "В летописях наших написано, с прадедами,
дедами и с отцом великого князя крестное целование положено, что нам,
псковичам, от государя своего, великого князя, кто бы ни был на Москве, не
отойти ни в Литву, ни к немцам; отойдем в Литву или к немцам или станем жить
сами собою без государя, то на нас гнев божий, голод, огонь, потоп и
нашествие поганых; на государе великом князе тот же обет, какой и на нас,
если не станет нас держать в старине; а теперь бог волен да государь в своей
отчине, городе Пскове, и в нас, и в колоколе нашем, а мы прежней присяге
своей не хотим изменять и на себя кровопролитие принимать, мы на государя
рук поднять и в городе запереться не хотим; а хочет государь наш, князь
великий, помолиться живоначальной Троице и побывать в своей отчине, во
Пскове, то мы своему государю рады всем сердцем, что не погубил нас до
конца". 13 января 1510 года сняли вечевой колокол у св. Троицы и начали
псковичи, смотря на колокол, плакать по своей старине и по своей воле, и в
ту же ночь Третьяк повез вечевой колокол к великому князю в Новгород.
За неделю до приезда великого князя приехали воеводы его с силою и
повели псковичей к крестному целованию, а посадникам сказали, в какой день
великий князь будет во Псков: посадники, бояре, дети боярские и посадничьи и
Страницы: «« « 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 531 532 533 534 535 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |