|
Главная - Наука - История
Соловьев С.М. - История России с древнейших времен Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 931 Размер файла: 6952 Кб Страницы: «« « 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 » »» которому князь Иван пошлет свою грамоту. В этой грамоте Оболенский писал к
брату, что, как ему хорошо известно, война начата не с московской стороны,
что великий князь посылал к королю Тимофея Заболоцкого для мира и братства,
а король с ним нашему государю прислал ответ жестокий и затем вместо посла
отправил рать свою на государеву землю. А государь наш, как есть истинный
христианский государь, и прежде не хотел и теперь не хочет, чтоб кровь
христианская лилась, а бусурманская рука высилась; хочет наш государь того,
чтоб христианство в тишине и покое было. Так если король желает того же и
пришлет к нашему государю, то пересылками между государей добрые дела
становятся.
Прошло четыре месяца. В начале февраля 1536 года в Москву дали знать из
Смоленска, что к князю Оболенскому идет посол от гетмана Радзивилла, человек
его Гайка. Посол подал опасную грамоту королевскую для проезда московских
послов в Литву, а в грамоте к Оболенскому Радзивилл писал, будто пленник
князь Федор Овчина-Оболенский бил челом, чтобы паны ходатайствовали у короля
о мире, и король по их ходатайству посылает теперь опасную грамоту. Эта
опасная грамота опять не понравилась в Думе великокняжеской; здесь
рассуждали: "Пишут на князя Федора, что им князь Федор бьет челом; а князь
Федор у них в руках, что хотят, то на него пишут"; приговорили, чтоб
Оболенский послал к Радзивиллу вместе с его человеком своего человека с гра
мотою, написал бы, что князю Федору бить челом непригоже; приговорили также
послать по прежним обычаям свою опасную грамоту на королевских послов; князю
же Оболенскому потому нужно было послать своего человека, чтобы дело не
порвалось.
В тот самый день, как Оболенский отпустил Гайку из Москвы, именно 27
февраля, литовские войска потерпели поражение под Себежом. В Литве понимали,
что это событие не заставит московское правительство исполнить требование
короля и отправить своих послов в Литву, и потому придумали новое средство
согласить требования обеих сторон. В мае Радзивилл прислал к Оболенскому
новую грамоту, в которой писал: "Ты пишешь, чтобы наш господарь отправил
своих послов к вашему господарю; но рассудите сами, кому приличнее отправить
своих послов - нашему ли господарю, который в таких преклонных летах, или
вашему, который так еще молод? Прилично вашему господарю послать к нашему,
как к отцу своему. Но если б ваш господарь и отправил своих послов к нашему
господарю, давши им полный наказ и запретивши выступать из него, то может
легко случиться, что наш господарь не примет этих условий и послы
возвратятся, ничего не сделавши; то же самое может случиться, если и наш
господарь пришлет к вам в Москву своих послов. Для избежания этого посоветуй
с братьею своею, князьями и боярами, господарю своему, чтоб он отправил
послов своих великих на границы, давши им полномочие; а король пошлет с
своей стороны также великих послов с полномочием, так чтоб, не заключивши
мира или перемирия, они не могли разъехаться".
Но это средство не помогло, особенно после себежского дела; великий
князь говорил с матерью своею и с боярами, что отправлять к королю послов
своих ему непригоже: прежде отец его никогда не посылывал; и на съезд ему
послов своих отправить также непригоже; много о том бывало речей от папы и
от цезаря, чтоб послам быть на съезде, и князь великий Василий всегда
отговаривал. С этим решением Оболенский опять отправил человека своего к
Радзивиллу; в грамоте своей он дал ему знать, что государи в сношениях своих
друг с другом должны поддерживать достоинство государств своих, а не
считаться летами: "Ведомо вам гораздо, что с божиею волею от прародителей
своих государи наши государства свои держат; отец государя нашего, великий
государь Василий, был на государствах отца своего и на своих; теперь сын его
на тех же государствах деда и отца своего; государь наш теперь в молодых
летах, а милостию божиею государствами своими в совершенных летах. А что ты
писал о съезде посольском на границах, то это кто-нибудь, не желая между
государями доброго согласия, такие новизны выдумывает; от предков наших
государей повелось, что от королей к ним послы ходили и дела у них делали".
Король сделал еще шаг вперед: в июлe месяце прислал уже прямо от себя к
Иоанну кревского наместника Никодима Техановского с прежним требованием
присылки великих послов в Литву и с опасною грамотою на них. В Думе решили:
Никодима отпустить, а к королю послать сына боярского доброго, для того чтоб
с королем дела не порвать; а не послать к королю человека, то вперед задрать
о мире будет тяжело. И отправили в Литву сына боярского Хлуденева с опасною
грамотою на королевских послов. Хлуденев возвратился уже в ноябре и объявил,
что к Рождеству будут в Москву великие литовские послы - полоцкий воевода Ян
Юрьевич Глебович с товарищами; Хлуденев сказывал также, что по дороге честь
ему была велика, кормы давали вдоволь и чтили его. Ян Глебович явился к
назначенному сроку, и переговоры открылись; они начались спором о том, кто
первый начал войну - литовцы или русские. Говорили бояре с послами о том
многие речи; бояре говорили: королевы люди начали, а послы говорили:
великого князя люди начали - и долго о том говорили. Послы говорили, что
король посылал гетмана на северские города, потому что эти города его;
король Казимир отдал их Шемякину и Можайскому, и те изменили и передали их
Москве. Бояре отвечали, что северские города были к Киеву, а Киев - отчина
великому князю; и о том речей спорных и бранных много говорили. Когда эти
споры наскучили, послы сказали, что не для чего говорить о старине, а
надобно найти доброе дело, как бы между государями мир устроить. Когда бояре
согласились говорить о настоящем деле, то начался спор, кому первому
излагать свои условия; бояре настояли, чтобы первые говорили послы, и те
начали требованием Новгорода и Пскова. Бояре отвечали: "И прежде о том
бывали речи, да плода не было и не будет. Зачем говорить нелепости, от
которых плода никакого нет? Где Новгород, где Псков? И конца тому нет,
откуда идут ваши речи". После многих спорных речей послы сказали: "Много
поговоривши, как бы к концу приговориться" - и стали требовать мира, какой
был между Казимиром и Василием Темным. Бояре назвали и это бесплодными
речами. Послы стали говорить о мире Иоанна III с Александром, Василия с
Сигизмундом; бояре, разбранившись с ними, пошли прочь, и великий князь велел
послам ехать на подворье.
Во второе совещание послы приехали и долго сидели молча; наскучив их
молчанием, боярин Михаил Юрьевич сказал: "Паны! Хотя бы теперь дни были и
большие, то молчаньем ничего не сделать; а теперь дни короткие, и говорить
будете, так все мало времени". Послы отвечали: "Мы уже говорим два дня и все
по приказу господаря своего спускаем, а вы ни одного слова не спустите;
скажите нам, как ваш государь с нашим господарем в вечном мире быть хочет?"
Бояре отвечали, что вечный мир может быть заключен только на тех условиях,
на каких было перемирие между Сигизмундом и покойным великим князем
Василием, т. е. чтоб Смоленск навеки был уступлен Москве; а которые дела
случились уже при Иоанне, о тех вперед будет разговор (говоря). Послы
сказали на это: "Положите на своем разуме: для чего господарю нашему своей
Страницы: «« « 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |